Что отпугивает мировые бренды одежды от Украины

Что отпугивает мировые бренды одежды от Украины

18.03.2014 01:03
  692
rau

Мировые бренды одежды не только не выходят на украинский рынок, но и покидают его. Причины — дефицит качественных торговых площадей, высокие арендные ставки и снижение покупательной способности украинцев, сообщает Инвестгазета.

Готовится к открытию Mango

В начале февраля сразу несколько украинских ритейл-экспертов заявили о том, что шведский одежный гигант H&M идет в Украину. По слухам, речь шла об открытии до конца 2014 года двух магазинов H&M в Киеве и одного в Днепропетровске. В Киеве — в ТРЦ Respublika, запуск которого планируется в октябре 2014 года, и на ул. Крещатик, рядом с магазином Zara. Об этом, правда, неофициально, рассказали в компании UTG — брокере ТРЦ Respublika. «В H&M уже заявили о выходе на украинский рынок, хотя договор еще в процессе согласования», — сообщили тогда в компании.

В финотчете H&M за прошлый год указано, что в 2014-м компания действительно собралась выходить на новые рынки. Но на запрос, будет ли в их числе Украина, в главном офисе компании ответили отрицательно. «В 2014 году мы будем открывать магазины в Австралии, Индии и на Филиппинах. И у нас нет никакой информации относительно того, когда и где будут открыты магазины в Украине», — сообщил представитель пресс-службы H&M в Швеции Хакан Андерсен. В ТРЦ Respublika теперь информацию об открытии H&M опровергают. «Мы никак не можем это комментировать. Пока эта информация — не более чем слухи», — заявил руководитель пресс-службы компании UTG Дмитрий Синяк.

В H&M не озвучивают причину, по которой Украина до сих пор находится в листе ожидания. Однако о ней говорят открыто украинские «коллеги по цеху» — неблагоприятная конъюнктура украинского одежного рынка чаще побуждает международные бренды уходить с него, чем приходить.

Прийти туда, не знаю куда

Украинский рынок давно манит представителей крупных мировых брендов. Стагнация рынка одежды в США и Британии и насыщенность западноевропейских рынков подталкивают западные бренды к выходу на новые рынки. К Украине — особый интерес, ведь здесь один из самых низких процентов присутствия мировых брендов среди всех европейских стран. Освоению рынка препятствует тот факт, что выходить на него пока, по сути, некуда — в Украине огромный дефицит торговых помещений.

По словам Анны Чуботиной, руководителя отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle в Украине, общий объем торговых площадей в столице в прошлом году составил 728,7 тыс. кв. м. «Но обеспеченность качественными площадями осталась одной из самых низких в Европе — 258 кв. м на тысячу жителей», — констатирует она. И они набиты битком. К примеру, вакантность в одном из крупнейших и самых современных столичных ТРЦ — Ocean Plaza — на сегодняшний день практически нулевая. Чтобы найти подходящее место под новых арендаторов, администрация ТРЦ проводит рокировку — уплотняет и переселяет «старичков».

Не по карману

Дефицит качественных торговых площадей ведет к взвинчиванию размеров арендных ставок в них. «Сегодня они могут достигать до 20-30% оборота магазина. Но прибыль он приносит только в том случае, когда затраты на аренду составляют не более 10-15%», — говорит совладелец компании Maratex (сети Esprit, River Island) Дмитрий Ермоленко.

Высокие цены на аренду заставляют ритейлеров завышать стоимость своей продукции. «Это одна из причин, почему одни и те же бренды одежды в Европе и Украине относятся к разным ценовым сегментам: «средний минус» — в Европе и «средний плюс» в Украине, — говорит директор консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий. — Из-за такого ценового позиционирования многие долгожданные выходы международных брендов оборачиваются разочарованием для потребителя».

Все это происходило на фоне рекордного снижения покупательной способности украинцев. Так, в январе 2014 года ИПП, по данным компании GfK Ukraine, снизился на 7,8 пункта до — 72,5, что является наихудшим показателем с апреля 2011-го. В результате завышение цен на продукцию привело к снижению спроса на нее и, соответственно, к падению продаж.

Ушли, не обещали вернуться

Ритейлеры констатируют: работать на украинском рынке становится все более невыгодно. Как результат — его покидают бренды, которые, казалось бы, уже успели здесь закрепиться: Hugo Boss, Replay, AXARA, Next, Sasch, Palmers, Nine West, Finn Flare, Peacocks, обувные сети «Монарх» и Steve Madden.

В начале февраля стало известно, что ведутся переговоры о перепродаже эксклюзивной франшизы и переуступке прав аренды пяти магазинов Esprit и двух River Island, принадлежащих Maratex. В декабре 2013 года от работы с франчайзинговыми партнерами решила отказаться и испанская Mango MNG Holding S.l.U. Хотя, в отличие от своих ушедших из Украины конкурентов, в компании решили все-таки побороться за рынок и открыть «дочку». Свой первый магазин компания откроет на Крещатике в ближайшее время – в витринах бывшего магазина Intertop уже «красуются» анонсирующие вывески. Почти напротив него свой первый магазин в последние дни зимы открыла и американская обувная сеть Keddo. До конца 2014 года начнут работу еще 9 магазинов этой сети категории «средний минус», где будут продаваться торговые марки Keddo, Betsy, Crosby, Tesoro и Elisabeth.

Построить выход

Эксперты уверены: исправить ситуацию и снова «открыть» Украину на вход для популярных международных брендов по силам девелоперам. Последние уверяют, что вовсю работают над этим, и современных качественных торговых площадей вскоре станет больше. Только в нынешнем году обеспеченность киевлян торговыми площадями вырастет до 419 кв. м на тысячу жителей. Девелоперы намерены ввести в эксплуатацию крупные торговые центры совокупной арендуемой площадью 415 тыс. кв. м. Так, будет запущен ТРЦ Respublika (135 тыс. кв. м), Lavina Mall (115 тыс. кв. м) и Blockbuster Mall (93,7 тыс. кв. м). «По итогам года общий объем киевского рынка торговых центров может превысить отметку в 1 млн. кв. м», — говорит Чуботина.

Со значительным увеличением предложения арендные ставки будут снижаться, но насколько, эксперты затрудняются прогнозировать. Ранее в компании CB Richard Ellis озвучивали размер падения в 30%. Если эти прогнозы осуществятся, привлекательность рынка для зарубежных игроков «одежного» сегмента может увеличиться. Впрочем, существенной преградой для прихода в Украину всех желающих остается непрозрачность ведения бизнеса здесь — большинство представителей мировых брендов все еще отказывается иметь дело со страной, за право работать в которой требуется «договариваться».

Эксперты убеждены: если эти препятствия удастся нивелировать, в ближайшие три-пять лет в Украине появятся более 20 известных мировых брендов. И кроме крупных одежных ритейлеров, таких как Abercrombie & Fitch, Old Navy, Banana Republic и пр., перечень долгожданных брендов могут пополнить Hard Rock Сafe, Subway и Starbucks.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка