10 тезисов Владислава Чечеткина о проблемах украинской таможни
Собственник крупнейшего интернет-магазина Rozetka.ua Украины Владислав Чечеткин о задержках товара из зарубежных онлайн-магазинов на украинской таможне и другом негативе от чиновников.
В конце мая сразу несколько интернет-изданий поспешили сообщить, что таможня блокирует ввоз в Украину товаров почти 1200 брендов, якобы за нарушение прав интеллектуальной собственности. Информация не подтвердилась: проблемы с доставкой возникали лишь у небольшого количества потребителей, и только по некоторым брендам. Тем не менее, в соцсетях и блогах развернулись оживленные дискуссии. В четверг, 1 июня, Новое время поговорило об этом с Владиславом Чечеткиным, совладельцем крупнейшего интернет-магазина Украины Rozetka.ua. Редакция rau.ua подготовила конспект из самых интересных высказываний известного бизнесмена.
Что происходит
Сейчас все посылки с товарами Meizu, как и ранее товары Xiaomi, остановлены в точках обмена почтового трафика на таможне. Это происходит на основании заявления правообладателя, точнее его представителя, некоей госпожи Виктории Цитович, которая заявляет, что все товары Meizu, которые везутся кем-либо еще кроме ее компании, контрафактные, т.е. поддельные. На основании этого таможня остановила все посылки для выяснения так это или нет. Во вторник и среду представители группы товарищей «22 евро» всячески открещивались от этой информации и говорили, что все это неправда. Я заявляю сегодня, в четверг вечером, что все посылки остановлены.
Об аферистах
Формально в Украине существует «Таможенный реестр авторских прав». Правообладатели, представители правообладателей и часто просто аферисты делают какие-то бумаги, подают их в таможенные органы и после этого таможня должна согласовывать каждый ввоз определенного бренда с каждым таким «владельцем авторских прав». По украинскому законодательству, это не запрет на ввоз, а остановка для проведения экспертизы — ваш товар контрафактный или нет. Но что такое «контрафакт»? Это очень интересный способ обманывать «пересічного громадянина», потому что и таможня, и ушлые юристы подменяют термин «контрафактность» термином «контрабанда», за чем на самом деле стоит «не совсем тот канал ввоза, который удобен или выгоден кому-то из поставщиков».
О конкуренции и жадности
На самом деле контрафакт — это поддельный товар, как кроссовки Abibas или магнитофон Pampasonic. А товар, который поступает в Украину дешевле, через других поставщиков, не определенных заранее какими-то аферистами — это параллельный импорт. Но конкуренция большинству бизнеса не нравится — все хотят зарабатывать много денег. Еще больше и еще больше — всегда больше. Потому «контрафакт» в данном случае — это замечательный способ бороться с конкуренцией: создать на таможне реестр авторских прав, а дальше всех поголовно обвинять в поддельном товаре и называть его красивым словом «контрафактный», а потом поди разберись или «хтось не дочув» — контрафактный или контрабанда, что по-сути препятствование конкуренции.
Есть и другая история. Сегодня Украина не признает сертификатов качества, выданных не на территории Украины. Т.е. у нас в стране утверждают, что напечатанные бумажки, выданные нашими дельцами, называющимися «сертификационными центрами», которых сколько-то и они все коммерческие, более качественные, чем все европейские или американские сертификаты. При этом сертификация занимает две-три недели и стоит 3-5 тыс. долл. на каждое наименование товара. Если вы везете партию из трех разных моделей телефона, то вы должны каждую из них сертифицировать. Причем сертификация, пройденная с одним юрлицом, не работает с другим юрлицом на тот же самый товар. Вы должны получать сертификацию еще раз. Все это делает невозможной легальную конкуренцию при крупных поставках.
О Законе 5419 и фальш-старте
Ни для кого не секрет, что в большинстве иностранных интернет-магазинов цены гораздо ниже, чем в Украине и люди, поняв это, начали активно покупать за рубежом. Это превратилось в угрожающую для крупных украинских бизнесменов тенденцию, потому они пытаются заблокировать эти каналы продаж. В начале была инициатива с 22 евро, затем закон, пытающийся изменить Международный принцип авторского права на национальный, когда абсолютно официально кто-то будет решать что вам покупать и по какой цене это делать, а бизнесу разрешать торговать этим товаром или нет. Украина может стать первой страной в мире, где такое произойдет. Сегодняшняя инициатива с остановкой посылок физических лиц — это эксцесс исполнителя. Закон 5419 еще не принят, а таможня уже побежала. И очень быстро все подсуетились — вчера мы видели миллион объяснений, что все это не так и Закон 5419 еще не принят, а вот когда примут, тогда и поговорим. Я повторяю еще раз, на сегодняшний день, 1 июня, посылки остановлены и конечным покупателям не идут. Такие же проблемы не только у Rozetka.ua, но и у Нова пошта, и у Most Express, который доставляет наши посылки из-за рубежа, и у много кого еще.
