Несмотря на кризис и потрясения, новые звезды в бизнес-среде зажигаются
Бизнес мгновенно реагирует на множество факторов, способных повлиять на его стабильность. Естественно, что и события последних месяцев в Украине не могли не отразиться на рынках, внеся свои коррективы.
Так, в Киеве это сказалось на работе ресторанов в центре города, потерявших, по словам их представителей, более 3 млн грн прибыли. Нестабильность ощутили торговые сети «Сушия», «Банка», «Желток», McDonald’s , ТЦ «Метроград». Подсчитывают убытки торговцы пиротехникой и оружием, убравшие с прилавков «опасный» товар, а то и вовсе закрывшие свои торговые точки…
Снизились продажи в магазинах, торгующих товарами различного профиля — люди начали экономить. Некоторые банки в центре города закрыли свои отделения. Рост курса доллара мгновенно сказался на работе финансовых учреждений…
Однако кроме социальной и финансовой нестабильности на бизнес влияет еще множество других факторов: глобальные изменения климата, технический прогресс, миграционные процессы и прочее…
Поэтому последние события в стране лишь стали поводом задать вопрос: что нас ждет в ближайшем будущем? Какие виды предпринимательской деятельности, по мнению экономистов, будут нести убытки, а то и вовсе уйдут со сцены, а какие, наоборот, расцветут при форс-мажорных ситуациях?
Выживает мелкий ритейл, крупный — терпит убытки
«Прежде всего, закрывается малый бизнес, основанный на одном—трех видах деятельности, поскольку больше вероятность того, что они могут закрыться, — комментирует заслуженный экономист Украины Олег Ивченко. — Это связано с резким уменьшением финансовой стабильности. Самый простой пример: потребитель, ранее выпивавший в кафе 2–4 чашки кофе, теперь либо покупает одну, стараясь выпить ее за «ваш» счет, либо приобретает напиток не в каком-то приличном заведении, а в кафе-баре на колесах, где он уже подорожал на 30%.
Удобство в том, что любой человек в любой точке города может на ходу выпить качественный кофе, по цене 6–8 грн за стаканчик. Многих устраивает, что это занимает мало времени, можно перекурить на воздухе и отправиться дальше по делам.
Во всем мире ресторанный бизнес — один из самых преуспевающих. Украинцы стараются идти в ногу с этими тенденциями, но за последнее время выжили маленькие точки, крупные — терпели убытки.
Владельцы кафе и ресторанов пытаются увеличить оборот за счет недорогих популярных изделий. Например, ресторан на Подоле начал реализацию «перепички» и недорогих домашних пирожков, бульона.
Рестораторы стараются привлечь клиентов бизнес-ланчами, цены по Киеву — около 30 грн. А у продавцов шаурмы и лавашей вообще все в порядке.
Мелкая розничная торговля будет процветать, занимая нишу на рынке, не занятую крупными заведениями. Именно они свернули бизнес производства сложных кулинарных изделий, блюд с высокой себестоимостью.
Отмечается падение интереса к ресторанам, предлагающим суши-меню, многие их них перешли на производство фастфудов и недорогого пищевого ассортимента, предполагая, что человек, так или иначе, будет вынужден тратить деньги на еду.
Причем эти тенденции в киевских ресторанах наблюдались и до социальных потрясений…»
Говорить стали меньше
Экономисты отмечают появление большого числа частных клиник, предоставляющих всевозможные услуги, в том числе — забор анализов и разнообразную диагностику.
До недавнего времени получали ощутимые доходы и банки — за счет выдачи «малых» кредитов и обслуживания банковских карточек. В обоих случаях, по мнению специалистов, проценты завышены как минимум в два—четыре раза от уровня европейских и в 10 раз — от уровня американских банков. Сегодня банковскую систему лихорадит…
Интересно, что в периоды социальной и финансовой нестабильности повсеместно расцветают интернет-магазины. Сегодня интернет-услуги охватывают практически все виды бизнеса.
Аналитики считают, что неплохо было бы создать службу, которая будет отслеживать качество товаров, продаваемых в Интернете. Прежде всего — государственную.
Кстати, в условиях нестабильности украинцы стали экономить на мобильной связи. Большая тройка операторов «Киевстар», МТС и «Астеллит» сделала такие выводы, опираясь на количество наговариваемых минут. Голосовые сервисы не так востребованы, как сервисы по передаче данных.
В условиях общественных потрясений расцветают компании, построенные по принципу MLM (Multi-Level Marketing) или финансовых пирамид, оживились реализаторы сомнительных препаратов и всевозможных добавок питания. Чего только стоит история с распространением средства от похудения «зеленый кофе с имбирем», разлетевшая по социальным сетям…
Еще в прошлом году начался процесс закрытия многих видов бизнеса, а сложные отношения с Россией, когда на ряд украинских товаров было наложено экспортно-импортное вето, ударили по кондитерам, производителям украинских сыров и молочной продукции в целом
Четверть украинского экспорта приходится на Россию, а половина ВВП формируется экспортом. Россия не хочет пропускать украинские товары, считает Олег Ивченко. Больше всего пострадают фирмы-производители.
Сегодня в Украине есть атрибуты фондового рынка, только сам рынок не сложился. Существуют две биржи, Госкомиссия, сотни продавцов, трейдеров — а купить нечего и не за что. Парадоксальная ситуация. И, скорее всего, она будет ухудшаться. Акции не оживут, пока не появится интерес к рынку со стороны ЕС…
Малый бизнес уходит в онлайн
Когда на улицах неспокойно, самое лучшее — уйти в пространство, которое «не обстреливается», благо интернет-торговля не требует аренды площадей, и у продавцов нет страха за дорогие товары на магазинных полках…
«Ажиотажный спрос в период массовых потрясений может возникнуть исключительно на интернет-бизнес, за счет того, что 50% этого бизнеса базируется либо на недостаточной информации, поступающей от продавца к клиенту, либо на возможностях продать вам некачественный товар, — считает Олег Ивченко. — Мобильные и интернет-технологии — в цене! Сегодня множество товаров мы заказываем через Интернет, поэтому будет наблюдаться дальнейшее развитие этого вида деятельности. В Facebook работает около 5 тыс. чел., в Google — 40 тыс. Обратите внимание на магазины, торгующие скидками — «Покупон», «Купи скидку» и др. Феномен их расцвета обусловлен тем, что в условиях нестабильности люди покупают услуги «не первой необходимости» только по сниженным ценам. Распространение информации в соцсетях делает такой бизнес прибыльным.
Коллеги рассказали мне о нестандартном бизнесе, который, похоже, будет набирать обороты.
Компания «Твис-инфо» — специалист по продаже любого уголка планеты — покупает фотографии участков земли, сделанные из космоса, выпускает на их основании карты и продает компаниям. Покупают такие карты аграрии, строители, нефтяники и археологи. За последний год обороты предприятия стремительно выросли…
Скорее всего, нестандартные подходы к бизнесу позволят зарабатывать деньги там, где раньше это было сложно предположить…».
Климатические препятствия
Свои коррективы в развитие бизнеса на обозримое будущее могут внести не только социальная или финансовая нестабильность, но и масштабные климатические изменения на планете, уже сегодня ощущаемые в Украине. Специалисты считают, что они могут отразиться практически на всех видах бизнеса.
Возникнут трудности у перевозчиков. Климат может создать непреодолимые препятствия для возможности путешествовать, перевозить людей. Туристические компании переживают не лучшие времена. События в Великобритании — прямое тому подтверждение, а уличная торговля на открытом воздухе при штормах и ливнях — такое даже сложно себе представить.
От всего этого выиграют только продавцы климатической техники — продажа кондиционеров будет набирать обороты.
Экономисты не видят пока что новых путей развития, кроме мощного продвижения интернет и иного виртуального бизнеса. Развитие любой предпринимательской деятельности требует денежных затрат, а экономическая ситуация сейчас крайне сложная. Тут не до жиру, быть бы живу.
Уменьшается количество турфирм, исчезают билетные кассы, в принципе человеческий труд меняется на автоматический. И с этим ничего не поделаешь.
