Корона: история здания нового ужгородского ТРЦ
Как современный ТРЦ Корона возвращает внешний вид и дух исторического здания в центре Ужгорода, которое долгое время было украшением города.
Иногда общественность очень негативно воспринимает, когда в исторических зданиях открывается очередной торговый или офисный центр. Это и неудивительно: заботясь только о прибыли, бизнесмены часто уничтожают уникальные сооружения, искажая исторический облик городов. В том же Киеве таких примеров немало. Однако бывает и наоборот: только благодаря бизнесу исторические памятники получают «вторую жизнь». Именно таким примером станет новый ужгородский ТРЦ Корона, открытие которого запланировано на IV квартал 2017 года.
Архитекторы очень осторожно подошли к реконструкции ТРЦ Корона — исторического здания в самом центре Ужгорода, пытаясь полностью воссоздать внешний вид дома, который несколько десятилетий был центром светской жизни города, но постепенно пришел в упадок и находился в аварийном состоянии.
Ужгород — один из главных туристических центров Западной Украины, откуда туристы начинают свои зарубежные поездки и куда приезжают, чтобы увидеть удивительное смешение венгерской, австрийской и чешской культур. Основная часть зданий в этом стиле находится в центре Ужгорода, на пересечении туристических потоков.
Скоро у туристов появится еще один «якорь» в их экскурсиях — торговый центр Корона, расположенный на месте гостиницы и ресторана «Верховина». Центр будет сочетать в себе три функции: торговой площадки, места отдыха и развлечений и центра культуры и искусств.
ТРЦ будет расположен в самом центре Ужгорода — недалеко от берега реки Уж, площадей Театральной и Фенцика.
Реконцепция требует больше площади
Проекты реставрации любых объектов в историческом центре должны соответствовать всем требованиям города, который активно развивается, поэтому дизайн здания «Верховины» будет восстановлен не только со всеми его неповторимыми особенностями архитектуры, но и с модернизированными под современные требования ритейла торговыми площадями.
Основатель компании IDNT Николай Чумак говорит, что часто при такого рода проектах девелоперу приходится не просто восстанавливать, а фактически перестраивать здание, поскольку старые постройки не имеют необходимого для современного ритейла планирования. «Часто, как в случае с киевским ЦУМом, добавляются этажи, парковка, перекрытия усиливаются. Получается принципиально новое здание при сохранении старого вида», — рассказывает Чумак.
По его словам, на слишком малой площади сложно реализовать концепцию торгового центра. Именно с целью создания популярной торговой площадки восстановленная Корона имеет четыре этажа вместо двух, а на крыше здания будет размещена смотровая площадка с живыми растениями.
Оценить важность реставрации этого объекта для города несложно — горожане много лет посещали любимое культовое место — отель-ресторан Корону, однако до последнего времени строение стояло за высоким забором и находилось в центре скандалов и распрей.
Потерять здание и позволить ему разрушиться было бы слишком расточительно для крупного туристического центра. Поэтому в 2014 году был утвержден план капитальной реконструкции здания в торговый и арт-центр. Вдохнуть жизнь и вернуть былую популярность объекта взялась компания Retail & Development Advisors, эксклюзивный брокер объекта.
Стоит отметить, что Ужгород не имеет больших качественных торговых центров: до последнего времени самым был торговый центр Дастор общей площадью 8300 кв. м. Динамичное развитие ритейла в западных областях, как продуктовых так и fashion-сегмента в последние несколько лет обошло стороной Ужгород. Эксклюзивный брокер ТРЦ Корона — компания Retail & Development Advisor — ведет переговоры с сетевыми ритейлерами, такими как Yves Rosher, Люксоптика, Sinsay, LC Waikiki, Секунда, Дом Игрушек, Антошка, LTB, Intertop, Pandora, Obag, Inglot, NYX, Watsons и другими.
От отеля до современного торгового центра
История здания «Корона — Верховина» начиналась еще в 1910 году с появления отеля «Венгерская корона». На центральной части здания над скульптурной композицией «Вакханалия», была установлена металлическая большая копия короны святого Иштвана, которая при чешской власти была снята, тогда же название комплекса изменено на «Коруна». Благодаря новому проекту центра корону святого вернули на ее историческое место — в архитектурный ансамбль.