Про 22 евро
В США порог для товара, который не нужно растаможивать, 800 долл, в Канаде как-то опустился до 150 канадских долл. За первый год потери на оформление всех этих посылок на таможне и сбор податей составили 32 млн. канадских долларов чистого убытка, после чего Канада вернулась к цифре 1500 канадских долларов. Украина снизила какое-то время назад порог с 300 евро до 150 евро без уплаты дополнительных налоговых платежей, затем появилась инициатива про 22 евро. Слава богу, общество стало на дыбы.
О таможне
Проблема Украины в том, что если таможня пропустила продукцию на территорию Украины и потом ей прокуратура предъявляет претензию, что недособрали налоги и сборы, кто-то из таможенников пойдет в тюрьму. Но если она не пропустила незаконно, ей за это не будет ничего. Поэтому в нашем случае так: мы ничего не пропускаем — нам все равно за это ничего не будет. А если пропустим, то может что-то случится.
О дойной корове
В сентябре 2016 года был круглый стол, на котором представители бизнеса, которые называются «официальными импортерами» или «представителями производителей», жаловались на конкурентов, которые продают в Украине в два-три раза дешевле их продукцию. Основная их жалоба была именно такая: «Они же не платят налоги поэтому у них дешевле!» Позвольте! Налоги в Украине — НДС + таможенная пошлина — от 0 до 30%. Если сравнивать с Европой, НДС в Европе тоже есть, и пошлины есть. То есть то, что вы пытаетесь продать свою продукцию в два раза дороже и это не налоги — это нормально. Аргументы у двигателей Закона 5419 такие, что «мы предоставим отличные условия для развития бизнеса и этот бизнес начнет вкладывать деньги в Украину, развиваться здесь и колоситься». Да не начнет, зачем? У вас и так есть дойная корова, народ на привязи, уж лучше вкладывать деньги в яхту или Монако, чем в Украину. Зачем, если здесь не будет с кем конкурировать? Монополия позволяет зарабатывать столько много, сколько хотите. Такого нельзя допустить.
О Законе Гройсмана и лоббистах
Законопроект 5699 премьер-министра Владимира Гройсмана абсолютно четко прописывает международный принцип исчерпания авторских прав в Украине. Он должен сделать невозможным такие манипуляции на таможне. Но у Закона 5419 есть четкие лоббисты, а у Закона 5699 — лишь огромное количество мелких бизнесов и народ Украины. Потому Закон 5699 двигается как-то, а Закон 5419 пушится лоббистами очень-очень-очень сильно. При этом он получил отрицательные рецензии от антимонопольного комитета и Министерства экономического развития, которые говорят прямо, что этот законопроект ухудшит бизнес-климат в Украине. Но это не смущает наших депутатов, они кричат, что это самый честный закон, он наполнит бюджет и остановит контрабанду. Но чем наполнит бюджет, они не говорят.
Как с этим бороться
Наше главное достояние после Революции Достоинства в том, что власть и схема-техники боятся гласности. В этом случае только гласная позиция народных масс позволит сделать невозможным принятие таких законопроектов и заставит отвечать ту же таможню, которая говорит: «Мы ничего не остановили, все нормально, все идет». Все «говорящие головы» это сказали, ведь они долго к этому готовились, что вот «закон принято» и все равно случился фальш-старт. Другого действенного способа у меня нет, поэтому пишите обращения к депутатам в Facebook. Все подписанты законопроекта 5419 есть в Facebook и все как-то там реагируют. Задавайте им прямые вопросы: как это улучшит бизнес-климат в стране, состояние покупателя в Украине, собираемость налогов. Собирать средства как лоббисты на PR-компании у нас не выйдет — мы распорошены, ведь мы — это множество маленьких и средних бизнесов. Остается лишь глас народа. Если спросить депутатов, которые поставили подписи, зачем они это делают и к чему это приведет, возможно это изменит ситуацию к лучшему. Пусть это слишком размыто и может звучать пафосно, но я другого способа сейчас не вижу.
Что делаю я
Я последовательно в публичной плоскости борюсь с этими потугами и бессмысленными законопроектами, начиная с 22 евро, который скорее был уже неким апофеозом, заканчивая сегодняшней ситуацией. И всюду я стараюсь объяснить свою позицию — и людям, и юристам, и депутатам, которые все равно в итоге вбросили на рассмотрение этот законопроект.