Многоликий Amazon: что делает компанию Джеффа Безоса великой
История успеха одного из крупнейших в мире онлайн-ритейлеров – американского Amazon.
В самом начале сайт Amаzon.com был книжным магазином. Теперь Amazon — гигантская компания с собственными решениями в области логистики, интернет-платежей, разработки оборудования и хранения данных, а также медиа-бизнесом.
И этот список неполон — во многих странах, если вам нужно что-то купить или продать, вы идете на Amazon, к неудовольствию многих независимых продавцов. В программе Prime, членство в которой стоит $99 в год, состоят 85 млн американских абонентов, то есть две трети семей в США. Назвать такую компанию просто интернет-магазином язык не поворачивается.
За каждым бизнес-решением Amаzon стоит философия «маховика» — глава компании Джефф Безос заимствовал этот термин у бизнес-консультанта Джима Коллинза еще в первые дни жизни стартапа. Под маховиком подразумевается цикл, в котором компания снижает цены для привлечения клиентов, что увеличивает продажи и привлекает еще больше клиентов, а это, в свою очередь, позволяет компании получать выгоду от масштаба (за счет логистики и других общих затрат), пока, в конечном счете, цены не получится снизить снова.
Образ маховика лучше всего отражает два главных стремления Amаzon: завоевывать мировое торговое пространство и идти навстречу потребителю.
И эти амбиции были ясно видны на самом раннем этапе: Безос назвал свою компанию в честь крупнейшей в мире реки, а еще купил домен relentless.com (relentless — неумолимый, безжалостный). Наберите его в браузере — он и сейчас ведет на Amazon.
Безос всегда ставил клиентов впереди акционеров и их интересов; можно вспомнить, что Amаzon появился в мае 1997 года, терпел убытки следующие шесть лет, а еще десять лет балансировал на грани прибыльности. И для Безоса эти убытки и другие финансовые показатели были не так важны, как поддержание низких цен и качество обслуживания клиентов — факторы, позволяющие маховику крутиться. Как ни удивительно, но все эти годы ему удавалось убеждать Уолл-стрит терпеть эту печальную для акционеров ситуацию.
В 2016 году продажи Amazon составили $136 млрд. В этом году продажи в Prime Day, фирменный день распродаж, превзошли оборот Amazon и в «Черную пятницу», и в «Киберпонедельник» — Amazon объявила этот день «крупнейшим мировым событием» в истории магазина.
Биржа к акциям компании благосклонна, и даже слишком, учитывая, что Amazon до сих пор едва прибылен — тем не менее инвестор, вложивший $100 в момент IPO, в мае этого года, к 20-летнему юбилею компании, превратил их в $63 990.
Amаzon как логистическая компания
Секрет невероятного успеха Amаzon в области электронной коммерции — логистика. Компания обеспечивает американским клиентам бесплатную двухдневную доставку, а в рамках программы Prime Now, распространяющуюся на некоторые города США, более 25 000 товаров оказываются у покупателя в пределах двух часов — ничего подобного UPS и FedEx не умеют.
Логистическая инфраструктура Amazon включает более 180 складов, 28 сортировочных центров, 59 местных пунктов доставки и 65 станций для двухчасовой доставки в рамках Prime Now.
Инвестиционный банк Piper Jaffray считает, что в радиусе 32 километров от склада или станции доставки Amаzon проживает 44% населения США, а после покупки Whole Foods к перечисленному добавится еще 431 распределительный центр, сообщает Quartz.
В 2013 году компания, как сообщается, приступила к реализации проекта Dragon Boat — транспорт, который будет не торопясь перевозить товары прямо от производителей в Китае и Индии в США.
Кроме распределительных центров, Amаzon владеет парком из более чем 4000 грузовиков и арендует для доставки и перераспределения посылок более 20 самолетов. При этом информация о каждой когда-либо доставленной посылке анализируется и используется для оптимизации сети.
По данным компании, из 382 000 ее сотрудников более 90 000 работают в американских центрах исполнения заказов. Судя по рассказам этих работников, условия там очень жесткие — эффективность прежде всего.