Здание было двухэтажное, на втором этаже размещался отель, на первом работала корчма, магазины и кафе.
«Верховиной» здание стало называться в советские времена. В то же время ресторан был передан в собственность «Закарпаткурорторгу» и в роскошный ресторан заходили даже простые рабочие.
А посмотреть там было на что: интерьер изысканного большого зала на первом этаже украшали огромные красивые люстры, стены — мастерская лепнина, паркет был идеально начищен специальной мастикой, а внимательные официанты и непревзойденная кухня довершали впечатление от культового места.
С 1984 года для отеля-ресторана начались нелегкие времена. Он был в управлении «Объединения ресторанов и кафе», которое занималось активным развитием столовых для рабочих по всему городу. «Верховина» не могла выдержать конкуренцию с современными залами того же отеля «Закарпатье», где гремели популярные выступления артистов варьете. С 1989 года здание находилось в ведении Ужгородского комбината общественного питания, а в 1991-м его вновь передали в «Объединение ресторанов и кафе», которое вовсе не занималось им.
Сад на крыше
Лучшие годы здания остались далеко позади, поэтому перед инвесторами и девелоперами стояла задача вернуть популярность локации и воплотить в жизнь концепцию первого для Ужгорода центра, который сочетает в себе развлечения, культурную жизнь и качественные торговые площади. Одной из изюминок нового проекта станет роскошный летний сад на верхнем этаже со смотровой площадкой. Идея модераторов проекта проста — во-первых, вид на город в сочетании с настоящим садом на крыше сразу привлечет внимание туристов. Кроме того, аналогов такому зеленому решению в стране нет — Корона станет первым торговым центром с летним садом на крыше. Во-вторых, это восстановление «фишек» исторического здания — одним из украшений «Верховины» была именно летняя терраса. Гости ресторана сидели за столиками в тени деревьев, а когда появился второй этаж, площадку с летним садом застеклили.
Кроме смотровой площадки и сада на крыше, внимание гостей города привлекут световые проекции на здание, которые будут включаться каждый вечер.
Корона для искусства
Творческая элита города часто отдыхала на зеленой террасе: художники и писатели встречались здесь чтобы свободно поделиться мыслями, зачитать новые стихи, или поспорить об искусстве. В новом ТРЦ Корона расположится центр культуры и искусств, в котором будут проводиться выставки и культурные мероприятия. Подобная локация необходима городу: уже второй раз в городе проходит конкурс живописи «Серебряный мольберт» для молодых художников, организованный культурным фондом Brovdi Art. Цель проведения конкурса — стимулировать развитие современного творчества, дать возможность раскрыть потенциал молодых художников.
Для города восстановление исторического здания с такими современными функциями — хорошая новость. «Для компании это в первую очередь социальная ответственность перед городом», — считает основатель компании IDNT Николай Чумак.
Однако популярность объекта зависит от многих факторов.«Успешность ТРЦ все равно в первую очередь зависит от концепции», — утверждает эксперт.
А основания надеяться на успех есть, и немалые. Новый центр отличается уникальной для Украины концепцией: на площади 11000 кв. м запланирована интеграция торгового, делового, культурного и арт-пространств.
«Это знаковый проект для Закарпатья и других областей Западной Украины. Пока в Ужгороде развит больше street-retail, однако появление такого торгового центра позволит ряду сетевых операторов наконец открыть свои торговые точки в этом городе, и облегчит потребителям доступ к продукции украинских и международных компаний, — рассказала RAU Таисия Литовченко, директор компании Retail & Developmnet Advisor — эксклюзивного брокера ТРЦ Корона. — В центра есть все составляющие, чтобы стать успешным проектом: локация в самом сердце Ужгорода и уникальная концепция. Также центр — социальный проект: на арт-пространстве комплекса будут проводиться постоянные выставки картин закарпатских художников и ежегодный конкурс «Серебряный мольберт».
Не исключено, что именно благодаря возврату внешнего вида исторического здания и удачной концепции Ужгород станет богаче на еще один «магнит» для туристов, а местные жители получат современное место для шопинга и культурного отдыха.
Читайте также —
Далекий Захід: реалії та перспективи рітейлу Ужгороду та Закарпатської області