
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


О проблемах, с которыми сталкивается ритейл в процессе поставок и как их решили в Будинок іграшок.
Директор по управлению цепями поставок сети Будинок Іграшок Александр Сергунин выступил на Retail & Development Business Expo – 2017 с темой «Централизация системы управления запасами, как ключевая задача для запуска омниканальной модели». Rau.ua подготовила конспект выступления эксперта.
Сегодня сеть магазинов Будинок Іграшок состоит из 46 торговых точек и онлайн-магазин. Ассортимент продукции — составляет более 20 000 SKU. Последний год проектная команда в Будинке Іграшок занималась централизацией и автоматизацией цепочки поставок. Сейчас это позволило компании начать внедрять омниканальную модель бизнеса, но до этого мы прошли долгий и сложный путь.
С одной стороны, стояли классические проблемы, с которыми сталкивается украинский ритейл:
— ухудшение оборачиваемости товара,
— увеличение доли залежалого товара,
— нехватка продукции в пиковые периоды, в том числе топовых позиций — при распродажах и акциях,
— высокая нагрузка на операционные и коммерческие функции, связанные с заказами и возвратами продукции.
— непрофильная работа персонала магазина, вроде проклеивания антикражной защиты, ценников, работы с браком или возвратами товара.
— не прогнозируемые объемы поставок на магазины напрямую от поставщиков в торговые точки.
С другой стороны, подразделение, задачей которого стояло подготовиться к омниканальной модели, выступали со своей проблематикой:
Как видите, ключевая проблематика идентична – обеспечить склады магазинов нужным товаром и оптимизировать товарные излишки.
Ранее система закупок в Будинку Іграшок была идентичной для офлайн-сети и интернет-магазина. Коммерция прогнозирует продажи и заказывает товар, спрос не постоянен и, к примеру, он выше предложения, в таком случае компания получает упущенные продажи, коммерция заказывает больше товара, при этом спрос уже охлаждается, компания получает – излишки на складе магазина. Подобным образом выглядит система закупок у большинства ритейлеров, что приводит к низкой оборачиваемости и значительным упущенным продажам. И так будет всегда, потому что спрогнозировать продажи в краткосрочной перспективе по одной торговой точке в рамках одного цикла поставки невозможно.
Мы решили, что будем двигаться по теории ограничения (ТОС). Ее основные принципы:
— теория построена на логике,
— отказ от компромиссов (необходимо искать решения при конфликтах),
— любое сотрудничество строится на основе уважения.
ТОС говорит, что главная ошибка бизнеса – желание максимальной эффективности на всех участках цепи, системы и этапах процесса. Однако подобное желание губительно и приводит к еще большим проблемам. Все элементы системы связаны причинно-следственными связями, т.е. знание и понимание их – может свести их в одну проблему/конфликт – решение которого развяжет все основные проблемы/конфликты системы.
ТОС утверждает, и мы с этим согласны, что нужно не максимизировать каждый участок, а искать узкое «горло» и расширять его до ограничений рынка.
Итак, согласно ТОС, наши задачи:
Спрос непостоянный. Сегодня покупатель возьмет пять единиц товара, завтра три. На это нежелательное явление с точки зрения стратегии поставок повлиять мы не можем. Можем пытаться повлиять через маркетинг, однако в рамках цепочки поставки мы повлиять на спрос не можем. Это приводит к тому, что мы делаем неточные прогнозы, из-за которых получаем ряд классических проблем:
— Overstock, в результатте чего делаем усилия на продажу излишков, а не тех товаров, которые должны продаваться. В результате: низкая оборачиваемость и отсутствие возможности расширения ассортимента для оффлайна. Также получаем несвежесть товара с моральной и физической точки зрения. Например, прошел мультфильм «Бэтмен» и эти игрушки уже никому не нужны. Что приводит к необходимости проведения распродажи и как результат потере маржинальности.
— Неточные прогнозы приводят также к Out-of-stock – потенциально упускаем продажи, и теряем клиентов, не имеем возможность реально измерить, сколько мы их потеряли. Имеем некорректную аналитику SKU и поставщиков.
Т.е. такое количество проблем возникает из-за одного нежелательного явления – Спрос не постоянный.
Итак, задача, обеспечить прибыльный бизнес сегодня и завтра. Есть одна цепочка решений задачи – это обеспечить прибыль. Хранить меньше товаров, не продавать со скидками, оптимизировать логистику и делать доставку большими партиями и т.д. Есть второе видение этого решения – увеличить продажи. То есть содержать больше товарных запасов, продавать со скидками, осуществлять поставки чаще. Финансовый отдел и коммерческий отдел или поставщик и ритейлер постоянно пытаются найти компромисс, но это плохое решение, так как конфликт не исчезает и в целом система все равно теряет.
ТОС предлагает следующие шаги:
обеспечить нужный товар в нужное время в нужном месте.
Чтобы этого добиться, необходимо упорядочить все процессы системы — данному решению. Учитывая, что спрос не постоянный, мы вынуждены отказаться от принципа прогнозирования и перейти на систему втягивания товара (пополнение проданного), а также использовать «инъекции», как новые управленческие процедуры. К ним относятся:
Как я и говорил, прогнозировать продажи на одной точке в рамках одного цикла поставок мы, к сожалению, не можем. Но прогнозировать продажи в целом по сети одного SKU в рамках одного цикла поставок мы можем с отклонением 2-3%.
Ключевая роль, которую должен выполнять распределительный центр – стать точкой агрегации запаса товаров для клиентов и торговой сети. К задачам, которые выполняет склад, относится обеспечение центральными поставками торговых точек под потребность offline продаж, click&collect и доставки потребителю с магазина, обеспечение комплектации заказов и доставки напрямую конечным потребителям. Склад также становится центральным инструментом для проведения ротаций по сети (перераспределение излишков).
Прием товара:
Проклейка:
Отгрузка на торговую точку:
В рамках структурирования формализации бизнесс процессов, мы:
Без контроля невозможно, поэтому в цепочке поставки каждый из участков имеет набор статусов и норм: заказ, заказ подтвержден, заказ обработан, заказ готов к сборке, заказ готов к отгрузке, заказ отгружен, заказ доставлен и заказ принят. С этим мы работаем ежедневно и в случае, если есть сбой на каком-либо из участков, т.е. заказ задерживается – мгновенная реакция ответственного менеджера и выявление места «поломки».
Еще одна необходимая инъекция, которая последняя в нашем списке, но одна из самых важных, так как без нее полкомпании занималось заказами – запуск системы автоматизации заказов на основании фактического потребления (онлайн и оффлайн).
Тут мы имеем три ключевых инъекции:
Решая задачу централизации и автоматизации цепочки поставки, мы решили все основные задачи подготовки к омниканальной модели:
Что в свою очередь позволило сократить затраты на логистику, увеличить удовлетворенность клиентов, сократить количество отказов и упущенных продаж. Также решили дополнительные, но не менее важные задачи: получили возможность разделения товаров в ассортименте, что значительно сократило отказы клиентов от товаров, получили возможность осуществления возвратов клиентами в любую торговую точку сети.