Они описывают систему баллов, которая подразумевает учет любых нарушений, в том числе утренних опозданий или задержек после перерыва. Походы в туалет не одобряются — они мешают работе. Для каждого сотрудника составляется рейтинг, и наименее эффективные увольняются. То же касается и офисных служащих.
Требования к эффективности обуславливают и интерес к робототехнике: в 2012 году Amаzon приобрела компанию Kiva Systems, производящую складских роботов, за $775 млн. Эти плоские квадратные роботы перемещают по маршрутной сетке вручную снятые с полок заказы — уже 100 000 таких устройств работает в 25 центрах обработки заказов компании.
Впрочем, даже на частично роботизированных складах нужны люди, и в 2017 году Amаzon планирует дополнительно нанять в США на полный и неполный рабочий день 120 000 рабочих. Компания также продолжает вкладывать средства в автоматизацию — это и роботы, способные выбирать заказы на стеллажах, и дроны-курьеры.
Amаzon Prime — сердце Amаzon
Программа Amаzon Prime была представлена в напряженный для компании период, в 2005 году, когда акции Amаzon падали после каждого квартального отчета, а инвесторы начали думать, что так и не дождутся обещанной революции в интернет-торговле.
Но Безос снова убедил мир подождать, заявив, что его клиентоориентированный план «годами не будет приносить прибыли».
Глава Amаzon сказал: «Если мы позаботимся о клиентах, в долгосрочной перспективе с акциями все будет в порядке».
Прошло десять лет. Сегодня Amаzon Prime — бизнес с миллиардными оборотами. Подписчикам по-прежнему предлагается бесплатная двухдневная доставка, но теперь к ней прибавилась потоковая музыка, видеосервис, бесплатное хранение фотографий, бесплатные электронные книги, доступ в закрытые разделы сайта и другие услуги, например, доступ к принадлежащей Безосу газете Washington Post.
В мае он сказал акционерам: «Мы хотим сделать так, чтобы Amаzon Prime был у каждого ответственного пользователя». И план работает: 63% американских пользователей Amazon уже подписаны на Prime.
Amazon — облачная компания
Облачный бизнес Amazon, известный как Amazon Web Services, с момента старта растет почти на 50% в год и теперь обслуживает миллионы клиентов при обороте в $14,6 млрд.
Интересно, что история превращения Amazon в одну из важнейших инфраструктурных интернет-компаний сильно мифологизирована. На самом деле AWS не был построен на простаивающих мощностях — это были целенаправленные усилия инженеров Бенджамина Блэка, Криса Пинкхэма и команды разработчиков, которые увидели потенциал стандартизованной виртуальной инфраструктуры, открытой для публичного использования.
Еще с 1990-х в компании предпринимались усилия по созданию масштабируемой архитектуры и стандартизированных инструментов для разработчиков и клиентов, использующих торговую платформу интернет-магазина. Разным командам была необходима общая инфраструктура, которая бы упростила разработку и развертывание новых сервисов. Это направление сначала выразилось в создании внутренней системы, которая затем стала доступна и внешним клиентам.
В 2003 году разработчики обсудили идею с Безосом и он дал добро на выделение этого направления в самостоятельное подразделение. Блэк писал в блоге: «Сначала нам просто казалось, что это интересно».
Как это принято в клиентоориентированном Amazon, команда сначала разработала макет пресс-релиза, часто задаваемые вопросы, а затем подробные технические характеристики продукта, который стал основой для AWS. По словам Блэка, чтобы понять, что из этого выйдет, потребовалось время — в начале это было не очевидно.
Но вскоре все изменилось. В 2005 году сервис был впервые открыт для клиентов, а официальный запуск произошел летом 2006-го. Том Шкутак, в то время финансовый директор Amazon, сказал, что этот бизнес вобрал в себя все знания, полученные за 11 лет существования компании — «это Amazon кишками наружу».
Теперь AWS — крупнейшее в мире публичное облако, причем с огромным отрывом от конкурентов: по данным Synergy Research Group, Amazon занимает 34% рынка, а Microsoft, IBM и Google — 24% вместе взятые.
