Гироскутеры, котики и ребрендинг: итоги 2016 года для рынка игрушек
Какие игрушки были популярными в 2016 году, что делали сети детских магазинов, чтобы привлечь внимание покупателей, и чего, по мнению ритейлеров, ждать в 2017 году.
Стремительное развитие гаджетов, переориентация с игровых кукол на жизнеподобные игрушки, интерес к товарам made in Ukraine — вот основные тенденции уходящего года. По мнению ритейлеров, эти веяния сохранятся и в следующем году. Как писала ранее RAU, ключевыми факторами при выборе игрушки являются, прежде всего, функционал и польза для развития детей. Кроме того, при покупке товара учитывают безопасность, цену, удобство и пожелания самого ребенка.
2016 год отличился увеличением доли цивилизованной розницы в структуре продаж детских товаров. По данным опроса членов Украинской ассоциации поставщиков игрушек, более чем три четверти продукции продается через форматные магазины. С другой стороны, в 2016 году по сравнению с 2015-м, рынок игрушек несколько переформатировался: выросла доля альтернативных каналов продаж, сократилась реализация через супермаркеты и интернет-магазины.
От гаджетов к жизнеподобным птенцам
Сеть детских магазинов Антошка, безусловный лидер своего сегмента, подводя итоги 2016 года, отмечает, что наибольшим спросом пользовалась группа гаджетов и интерактивных игрушек. Гироскутеры, квадрокоптеры, мультикубы, детские смарт-часы, 3D-ручки, шлемы виртуальной реальности, интерактивные ежики, собачки, котята, яйца для вылупления дракончика и пингвина — это те товары, которые интересовали детей в этом году и, соответственно, заполнили рынок игрушек. Также в группе игрушек для девочек произошла переориентация с игровых кукол (типа Barbie) на жизнеподобные игрушки и аксессуары к ним.
«В 2017 году ожидается возвращение легендарной Furby серии Furby Connect. Furby Connect имеет совершенно новый дизайн, у него цветные глаза, в комплекте идет маска для сна», — прогнозирует маркетинг-директор Антошки Ксения Свичкар.
Как мультфильмы и кино влияют на рынок игрушек
«Мир игрушек очень тесно связан с мультфильмами и кино, которые выходят на большие экраны», — рассказывает основатель сети магазинов MIKKI Павел Овчинников. «Например, известный мультфильм «Тайная жизнь животных» вызвал потрясающий спрос не только среди детской, но и среди взрослой аудитории на игрушки, связанный с персонажами». Однако, интернет, по словам Овчинникова, пока имеет не такое сильное влияние: «Например, популярная игра Pokemon Go практически не отразилась на продажах покемонов».
Маркетинг-директор сети детских магазинов Антошка Ксения Свичкар прогнозирует, что в 2017 году ожидаются линии новинок под премьеры Transformers 5, Spider-Man, Thor, My little Pony: The Movie, Elena of Avalor, Star Wars: Episode VIII.
Украинское — в тренде
Несмотря на всплеск интереса к товарам украинского производства в последние годы, ситуация на рынке игрушек оставляет желать лучшего: 85% игрушек на украинском рынке — импортные. Отечественные производители занимают всего 15% рынка. Это лишь треть от объема поставок товаров из Китая. Однако спрос все же растет, на продолжение этой тенденции в следующем году рассчитывают и ритейлеры, которые уже готовы увеличить и предложение.
«В потребительской корзине стало больше товаров украинского производства, увеличилось доверие к брендам made in Ukraine, поэтому в 2017 году мы планируем увеличить предложение одежды и игрушек, сделанных в Украине до 20%», — говорит ведущий маркетолог сети МІККІ Марина Фастовец.
Креативные магазины игрушек
Один из крупнейших операторов детских товаров Будинок Іграшок, несмотря на хорошую узнаваемость собственного бренда, в 2016 году решился на ребрендинг. В сети объясняют, что несмотря на многочисленные изменения, которые произошли в индустрии игрушек за последние 18 лет, она остается все же достаточно консервативной.
«Даже если сравнить магазины 80-х годов прошлого века с теми, что работают сейчас, несмотря на множество различий, можно найти и много общего в их внешнем виде. Нынешние магазины, работающие в отрасли, и вовсе практически ничем не отличаются. В прошлом году мы открыли во многом уникальный магазин в торговом центре Forum Lviv. Он сделан в концепции магического дома, где каждая комната рассказывает свою историю — комната для девочек, комната-лабиринт, тайная комната», — рассказывает Константин Костур из отдела развития сети Будинок Іграшок.
Открытием уникального магазина дело не закончилось, и Будинок Іграшок пошел дальше, создав не только новый логотип, формат магазинов и принципы их работы, но и новую бизнес-модель.
«Нам нужно было создать магазин, который бы считали крутым не только дети, но и взрослые. Чтобы взрослые перестали быть своеобразными курьерами от магазина игрушек к ребенку. В итоге это вылилось в такую креативную платформу — дарите, удивляйте, дурачьтесь», — рассказывает руководитель департамента инноваций агентства Fedoriv, участвовавшего в ребрендинге, Валентин Панюта.
Добавить немного чуда к покупкам (пусть и с помощью технологий) решили и в МІККІ. Новый магазин в столичном ТРЦ Lavina Mall разработан в эко-дизайне и оснащен интерактивным полом. Попадая в зону интерактивной проекции, человек своими движениями оживляет изображение, которое может быть абсолютно разным, начиная от листьев, что разлетаются, и заканчивая игрой в футбол.
В целом определенные тенденции для рынка в 2017 году становятся понятными уже сейчас. Однако развитие рынка игрушек в следующем году во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране, прогнозировать которую — неблагодарное дело.
Читайте также —