Корона: история здания нового ужгородского ТРЦ

Корона: история здания нового ужгородского ТРЦ

08.09.2017 09:00
  2080
Іван Зайцев

Как современный ТРЦ Корона возвращает внешний вид и дух исторического здания в центре Ужгорода, которое долгое время было украшением города.

Читайте українською

Иногда общественность очень негативно воспринимает, когда в исторических зданиях открывается очередной торговый или офисный центр. Это и неудивительно: заботясь только о прибыли, бизнесмены часто уничтожают уникальные сооружения, искажая исторический облик городов. В том же Киеве таких примеров немало. Однако бывает и наоборот: только благодаря бизнесу исторические памятники получают «вторую жизнь». Именно таким примером станет новый ужгородский ТРЦ Корона, открытие которого запланировано на IV квартал 2017 года.

Архитекторы очень осторожно подошли к реконструкции ТРЦ Корона — исторического здания в самом центре Ужгорода, пытаясь полностью воссоздать внешний вид дома, который несколько десятилетий был центром светской жизни города, но постепенно пришел в упадок и находился в аварийном состоянии.

Ужгород — один из главных туристических центров Западной Украины, откуда туристы начинают свои зарубежные поездки и куда приезжают, чтобы увидеть удивительное смешение венгерской, австрийской и чешской культур. Основная часть зданий в этом стиле находится в центре Ужгорода, на пересечении туристических потоков.

Скоро у туристов появится еще один «якорь» в их экскурсиях — торговый центр Корона, расположенный на месте гостиницы и ресторана «Верховина». Центр будет сочетать в себе три функции: торговой площадки, места отдыха и развлечений и центра культуры и искусств.

ТРЦ будет расположен в самом центре Ужгорода — недалеко от берега реки Уж, площадей Театральной и Фенцика.

Реконцепция требует больше площади

Проекты реставрации любых объектов в историческом центре должны соответствовать всем требованиям города, который активно развивается, поэтому дизайн здания «Верховины» будет восстановлен не только со всеми его неповторимыми особенностями архитектуры, но и с модернизированными под современные требования ритейла торговыми площадями.

Основатель компании IDNT Николай Чумак говорит, что часто при такого рода проектах девелоперу приходится не просто восстанавливать, а фактически перестраивать здание, поскольку старые постройки не имеют необходимого для современного ритейла планирования. «Часто, как в случае с киевским ЦУМом, добавляются этажи, парковка, перекрытия усиливаются. Получается принципиально новое здание при сохранении старого вида», — рассказывает Чумак.

По его словам, на слишком малой площади сложно реализовать концепцию торгового центра. Именно с целью создания популярной торговой площадки восстановленная Корона имеет четыре этажа вместо двух, а на крыше здания будет размещена смотровая площадка с живыми растениями.

Оценить важность реставрации этого объекта для города несложно — горожане много лет посещали любимое культовое место — отель-ресторан Корону, однако до последнего времени строение стояло за высоким забором и находилось в центре скандалов и распрей.

Потерять здание и позволить ему разрушиться было бы слишком расточительно для крупного туристического центра. Поэтому в 2014 году был утвержден план капитальной реконструкции здания в торговый и арт-центр. Вдохнуть жизнь и вернуть былую популярность объекта взялась компания Retail & Development Advisors, эксклюзивный брокер объекта.

Стоит отметить, что Ужгород не имеет больших качественных торговых центров: до последнего времени самым был торговый центр Дастор общей площадью 8300 кв. м. Динамичное развитие ритейла в западных областях, как продуктовых так и fashion-сегмента в последние несколько лет обошло стороной Ужгород. Эксклюзивный брокер ТРЦ Корона — компания Retail & Development Advisor — ведет переговоры с сетевыми ритейлерами, такими как Yves Rosher, Люксоптика, Sinsay, LC Waikiki, Секунда, Дом Игрушек, Антошка, LTB, Intertop, Pandora, Obag, Inglot, NYX, Watsons и другими.

От отеля до современного торгового центра

История здания «Корона — Верховина» начиналась еще в 1910 году с появления отеля «Венгерская корона». На центральной части здания над скульптурной композицией «Вакханалия», была установлена ​​металлическая большая копия короны святого Иштвана, которая при чешской власти была снята, тогда же название комплекса изменено на «Коруна». Благодаря новому проекту центра корону святого вернули на ее историческое место — в архитектурный ансамбль.

Здание было двухэтажное, на втором этаже размещался отель, на первом работала корчма, магазины и кафе.

«Верховиной» здание стало называться в советские времена. В то же время ресторан был передан в собственность «Закарпаткурорторгу» и в роскошный ресторан заходили даже простые рабочие.

А посмотреть там было на что: интерьер изысканного большого зала на первом этаже украшали огромные красивые люстры, стены — мастерская лепнина, паркет был идеально начищен специальной мастикой, а внимательные официанты и непревзойденная кухня довершали впечатление от культового места.

С 1984 года для отеля-ресторана начались нелегкие времена. Он был в управлении «Объединения ресторанов и кафе», которое занималось активным развитием столовых для рабочих по всему городу. «Верховина» не могла выдержать конкуренцию с современными залами того же отеля «Закарпатье», где гремели популярные выступления артистов варьете. С 1989 года здание находилось в ведении Ужгородского комбината общественного питания, а в 1991-м его вновь передали в «Объединение ресторанов и кафе», которое вовсе не занималось им.

Сад на крыше

Лучшие годы здания остались далеко позади, поэтому перед инвесторами и девелоперами стояла задача вернуть популярность локации и воплотить в жизнь концепцию первого для Ужгорода центра, который сочетает в себе развлечения, культурную жизнь и качественные торговые площади. Одной из изюминок нового проекта станет роскошный летний сад на верхнем этаже со смотровой площадкой. Идея модераторов проекта проста — во-первых, вид на город в сочетании с настоящим садом на крыше сразу привлечет внимание туристов. Кроме того, аналогов такому зеленому решению в стране нет — Корона станет первым торговым центром с летним садом на крыше. Во-вторых, это восстановление «фишек» исторического здания — одним из украшений «Верховины» была именно летняя терраса. Гости ресторана сидели за столиками в тени деревьев, а когда появился второй этаж, площадку с летним садом застеклили.

Кроме смотровой площадки и сада на крыше, внимание гостей города привлекут световые проекции на здание, которые будут включаться каждый вечер.

Корона для искусства

Творческая элита города часто отдыхала на зеленой террасе: художники и писатели встречались здесь чтобы свободно поделиться мыслями, зачитать новые стихи, или поспорить об искусстве. В новом ТРЦ Корона расположится центр культуры и искусств, в котором будут проводиться выставки и культурные мероприятия. Подобная локация необходима городу: уже второй раз в городе проходит конкурс живописи «Серебряный мольберт» для молодых художников, организованный культурным фондом Brovdi Art. Цель проведения конкурса — стимулировать развитие современного творчества, дать возможность раскрыть потенциал молодых художников.

Для города восстановление исторического здания с такими современными функциями — хорошая новость. «Для компании это в первую очередь социальная ответственность перед городом», — считает основатель компании IDNT Николай Чумак.

Однако популярность объекта зависит от многих факторов.«Успешность ТРЦ все равно в первую очередь зависит от концепции», — утверждает эксперт.

А основания надеяться на успех есть, и немалые. Новый центр отличается уникальной для Украины концепцией: на площади 11000 кв. м запланирована интеграция торгового, делового, культурного и арт-пространств.

«Это знаковый проект для Закарпатья и других областей Западной Украины. Пока в Ужгороде развит больше street-retail, однако появление такого торгового центра позволит ряду сетевых операторов наконец открыть свои торговые точки в этом городе, и облегчит потребителям доступ к продукции украинских и международных компаний, — рассказала RAU Таисия Литовченко, директор компании Retail & Developmnet Advisor — эксклюзивного брокера ТРЦ Корона. — В центра есть все составляющие, чтобы стать успешным проектом: локация в самом сердце Ужгорода и уникальная концепция. Также центр — социальный проект: на арт-пространстве комплекса будут проводиться постоянные выставки картин закарпатских художников и ежегодный конкурс «Серебряный мольберт».

Не исключено, что именно благодаря возврату внешнего вида исторического здания и удачной концепции Ужгород станет богаче на еще один «магнит» для туристов, а местные жители получат современное место для шопинга и культурного отдыха.

Читайте также — 

Далекий Захід: реалії та перспективи рітейлу Ужгороду та Закарпатської області


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка