
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Со-founder и CEO компании Num8erz Андрей Шевчук рассказал: как с помощью Num8erz.InsightsPanel можно отслеживать еженедельные изменения в поведении покупателей, определять источники роста продаж продукта, проверять эффективность промо, улучшать маркетинговые кампании и многое другое.
Num8erz – интеллектуальная аналитическая платформа для категорийных менеджеров и специалистов по маркетингу. Вместе с Consulting for Retail, IRCG, Freshto и другими компаниями входит в состав холдинга Atriny Group, который работает в более чем 10 странах мира и обслуживает более 1000 брендов в более чем 300 товарных категориях. Среди клиентов — крупнейшие ритейлеры в странах, где компания ведет свою деятельность.
Недавно компания запустила инструмент комплексного исследования поведения покупателей, основанный на данных ритейлеров и анализе чеков и карт лояльности — Num8erz.InsightsPanel.
Во время своего выступления на RAU Expo 2023, которое пришло 5-6 сентября в Киеве, Андрей Шевчук продемонстрировал, как с помощью Num8erz.InsightsPanel можно проанализировать эффективность запуска нового продукта, а также как отслеживать «Дерево принятия решения покупателей» — определить между какими именно товарами он выбирает, как меняется его выбор и что именно оказывается в его корзине вместе с конкретным продуктом. RAU предлагает ознакомиться с ключевыми тезисами его выступления.
Num8erz.InsightsPanel — это сервис, который позволяет ритейлерам и производителям принимать эффективные маркетинговые решения на основе анализа корзин, сегментации поведения покупателей, кластеризации, дерева принятия решений и анализа единиц потребностей. Сейчас к панели уже подключилось 12 продуктовых ритейлеров Украины. До конца этого года компания Num8erz планирует подключить еще пять продуктовых сетей, а в течение следующего года покрыть большинство ритейла в Украине.
До 31 декабря 2023 года ритейлеры имеют возможность присоединиться к панели бесплатно и получать информацию об общем рынке и себе на безвозмездной основе.
Потребление соков с февраля 2022 года претерпело большие изменения. На примере анализа данных сети Novus (постоянный партнер компании Num8erz с 500 000 идентифицированными домохозяйствами ежемесячно) можно увидеть как эта информация может быть использована ритейлерами, производителями и поставщиками.
До 2021 года структура потребления соков в Украине почти не менялась. На рынке было два ведущих бренда — Sandora и Садочок, которые занимали более 50% рынка Украины. Остальной рынок делили между собой другие национальные производители. Но в начале 2022 года ситуация кардинально изменилась. После полномасштабного вторжения бренд Sandora вынужден был покинуть рынок.
Долю продаж, которую занимала Sandora, в 2022 году начали занимать другие национальные производители соков. А также на рынке появились новые игроки — импортные бренды соков, которые начали завозить продуктовые сети.
В первой половине 2023 года Sandora, которая к тому времени уже возобновила свое производство, из лидера превратилась в игрока, занимающего лишь небольшую долю рынка. Соки этого бренда были слабо представлены на полках супермаркетов, а другие игроки продолжали поглощать его долю продаж.
На примере данных сети Novus можно четко отследить, как именно развивались события.
С помощью анализа чеков и отслеживания повторных покупок по картам лояльности, мы можем увидеть как менялось дерево принятия решения покупателей.
В целом в категории соков принятие решений о покупке достаточно брендозависимое. Например, покупатель выбирает маленькую или большую упаковку, фруктовый или овощной сок, традиционный или экзотический вкус в пределах одного бренда, который он предпочитает. Так, у Sandora есть две основные вкусовые корзинки — это традиционные (яблочный, апельсиновый и другие) и экзотические соки (например, виноград-яблоко-гранат). И обычно люди делают выбор в одной из двух вкусовых корзинок, а также мигрируют между корзинками в пределах бренда. В других брендах, как правило, происходит то же самое.
В 2022 году, после временного ухода Sandora с рынка прирост в продажах получили бренды Наш сок (+11%), Jaffa (+9%), Galicia (+6%): именно они поглотили основную долю продаж этого производителя.
Проанализировав чеки сети Novus, мы увидели, что 22% продаж Sandora перетекло в Galicia, в Наш сок перешло 19%, Jaffa и Rich забрали немного меньше, а также небольшой процент продаж забрала компания Биола.