Впрочем, возможно, это не навсегда. У Amazon большое преимущество, но облачные сервисы становятся все доступнее, конкуренция растет, а значит, доминирование может размываться, а прибыль от услуги снижаться. Пока же это направление очень прибыльно, и за его счет в огромной степени финансируется расширение компании.
Сегодня облачные сервисы Amazon — далеко не просто хранилище файлов. Клиентам предоставляются в аренду самые разные возможности, включая распознавание изображений и голоса. Если стартап создает приложение, скажем, для распознавания овощей с помощью камеры телефона, он может не создавать для этого собственную инфраструктуру, а арендовать серверы Amazon.
Стартапу важнее потратить деньги на разработчиков или продажников, так что клиентов у Amazon хватает, при этом подобное положение вещей дает компании практически неограниченные вычислительные мощности для разработки и запуска собственных продуктов и услуг, использующих возможности машинного интеллекта.
Один из примеров такого сервиса — голосовой помощник Alexa. Amazon не публикует подробную статистику по числу запросов и даже по числу использующих Alexa устройств, но аналитики подсчитали, что Alexa доминирует среди конкурентов, занимая 70% рынка. И если вы попросите Alexa сыграть песню — она тоже будет браться с серверов Amazon.
Amazon — монополия?
Покупка американской сети Whole Foods за 13,7 млрд долларов вызвала у публики беспокойство по поводу монополизации рынка. Amazon всегда жестко конкурировала с соперниками, но до сих пор в целом избегала антимонопольного контроля, поскольку эта конкуренция оборачивалась выгодой потребителя.
Когда в конце 2000-х Amazon вышла на рынок электронного книгоиздания, Безос оценил бестселлеры в $9,99, что было значительно меньше стоимости новых книг в твердой обложке в американских магазинах. В итоге клиенты отвернулись от традиционных издателей, а Amazon получила огромную долю рынка электронной литературы.
Позже, когда американское правительство рассматривало дело о фиксации цен в отношении Apple и крупнейших американских издателей, оно охарактеризовало подход Amazon не как «хищнический», а как политику захвата рынка путем снижения цен, отметив при этом, что бизнес компании оставался прибыльным.
То же самое случилось с подгузниками. В 2009 году Безос хотел приобрести быстро развивающийся стартап Quidsi, владевший брендами Diapers.com, Soap.com и BeautyBar.com. Когда Quidsi отвергла предложение, он заметно, местами до 30%, снизил цены на подгузники и другие детские товары.
Спустя год Amazon запустила Amazon Mom, услугу с годовой бесплатной двухдневной доставкой, а также дополнительной скидкой на подгузники. В Quidsi полагали, что Amazon потеряет на этой операции $100 млн, но это не имело значения — такой напор напугал инвесторов компании, а на Diapers.com стало меньше покупателей.
В итоге в ноябре 2010 года компания Quidsi продалась Amazon за $540 млн, а Федеральная торговая комиссия заключила, что сделка не была антиконкурентной. В 2011-м Amazon перестала продавать новые подписки на сервис Amazon Mom, а в 2012-м резко снизила скидки на детские товары.
В заметке для юридического журнала Yale Law Journal, опубликованной в январе 2017 года, исследователь монополизма и технологий Лина Хан утверждала, что клиентоориентированная политика Amazon позволяет компании избегать антимонопольного контроля, даже когда она берет под свой контроль все новые отрасли.
Впрочем, антимонопольное законодательство — сложная сфера, и, чтобы рассуждать о монополии, нужно определить рынок, на котором может возникнуть проблема. Amazon же теоретически конкурирует со всей сферой розничной торговли, что дополнительно осложняет ситуацию.
Важнейшее оружие Amazon в борьбе с конкурентами — низкие цены, а в последние десятилетия американские регуляторы избегают объявлять такого рода предложения антиконкурентными, предполагая, что рынок помешает компаниям снижать цены до бесконечности. Впрочем, если Безос что-то и доказал за последние 20 лет, так это то, что логика рынка ему не указ.
Источник: Insider
Читайте также —
Побудувати Amazon в Україні: як «Розетка» стала маркетплейсом