По прогнозам финансовых аналитиков, доля Интернета в глобальном ВВП занимает половину от доли энергетики. Прибыль в сфере энергетики находится на первом месте. Это гигантская прибыль. Такой показатель лучше всего иллюстрирует мощное развитие Интернета.
Крупные интернет-магазины в Украине уже оцениваются инвесторами в 10 млн долл.
Так что изнес-среда меняется на глазах.
Кризис — не только опасность, но и шанс
Что уж точно пока не угрожает украинскому бизнесу, так это нанотехнологии, роботизация и прочие инновации, влияющие на бизнес в развитых странах.
Специалисты считают, что новейшие технологии затребованы, прежде всего, в европейских странах и США, что неизбежно скажется на утечке украинских интеллектуальных ресурсов. Сегодня это уже ощущается. Данный прогноз актуален приблизительно на ближайшие 20 лет, поскольку состояние украинской науки оставляет желать лучшего.
Процессы миграции идут у нас в одном направлении: из Украины «утекает» техническая и научная элита, рабочая сила, многие бизнесмены открывают новый бизнес за рубежом или переводят туда свой бизнес.
Согласно прогнозам игроков рынка, этот процесс будет только усиливаться, и любой успешный бизнес будет успешным только за рубежом, а не у нас. По крайней мере, в ближайшую пятилетку.
«Прогнозы аналитиков на 2014 г. неутешительны, — комментирует Олег Ивченко. — МВФ пророчит рост ВВП на 1,5%, в среднем на 2% на ближайшие пять лет. Что это значит? За нами только Тувалу, Маршалловы Острова и государства Тихоокеанского региона (по данным МВФ). 2% для Украины — это стагнация, если называть вещи своими именами. Отсюда и экономическая несвобода — то ли мы с Западом, то ли с Россией. Украина нуждается в модернизации многих экономических отраслей. Например, производственная сфера. Да и аграрная еще оставляет желать лучшего.
В конце прошлого года Всемирный банк вместе с Международной финансовой корпорацией (IFC) опубликовал новый рейтинг Doing Business 2014. Украина заняла в нем 112 место. Члены совета предпринимателей при Комитете ВРУ отметили, что никакого улучшения бизнес-среды в прошлом году не произошло. Регуляторное поле стало хуже, число налоговых проверок растет. Налоговые проверки, как правило, заканчиваются уголовными делами. В этом все дело. Ситуацию необходимо изменить. Возможны два варианта событий — плохой и еще хуже. Либо страна будет находиться в зоне постоянной нестабильной турбулентности, либо перейдет на жесткие условия партнеров.
Что ожидает нас в ближайшее время, если ситуация будет развиваться непредсказуемо?
В первую очередь, рухнет легальный средний бизнес, основанный на производстве материальных ценностей, поскольку легальное производство требует, кроме огромных предварительных затрат, дополнительные затраты на коррупционную составляющую (оплата налоговикам, правоохранительным органам и всевозможным проверяющим из 89 различных органов, имеющим право того либо иного контроля предпринимательской деятельности).
По мнению специалистов, закроются многие юридические и консалтинговые компании. Спрос на их услуги будет падать.
Рынок недвижимости уже рухнул, благодаря законодательству, и не скоро оправится.
Кризис, как правило, играет роль хищника, поглощая неэффективные формы работы и плохих работников.
В бизнес-среде популярно высказывание Д.Кеннеди, указавшего на то, что «в китайском языке слово «кризис» состоит из двух символов: один означает «опасность», а другой — «шанс». Китайский иероглиф «кризис», как и модель «инь и янь», отражает дуальность, двойственность критических ситуаций.
Согласно учению «Дао» (Путь), кризис, как целостный процесс, состоит из двух полярностей: «рисков и опасностей» и «возможностей и шансов», переходящих друг в друга в течение времени. Вот и получается: то, что сегодня воспринимается нами как опасность, завтра может стать для нас нашей возможностью и наоборот. У нас еще есть шанс.
Несмотря на кризис и потрясения, новые звезды в бизнес-среде зажигаются…
proretail.info