В 2023 году Sandora вернулась на рынок. Проанализировав период с конца весны до начала сентября этого года, мы видим, что доля продаж сейчас распределяется следующим образом: лидерами продаж в Novus является Galicia и Наш сок, также хорошие позиции занимают Rich и Sandora. Но мы видим, что на рынке также появились новые соки — Don Simon, Tymbark, Fortuna и Grand. Это импортные напитки, к которым перешла часть покупателей от Sandora и большинство из них не возвращается к национальному бренду, которому отдавала предпочтение раньше. В частности, только 14% покупателей, которые вместо соков Sandora начали покупать импортные соки Don Simon, снова вернулись к бренду Sandora после его появления на рынке. То же самое происходит и с другими импортными соками. И сейчас категория импортных соков в сети Novus уже занимает 26% продаж.
С появлением новой группы соков изменилось и дерево принятия решений — появилась новая ветвь, которая делит категорию на локальные и импортные соки. Но брендозависимость осталась. В группе импортных соков потребители так же выбирают в пределах одного бренда.
После возвращения на рынок Sandora на сентябрь 2023-го занимает в сети Novus лишь 8% продаж. То есть компании есть над чем работать. И здесь важно понимание, что их основными конкурентами являются национальные игроки, которые откусили у Sandora значительную долю продаж и хорошо ее удерживают. Это хорошо видно из информации по чекам: чаще всего покупатель миксует выбор между брендами Sandora, Jaffa и Galicia, но это не касается импортных соков, которые уже имеют свою лояльную аудиторию.
Этот пример наглядно показывает, что Num8erz.InsightsPanel позволяет:
Анализ повторных покупок через карты лояльности позволяет также исследовать результат запуска нового продукта на рынок. Новинка Лимонада от бренда Моршинская появилась на полках магазинов в апреле этого года. Этот кейс мы также будем анализировать на основе анализа продаж сети Novus.
За 12 недель продаж Лимонада Моршинская уже попробовали 5% покупателей сети Novus — это при примерно 50 000 домохозяйств. Каждую неделю прирост продаж этого продукта составляет 0,5%, что является очень хорошим показателем. Одним из факторов этого является качественная коммуникация внутри магазинов.
Анализ продаж показывает, что почти 30% покупателей продолжают покупать новинку после первой попытки, что является очень хорошим трендом. Также анализ продаж в сети Novus показывает, что уже есть покупатели, которые более шести раз купили этот лимонад. И этот показатель продолжает расти.
Важно, что Num8erz.InsightsPanel позволяет увидеть откуда пришли новые покупатели. Показатель экспансии демонстрирует количество покупателей, которые покупают лимонады других брендов, но дополнительно начали покупать и Лимонада Моршинская. В этом кейсе он составляет 35%. Switching (21%) — это покупатели, которые полностью перешли на Лимонада от других брендов.
Новые покупатели для категории лимонадов (18%) — это покупатели, которые раньше не покупали лимонады вообще, но с появлением нового продукта начали это делать.
И также 26% покупателей Лимонады Моршинская — это покупатели новые для сети. Это могут быть люди, которые вернулись из-за границы или переехали из других регионов, поскольку ранее они не совершали покупки в Novus.
Также с помощью Num8erz.InsightsPanel мы можем проанализировать сегмент покупателей, которые перешли к Моршинской от других брендов. В частности, больше всего в сумме продаж потеряла Coca Cola, но для этого бренда это незначительный процент продаж. То же касается брендов Fanta и Sprite. Зато значительный отток покупателей почувствовали бренды Уманьпиво со своим лимонадом, Legenda, Оболонь, Биола и Живчик.
Также Num8erz.InsightsPanel позволяет проанализировать корзину товаров, в которой оказывается Лимонада Моршинская. Например, летом ее чаще всего покупали с такими товарами как ягоды, арбузы, мороженое, томаты и кетчупы, что характерно для сезона.
Если же сравнить корзину товаров, которая характерна для Fanta, то там обычно есть такие товары как водка и картофельные чипсы. Интересно, что эти два товара почти не встречаются в одной корзине с Лимонадой Моршинская. Можно сделать вывод, что Лимонада Моршинская — это преимущественно напиток для детей, а не для взрослых компаний.
Поэтому, как видим, Num8erz.InsightsPanel предоставляет возможности производителям, поставщикам и представителям CPG:
Поэтому, приглашаем участвовать в аналитической панели Num8erz.InsightsPanel: ритейлерам бесплатно до 31 декабря 2023 года. А также ждем производителей и поставщиков, которым интересно поведение их покупателей. Чтобы узнать больше о возможностях сервиса Num8erz.InsightsPanel оставляйте ваши заявки на info@num8erz.eu или звоните +38 (096) 676 50 75.