Дмитрий Деревицкий, Алло: Украинский ритейл потерял до 30% продаж во время Черной пятницы из-за атаки россии
В эту Черную пятницу украинские торговые сети недополучили примерно 25-30% прибыли из-за атак россии и вынужденных блекаутов. В Алло рассказали, как изменилось количество чеков, на какие товары увеличился спрос, как изменился трафик и доля каких покупателей упала.
В последнюю неделю ноября, когда украинские ритейл и e-commerce ожидали наибольшую покупательную активность года во время Черной пятницы, самая масштабная ракетная атака россии поразила энергосистему Украины. Поэтому миллионы украинцев остались без электроэнергии и связи, а компании – без возможности работать. Из-за этого неделя акции «Черная пятница 2022» для национального маркетплейса Алло показалась едва ли не самой сложной за все время работы компании. В этом году к обычным задачам стабильной работы сайта и оптимизации логистики добавилась новая – обеспечить автономную работу магазинов при отключении электроэнергии.
По нашей оценке, украинские e-commerce и ритейл недополучили примерно 25-30% выручки из-за атак россии и вынужденных блекаутов. Это было обусловлено недополучением онлайн-трафика (до 30% по рынку) и офлайн-трафика (до 20%). Такого удара по украинскому бизнесу не было даже во время локдауна. Когда у клиентов нет электроэнергии и связи, шоппинг откладывается по понятным причинам. Так что мы в Алло продолжаем увеличивать количество магазинов, оборудованных зарядными станциями и генераторами.
Средний чек в Алло и на маркетплейсе allo.ua постепенно рос в течение недели и достиг максимума в воскресенье, 27 ноября – 4909 грн. Средненедельная стоимость корзины увеличилась всего на 6% по сравнению с прошлым годом и составила 3761 грн.
В пятницу, 25 ноября, количество чеков выросло больше всего – на 109% по сравнению с предыдущей неделей. В целом за неделю распродажи количество чеков было на 41% больше предыдущей недели ноября, но все равно это было на 15% меньше, чем в прошлом году.
Если раньше во время Черной пятницы клиенты покупали в основном дорогие товары, на которые действует большая скидка в гривнах, то в этом году украинцы предпочли самые необходимые в военное время товары. Наибольший рост в Алло показали павербанки: их продажи выросли в 36 раз по сравнению с прошлым годом. Они также стали самым востребованным товаром в Алло в Черную пятницу 2022 года.
Рост в четыре раза в неделю продемонстрировали телевизоры, вдвое и больше выросли планшеты, ноутбуки, генераторы, зарядные станции. Клиенты покупали смартфоны, наушники, аксессуары, гаджеты, мелкую бытовую технику.
Самым дорогим товаром, который приобрели при распродаже на маркетплейсе allo.ua, стала зарядная станция Bluetti AC200MAXAC200MAX-EU-GY-BL-00 за 129 999 грн.
Онлайн-трафик на allo.ua начал расти уже с 20 ноября по сравнению с предыдущей неделей. В понедельник-вторник он вырос на 60-70%, а со среды упал до уровня предыдущей недели. Пиковым днем на allo.ua стала именно пятница. В целом, если бы не атаки россии на энергоинфраструктуру и не блекаут, онлайн-трафик должен быть на 30% выше.
Офлайн-трафик в магазинах Алло больше вырос по сравнению с обычным днем ноября в среду – в 2,5 раза, а на следующий день стремительно упал. В пятницу, 25 ноября, количество посетителей увеличилось почти вдвое по сравнению с обычной пятницей ноября. Но пиковым днем недели стала суббота. По сравнению с 2021 годом офлайн-трафик в Алло за текущую неделю был меньше на 15%. Чтобы продлить работу, компания во время блекаутов обеспечила бесперебойную работу более 100 шоурумов и точек выдачи маркетплейса по всей Украине.
Доля женщин среди покупателей упала
В этом году активно совершали покупки 65% мужчин и 35% женщин. При этом доля женщин-покупателей уменьшилась по сравнению с прошлым годом (42% в 2021 году), что объясняется их вынужденной эвакуацией.
Самые активные покупатели у Алло – молодежь: 31-40 лет (36%) и 21-30 лет (31%). Клиенты, совершавшие покупки, находятся во всех уголках Украины, однако наиболее активными оказались покупатели в Киевской, Днепропетровской, Харьковской, Львовской и Одесской областях.
После недели Черной пятницы сеть шоурумов Алло и маркетплейс allo.ua проводит недельную акцию Кибернеделя, во время которой еще можно успеть приобрести товар по суперцене.
Справка. Алло — маркетплейс национального масштаба с товарами от электроники, косметики и инструментов до одежды и мебели, с доставкой заказов на дом, на почту или в магазины более чем в 100 городах Украины.
Читайте также