Мест нет: почему ритейлеры замедлили темпы развития

Мест нет: почему ритейлеры замедлили темпы развития

02.07.2018 08:10
  871
Ukrainian Retail Association

В текущем году украинские продовольственные ритейлеры откроют меньше новых магазинов, чем в прошлом году. Это связано с несколькими факторами.

Читайте українською

Как пишет портал Mind.ua, продажи сетей в натуральном выражении не растут, рынок насыщается, а хороших площадок для открытия магазинов все меньше. В этом году ритейлеры не рискнули ужесточать финансовые требования к поставщикам, которые должны платить «за вход», «за полку» и возвращать продуктовым сетям ретробонусы.

Не торопясь

До конца года в Украине появится до 500 магазинов, тогда как в 2017-м было открыто 511 объектов, полагает директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. Свои предположения аналитик строит на результатах работы отрасли в первом квартале 2018 года. Они оказались хуже в сравнении с январем-мартом 2017-го.

В первом квартале этого года продовольственные ритейлеры открыли 79 магазинов, тогда как за аналогичный период прошлого года – 111.

Всего в Украине на начало апреля работало около 4500 магазинов. В пятерке крупнейших украинских ритейлеров оказались: АТБ – 929 магазинов (в первом квартале – 19 новых), Fozzy Group (Сільпо, Le Silpo, Thrash! Фора, Fozzy C&C) – 535 (4 новых), Volwest Group (Наш край, Spar) – 241 (4 новых) и Львовхолод (Рукавичка) – 131 (1 новый). «Темпы развития снизили практически все сети», – констатирует Игорь Гугля.

С чем это связано? По мнению партнера компании Atlas Advisors Алексея Ращупкина, мест для открытия новых магазинов становится все меньше. «Так, в Киеве открывается меньше торговых центров, а арендные ставки за последний год выросли примерно на 10-15%», – констатирует он.

Постепенное насыщение рынка

Постепенное насыщение украинского розничного рынка — это еще одна причина, комментирует Mind совладелец сети Таврия-В Борис Музалев. Количество желающих инвестировать в розничный бизнес увеличивается. Например, в этом году собственники L’Kafa Group открыли первый «магазин у дома» под названием Базар Експрес. Компания Аритайл создает новую сеть мини-магазинов площадью до 100 кв. м под брендом Коло, а собственники западноукраинских ритейлеров Колибрис и Наш край заявили о намерении объединить активы.

Новички конкурируют со старожилами за лучшие площадки в городе и в некоторых случаях готовы платить больше.

Открывать рядом с ними новые торговые точки сети не хотят. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что сейчас ритейлеры открывают новые магазины на месте старых гастрономов. Но таких предложений тоже становится все меньше.

Денег нет…

«Заработные платы персонала растут в три-четыре раза быстрее, чем покупательная способность населения. Это значит, что доходность розничного бизнеса остается низкой и сетям сложно развиваться», – перечисляет тенденции Борис Музалев. Эксперт говорит, что за пять месяцев этого года продажи в натуральном выражении не изменились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В денежном эквиваленте продажи растут, что связано с повышением цен на продукты питания производителями. По данным Ассоциации поставщиков торговых сетей, в мае этого года капуста подорожала на 34%, морковь – на 6%, пшено и яблоки – на 3%, а вареные колбасы – на 1%.

…но вы держитесь

Отношения между поставщиками и ритейлерами не изменились. «Некоторые крупные производители диктуют свои условия сетям, поэтому им приходится работать на старых условиях», – рассказывает Дорошенко. Три руководителя компаний – поставщиков продуктов питания рассказали, что средняя отсрочка по оплате – 60-90 дней.

Плата за вход в крупные сети составляет 200 000-300 000 грн за одно наименование продукции, а ретробонусы достигают 6-10% от суммы проданных товаров.

«Задержка с оплатой существует у всех, за исключением международных сетей, например, Ашан или Metro. Со всеми остальными приходится договариваться и часто ожидать оплаты дольше установленного срока», – сообщил Мind директор крупной компании-поставщика, пожелавший остаться неназванным.

Председатель правления компании Киевхлеб Владимир Череда отмечает, что отсрочка по оплате его категории продукции составляет 20 дней. «Мы прекращаем отгрузки в том случае, если сеть допустила просрочку платежа. Поэтому они стараются платить вовремя и не остаться без хлеба», – поясняет он.

Как будут развиваться сети

«Мы постоянно занимаемся поиском новых помещений, поэтому основной «пик открытий» придется на конец года. Планируется, что в этом году все сети будут работать над улучшением качества своих магазинов. Это позволит повысить продажи в каждой торговой точке на 10-15%», – говорит Мind директор по развитию крупной торговой сети.

Повышенное внимание ритейлеры уделяют и регионам. По данным GT Patners Ukraine, в первом квартале на востоке страны сети открыли 31,6% от общего числа магазинов, на западе – 30,4%, в Киеве – 15,2%, на юге – 12,7%, в центре – 6,3%, а на севере страны – 3,8%. Киевский розничный рынок уже перенасыщен, потому ритейлеры все активнее пытаются найти интересные площадки в разных областях Украины.

По материалам: Mind.ua

Читайте также –

Їжа класу «преміум»: навіщо Сільпо, Фора і АТБ відкривають елітні продуктові маркети


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка