Антиглобалисты: почему modnaKasta закрывает сервис доставки товаров из США GlobalKastа

Антиглобалисты: почему modnaKasta закрывает сервис доставки товаров из США GlobalKastа

25.05.2017 09:00
  2323
Виктор Нагорский

modnaKasta была вынуждена закрыть проект GlobalKasta, но в компании не считают этот проект неудачным. Будут ли успешными другие сервисы доставки из зарубежных интернет-магазинов?

Читайте українською

С 1 июня один из крупнейших игроков украинского рынка e-commerce modnaKasta закрывает сервис доставки товаров из магазинов США GlobalKasta. Проект был запущен всего около года назад – в конце мая 2016-го, но уже в июле того же года был перезапущен совместно с компанией Нова Пошта. Тогда в компании утверждали, что перезапуск позволил значительно снизить тарифы и уменьшить сроки доставки. Впрочем, обновление не помогло решить сложности со своевременной доставкой, на что чаще всего жаловались клиенты. Как отметили в modnaKasta, именно невозможность поддерживать высокое качество услуги и выполнять обещания по срокам вынудили компанию свернуть проект.

Таможня не дает добро

По мнению участников рынка e-commerce, наиболее логичной причиной закрытия стали плохие финансовые результаты работы сервиса. «Думаю, что проект закрыли, во-первых, по причине убыточности, а во-вторых, из-за того, что он «каннибализировал» основной бизнес компании», — говорит директор по маркетингу LeBoutique Юлия Шилова.

Заместитель главы правления Delivery Group Андрей Ивасив считает, что главная причина закрытия проекта – отсутствие должного спроса на доставку из магазинов США. «Во многом это может быть связано с высокой конкуренцией уже существующих вариантов заказа и доставки товаров через другие службы», — добавляет он. Кроме того, по словам руководителя проекта Ukrainian E-commerce Expert Ирины Холод, такой продукт требует точной организации логистики, прохождения таможенных процедур и своевременной оплаты. «Основной, и, на мой взгляд, самый сложный процесс – это прохождение таможенных процедур, которые могут значительно снизить скорость и увеличить финансовую составляющую», — отмечает Ирина Холод.

Согласны с этим и в компании Нова Пошта, которая помимо сотрудничества с modnaKasta в прошлом году также запустила услугу доставки товаров из зарубежных онлайн-магазинов NP Shopping. «Из факторов, на которые объективно мы влиять не можем – работа таможни и неблагоприятные погодные условия для совершения авиаполетов», — говорят в пресс-службе Нова Пошта. Впрочем, несмотря на все сложности, в рамках услуги NP Shopping за январь-апрель 2017 года компания доставила более 30 000 посылок. Актуальные сроки доставки, которые предлагает Нова Пошта — от 8 рабочих дней.

В самой modnaKasta подчеркнули, что в цепочке создания ценности услуги GlobalKasta для клиента есть четыре звена: modnaKasta, таможня, логистический партнер и партнер-перевозчик.

«Сезонные нагрузки на рынке в ноябре-декабре показали нам, что в такой цепочке взаимодействия ситуация может выйти из-под контроля. Поэтому решили не продолжать бороться с «ветряными мельницами», а оставить этот рынок, учесть полученный опыт и сосредоточиться на других  проектах, качество которых modnaKasta сможет гарантировать на 100%», — подчеркнули в пресс-службе компании.

Не тот партнер

Президент Украинской Ассоциации Директ Маркетинга Валентин Калашник уверен, что в GlobalKasta были допущены ошибки как на операционно-логистическом, так и на стратегическом уровне.

По его словам, одной из главных ошибок modnaKasta было решение сотрудничать в этом проекте с Нова Пошта.

«На этапе импорта и таможенной очистки причинами неудачи было несоответствие таможенно-правовой модели (ЦСС), которую использует Нова Пошта, задачам массовой обработки посылок. Это приводило к большим временным затратам и высокой себестоимости обработки. Невыполнение GlobalKasta заявленных объeмов генерировало у Нова Пошта убыток по несколько десятков тысяч долларов в месяц. И как следствие, когда у НП вырос трафик из Китая, посылки GlobalKasta обрабатывались по остаточному принципу, что приводило к задержкам на несколько недель. Закончилось тем, что в НП прямо заявили, что GlobalKasta — конкурент, и они не видят смысла помогать в ей развитии», — говорит Калашник.

Он напоминает, что modnaKasta начинала проект GlobalKasta с Пост Интернешнл – гибким и лояльным партнером, но отказавшимся субсидировать убыточные отправления. «Поэтому когда Нова Пошта дала сверхнизкий тариф, Kasta перешла к ним. Для оператора, в свою очередь, это была временная потребность – частично покрыть убытки на первоначальном этапе, пока собственный международный трафик не достиг необходимых объемов», — считает эксперт.

По его словам, также у modnaKasta периодически возникали проблемы на других этапах: то с американским партнером, то с МАУ, которая не вывозила посылки в срок и требовала повышения стоимости перевозки. На стратегическом уровне главными причинами неудачи GlobalKasta, по мнению Калашника, стало отсутствие какого-либо опыта в международной логистике, излишне оптимистичный расчет в планировании и переоценка своей ценности для партнеров.

«Модель, когда логистическая цепочка строится исключительно на ресурсах партнеров, сама по себе является рискованной. modnaKasta пожадничала и не инвестировала в собственную логистическую инфраструктуру – за что и поплатилась. На их месте я бы сейчас отказался от демпинга и сверхнизкой цены как повода для PR, снизил бы на порядок амбиции по объему, сделал бы акцент на сервисную составляющую и выстраивал необходимые для этого инфраструктуру и процессы. Это позволило бы вернуть вложенные деньги через 4-5 лет. Вместе с тем, для компании, избалованной многократным ростом рынка e-commerce, подобная стратегия выглядит скучно. Поэтому они решили списать убытки и закрыть проект», — резюмирует Калашник.

Впрочем, в самой modnaKasta уверяют, что не расценивают проект GlobalKasta как неудачный. «Наоборот, мы утверждаем, что смогли быстро сделать продукт и за считанные месяцы вышли в лидеры рынка услуг доставки товаров из-за рубежа. Для нас это был первый опыт в международной торговле и знания, которые мы получили, очень важны для внедрения наших новых сервисов. Также благодаря урокам проекта, мы улучшили внутренние процессы – коммуникацию с клиентами, оптимизацию и автоматизацию процессов, использование ресурсов», — утверждают в modnaKasta.

Туманные перспективы

Несмотря на закрытие сервиса, в modnaKasta уверены, что рынок доставки из зарубежных интернет-магазинов в ближайшие годы будет только расти. «Перспективы у него хорошие. Мы поэтому и запускали этот сервис, так как видели большой потенциал в этом рынке.

Уровень проникновения интернета в жизнь рядового украинца один из самых высоких в Европе, а значит рано или поздно количество людей, которым будут интересны покупки за рубежом, будет естественно расти и соответственно — поддерживать неизменно высокий спрос на эту услугу.

Но пока государство в целом и таможня в частности не будут заинтересованы в развитии доставки так же, как e-commerce компании, качество доставки будет непредсказуемо», — подчеркивают в пресс-службе шоппинг-клуба.

Похожего мнения придерживаются и другие опрошенные rau.ua эксперты и участники рынка, в частности – Нова Пошта. Сейчас компания обеспечивает прямые доставки между Украиной и 200 странами мира, а также работает в форвардинге, где полностью управляет последней милей и контролирует процесс доставки. При этом международную доставку в крупнейшем логистическом операторе страны называют важной и перспективной частью линейки продуктов, поэтому намерены развивать это направление и самостоятельно, и в партнерстве с игроками e-commerce.

В стадии развития и доработки также находится  и проект международной доставки товаров из зарубежных интернет-магазинов от Delivery Group. «Мы изучаем потребности украинского потребителя, и дорабатываем сервис Delivery-Shop в соответствии с запросами. К примеру, на момент запуска сервиса, в октябре 2016 года, в каталоге доступных для заказа интернет-магазинов Delivery-Shop был только Amazon. Уже в декабре того же года мы предоставили возможность нашим клиентам совершать заказы также с Zappos, 6pm, Walmart. А с начала мая 2017-го каталог Delivery-Shop пополнился 150 новыми интернет-магазинами США. В ближайшие месяцы Delivery Group станет осуществлять услуги заказов и доставок из онлайн-магазинов Китая», — рассказывает Андрей Ивасив.

По его словам, сервисы доставки товаров из США будут активно развиваться, что в первую очередь связано с общей глобализацией экономики и дальнейшим развитием интернет-продаж.

Валентин Калашник добавляет, что трансграничная торговля однозначно будет расти, что позволяет с уверенностью говорить о перспективах подобных сервисов. В то же время, эксперт признает, что запуск таких проектов требует существенных инвестиций в инфраструктуру, что в украинских реалиях весьма рискованно.

В то же время Юлия Шилова уверена, что перспективы у этого бизнеса будут лишь до той поры, пока на украинский рынок не выйдут серьезные международные игроки. «Когда Amazon, 6pm, iHerbs и другие изменят свое отношение к Украине и предложат интересные тарифы, как это сделал aliexpress или next, а рано или поздно это должно произойти, то необходимость в посредниках отпадет», — говорит директор по маркетингу LeBoutique.

Эксперты также не исключают, что пример modnaKasta отобьет желание заниматься доставкой из-за рубежа у других онлайн-ритейлеров, планировавших запускать подобные сервисы. «Для этого нужно быть очень большим, таким как Otto Group или хотя бы Rozetka. Создание почтовым оператором своего маркетплейса, равно как и создание e-commerce-оператором своего логистического оператора в украинских реалиях — это фикция.  Несмотря на кажущуюся «близость» процессов здесь мало возможностей для синергии и нужно изначально готовиться к большим и длительным инвестициям. А вообще, каждый должен заниматься своим делом», — резюмирует Валентин Калашник.

Читайте также — 

Що стане проривом в українському онлайн-рітейлі та доставці


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка