Семь ключевых трендов украинского e-commerce в 2017 году

Семь ключевых трендов украинского e-commerce в 2017 году

21.06.2017 09:50
  1127
Ukrainian Retail Association

Колонка арт-директора и совладелицы Rechi.Ua Инны Бачуриной о главных трендах в украинской онлайн-торговле fashion-сегмента. e-commerce

Читайте українською

Чтоб быть честной с читателями, оговорюсь, что выделенные мной тренды относятся к премиальному и люксовому сегменту рынка. Однако ценовые сегменты онлайн-рынка отличаются не радикально, поэтому следующие семь пунктов будут интересны всем причастным к e-commerce.

  1. Бешеного роста рынка не предвидится.

Те +30% и +50%, о которых по результатам 2016 года рапортовали представители маркетплейсов, были сформированы динамикой С2С-сегмента. И это грустная иллюстрация нашей бедности, а не свидетельство бурного роста e-commerce.

Для оценки реальной динамики премиального сегмента можно посмотреть на темпы роста категорийных поисковых запросов в Google. С учетом того, что никаких серьезных изменений в структуре используемых украинцами поисковых систем за 2016 год не произошло, это будет объективным показателем реальных тенденций в сегменте.

  1. Все дистрибьюторы и ритейлеры, которые еще только планировали, уже выйдут в онлайн.

Если присмотреться к структуре вакансий в e-commerce, становится очевидным, что в основном речь не о расширении штата существующих команд, а о наборе персонала в новые проекты.

Выходя в онлайн в надежде расширить свою клиентскую базу и «взорвать продажи» ритейлеры с ужасом обнаруживают, что их конкуренты уже давно здесь. Потому самым простым вариантом реакции выбирают …

  1. Демпинг. e-commerce

Безусловно, на такие категории, как брендовая одежда, обувь, люксовые часы и украшения, наши импортеры еще в начале кризиса снизили свой маркап. Но теперь у большинства люксовых компаний в онлайн все коммуникации строятся вокруг ценовых предложений, а некоторые часовщики кнопку «в корзину» заменили на «купить со скидкой».

В результате потребитель абсолютно отучается покупать по полной цене, что крайне негативно сказывается на экономике ритейла.

  1. Не мобайл, а мультискрин.

Аудитория Rechi.Ua еще в 2015 году перешагнула отметку 50% мобильного трафика, потому мобайл как тренд для нас уже не актуален.

Но именно в 2017 году мы наконец увидели ту модель потребления, для которой Натали Массене в далеком 2001-м создавала Net-a-Porter. Пик трафика — поздний вечер, когда наша клиентка, накормив мужа и уложив детей, получает часик для себя. Тут она с бокалом вина на диване может на телефоне или планшете изучить предложения любимого магазина.

Но на практике оказывается, что до этого днем она на работе заходила с десктопа. Потом отдала ребенку планшет и пересела за ноутбук или взяла телефон.

Потому задача состоит уже не в том, чтоб обеспечить мобильность сайту. А в том, чтоб обеспечить комфортную работу на всех устройствах с максимальным сохранением персонификации. А потом собрать в аналитике все эти сеансы, чтоб правильно оценить путь клиента до покупки.

  1. Конкуренция с монстрами.

Благодаря порогу беспошлинной торговли в 150 евро украинский e-commerce находится в заранее невыгодном положении относительно глобальных конкурентов. Если европейский интернет-магазин что-то продает украинскому клиенту, в цене товара нет ни НДС его страны, ни украинского НДС. А вот в цене товара в нашем магазине НДС присутствует всегда. Потому хотя бы на сумму НДС украинский портал всегда менее конкурентоспособен.

А с учетом того, что клиент всегда несравнимо более лоялен к бренду, чем к мультибрендовому ритейлеру, cross-border e-commerce будет расти и дальше. Только мне непонятно, чему так радуются в этом случае деловые СМИ, ведь очевидно, что это рост импорта, а не экспорта.

Кроме того, наш нищий, но все же 40-миллионный рынок остается привлекательным для глобальных игроков. И если в 2016-м контекст от Farfetch завлекал клиентов фразой «бесплатная доставка по России», то в 2017 они уже осознали, что мы таки отдельное государство и начали осознанно делать маркетинг на Украину.

  1. Mix & Match. e-commerce

И пока представители классического офлайн-ритейла удивляются, как можно мешать в одном интернет-магазине Converse и de Grisogono, а также новые коллекции с распродажей, мировой fashion e-commerce давно идет по этому пути.

Например, главный люксовый ритейлер Италии Luisaviaroma.com в одной категории «Сумки» собирает радикально разные по цене предложения.

Этот, странный на первый взгляд, ход объясняется легко: огромное предложение — единственный способ e-commerce конкурировать с интернет-магазинами брендов. Ключевой фактор тут: широкое предложение не для разных аудиторий, а для одной целевой. Если наша клиентка носит часы de Grisogono вместе с кедами Converse, то мы будем продавать оба бренда.

Если онлайн-ритейлер не может по объективным причинам иметь такую же лояльность покупателей, которую формируют к себе бренды, ему остается только один путь — максимально наращивать число контактов со своей аудиторией, предлагая им огромный выбор.

  1. Маркетплейсы рулят.

Тут Украина тоже следует примеру европейских стран с опозданием в 3-5 лет. Люди устали от огромного количества предложений и рекламы и хотят тратить на онлайн-покупки как можно меньше времени. Это уже не увлекательная новинка, а привычная рутина. Потому старт покупок начинается не с Google, а с любимого маркетплейса. В большинстве стран Европы — это Amazon.

Очевидно, что данный тренд начинает развиваться и в Украине, потому основная конкуренция в украинском e-commerce происходит среди маркетплейсов: Rozetka, Prom.ua, OLX. В премиальном сегменте любимый маркетплейс один — Rechi.Ua.

Автор: Инна Бачурина, арт-директор и совладелица Rechi.Ua

Читайте также — 

Що буде з ринками доставки і e-commerce – прогноз Нова пошта


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка