Непокоренные: кто из ритейлеров отважился развивать сеть во время войны и как именно
После войны немало украинских ритейлеров достойны попасть в учебники по бизнесу о том, как следует действовать в условиях, когда завтра может не наступить: как поддерживать потребителей, коллектив, свою страну. И речь не только о таких сетях, как АТБ или Сільпо, которые работают в прямом смысле под бомбами. Речь и о тех, которые рискнули и возобновили инвестиции в открытие новых торговых точек и создание новых рабочих мест. Несмотря на то, что в любой момент все это может быть уничтожено страной-террористом.
Если бы украинские ритейлеры пошли по пути большинства международных сетей и прекратили свою работу после вторжения россии, страна бы столкнулась с ужасной гуманитарной катастрофой. Именно отечественный розничный бизнес взял на себя обязанность кормить, одевать, снабжать лекарствами, средствами связи и гигиены украинцев даже в условиях полной неопределенности. Несмотря на опасность, ведущие сети магазинов Украины продолжили инвестировать в экономику страны и открывать новые торговые точки там, где они необходимы украинцам. Кто они, где и как развивались в первые пять месяцев войны – в материале RAU.
Новые направления развития
Крупнейшая украинская продуктовая сеть АТБ открыла первый новый магазин во время активной фазы войны еще 31 марта. Он находится в 55 км от Львова – в городе Буск, население которого составляет менее 10 000 человек. Очевидно, с новой фазы войны с россиянами оно увеличилось из-за появления вынужденно перемещенных граждан. Только за первый день новый магазин посетили 1700 покупателей. Всего с 24 февраля по 14 июля 2022 года сеть АТБ открыла 12 новых маркетов, шесть из которых разместились во Львовской, два — в Киевской и по одному в Тернопольской, Закарпатской, Волынской и Черновицкой областях. И, таким образом, АТБ достиг 1141 работающих маркетов.
В другом сегменте ритейла – продажа товаров техники и электроники – также вопреки войне искали новые направления роста. В новые для себя города продолжила экспансию ВМ Техника, открывшая по магазину в Славуте Хмельницкой области и Снятине Ивано-Франковской области. Сейчас в сети работает 28 из 29 локаций. К началу войны сеть MOYO охватывала 58 магазинов по всей Украине. 24 февраля компания приняла решение о временной приостановке работы ради безопасности сотрудников. Затем начали возобновлять работу там, где это возможно. Начиная с первой декады марта и на 1 августа работает уже 51 магазин сети MOYO, при чем четыре из них открылись впервые. Так, 10 июня начал работу второй магазин сети в Тернополе, за которым открыли магазины в Червонограде и Самборе, усилив присутствие MOYO во Львовской области, а 1 августа MOYO открыл свои двери в Броварах.
Среди ритейлеров одежды новые направления развития в Украине нашла для себя польская группа LPP — первый международный fashion-оператор, который избавился от своего российского бизнеса. Один из брендов группы — Sinsay — едва ли не единственная зарубежная сеть магазинов одежды, которая открывает новые объекты в Украине даже сейчас. Так, новенькие Sinsay появились в ТРЦ Ужгорода и Львова – Pannonia и Fabrik.
Юго-восточный рубеж
По состоянию на июль, несмотря на угрозы, в сети Varus работает 98 супермаркетов. С начала года ритейлер успел открыть четыре новых магазина — в Покровске и Краматорске Донецкой области, Каменске Днепропетровской области и Днепре. Сейчас они законсервированы, как и еще 10 магазинов, большинство из которых оказались в зоне активных боевых действий и на оккупированных территориях. В компании рассматривают возможность дальнейшего развития своего продовольственного направления бизнеса даже в условиях военного положения.
Другой ритейлер – drogerie-сеть EVA – открыл за время войны девять новых магазинов в разных регионах, в том числе один в Днепропетровской области.
Юг – вторая часть Украины по уровню опасности. Причин для этого достаточно — близость временно оккупированных Крыма и Херсона, высокая частота ракетной угрозы и активные военные действия. Однако даже в таких условиях часть системных игроков розницы ищут пути обеспечения украинцев продуктами питания и товарами первой необходимости не только в давно открытых магазинах, но и в новых локациях. Так, Таврия В открыла три новых магазина в Одессе, а еще через месяц – первый для одесситов супермаркет ПЮРЕ, площадью более 1990 кв. м. Кроме того, новые объекты сети начали работу в Котовском Одесской области и Хмельницком.
Одесская Копейка за этот период не открывала новых магазинов, однако сейчас готовит сразу два открытия и еще одно — в планах на осень. Сейчас в сети продолжает работать 90 маркеров.
Центральные игроки
Тем временем в киевском регионе продолжили свое развитие Ашан и Novus. Новый магазин в формате Pick up Point Ашан начал работу в Ирпене по ул. Соборная 118/12. Еще две точки были открыты накануне войны — в ЖК Сырецкие сады (ул. Ивана Выговского, 10-М) и ЖК Республика (бульвар Фаддея Рыльского, 3). Несмотря на военное положение, 40 маркетов Ашана продолжают работать. Что касается Novus, то новый супермаркет литовской сети площадью 4000 кв. м встретил покупателей в Киеве 1 июля на Керченской площади, 7.
Продолжил развитие магазинов формата «у дома» в Черкасской и Кировоградской областях Файно Маркет. Новые точки продаж продуктов питания открыли свои двери покупателям в Кропивницком, Черкассах и селе Сагуновка Черкасской области, что увеличило сеть до 137 локаций. В Пчелка Маркет в указанный период был открыт один магазин – в Боярке по ул. Бульварная, 2/50. Он стал 33-м в сети, охватывающей Киев, Киевскую область, а также Чернигов и Житомир (по одному маркету).
Высокую планку новых открытий демонстрирует OnePrice. Пока другие ритейлеры из сегмента товаров для дома в большинстве своем сокращают свою деятельность, сеть осваивает новые для себя локации в Киеве, Чернигове, Ирпене и Одессе. За один только июнь OnePrice расширился на восемь магазинов. По новой точке продаж в сегменте DIY открыли Агромат (в Киеве на просп. Героев Сталинграда 8 А) и Лео Керамика — (в Черкассах).
Новые магазины в Конотопе и Червонограде открыла группа компаний Алло. Еще один объект сети начал работу 12 июня на месте разрушенного магазина в Нетешине в ТК Лаванда. В настоящее время в группе Алло работают 274 магазина.
В то же время, ни один из крупных ритейлеров техники и электроники не стал открывать новые локации в центральных областях, пока только восстанавливали работавшие до 24 февраля. Но это продолжили делать представители других сегментов торговли. Usupso открыли новый мини-маркет в столичном ТРЦ River Mall. Также 25 апреля в Киеве начал работу новый объект Территория min – в районе станции метро Академгородок. А в конце мая Территория min запустила точку продаж в Ивано-Франковске – первую для сети на западе Украины.
С востока на запад
Харьковская сеть MasterZoo 4 апреля открыла новый зоомаркет в Полтаве, позже начала активно осваивать самые западные города – впервые магазины MasterZoo появились в Ивано-Франковске и Тернополе. Новые зоомагазины открылись в Киеве, Львове, Хмельницком и Луцке.
В свою очередь, Fozzy Group полностью переориентировали экспансию в сторону запада. Так, в апреле-июне новые магазины Сільпо начали свою работу в Ужгороде, Львове и Червонограде. Все они открыты в новых торговых центрах – Pannonia, Fabrik и Майдан. Еще один FMCG-ритейлер Fozzy Group — сеть магазинов Thrash! ТРАШ! — начала работу в городах Новояворовск (ул. Степана Бандеры, 36), Ивано-Франковск (ул. Волчинецкая, 34), Трускавец (ул. Скоропадского, 14) и Ровно (ул. Макарова, 32). Сейчас в Сільпо работает 297 магазинов, у Thrash! ТРАШ! – 90.
Направились на запад и многие другие компании. Первый новый Комп’ютерний Всесвіт появился в поселке Дубово на Закарпатье, а у Фокстрот — уже девятый и первый с начала войны во Львове. В сети салонов-магазинов Люксоптика открылось по магазину во Львове, Трускавце, Червонограде и Новограде-Волынском. Нашлось место для развития на западе Украины и ювелирному сегменту. Свой первый и пока единственный новый магазин с момента полномасштабного вторжения россии в Украину в ровенском ТРЦ Злата Плаза открыла SOVA. Сеть магазинов базовой одежды Famo открыла в апреле новую точку продаж в Ужгороде, а итальянский косметический бренд Kiko Milano – во львовском ТРЦ Forum Lviv. VOVK открыли новый магазин в Мукачево, Marathon – в Черновцах и этот список можно продолжать. Очевидно, поток новых операторов в западном регионе только начался, но уже набирает обороты.
Западноукраинские хозяева
Продолжили расширение и западноукраинские сети, ведь оказались в более выгодных позициях других коллег по цеху. Восстановила расширение во Львове Рукавичка, которая за последние пять месяцев запустила торговлю в четырех новых локациях «города льва». В настоящее время сеть насчитывает уже 191 маркет. Сосредоточены на своем развитии также SPAR. Открытие первых супермаркетов луцкой компании VolWest Retail с начала войны состоялось в селе Великий Кучурив Черновицкой области, Калуше Ивано-Франковской области и в Ужгороде. SPAR в Украине уже насчитывает 58 магазинов и, кроме развития, успевает продолжать завоз гуманитарной помощи украинцам от своих партнеров SPAR со всего мира.
Полномасштабное вторжение россиян оказало серьезное влияние на планы сети маркетов Сим23, работающей в формате convenience store. Однако уже в апреле ритейлер нашел способ увеличить поддержку экономики нашей страны, создавая новые рабочие места. Зайти за покупками можно в восемь новых маркетов Сим23, расположенных в городах Ивано-Франковск, Львов, Луцк, Нововолынск, Стрый и Ковель. 20 апреля новый магазин формата convenience store в Белге открыла львовская сеть Свій Маркет. Крупнейший по количеству торговых объектов продуктовый ритейлер Львова Близенько возобновил расширение в мае. Магазин появился на ул. Миколайчука, 20.
Бесспорно, этот список новых объектов нельзя считать исчерпывающим, однако он демонстрирует медленную, но решительную готовность ритейла так или иначе искать новые пути для развития, во что бы то ни было.
Читайте также
Несокрушимые: какие новые торговые центры открылись в Украине в первом полугодии 2022 года