В Киеве за три квартала не открылся ни один торгово-развлекательный центр — JLL
Впервые с 2006 года в Киеве не был открыт ни один качественный торгово-развлекательный центр, на рынок заходит все больше зарубежных брендов, вакантность в ТЦ падает, а арендные ставки растут.
Как сообщает консалтинговая компания JLL, cнижение объема нового предложения происходит при стабилизации макроэкономических показателей. «Начиная с 2016 года в Киеве, как и в стране в целом, наблюдается реальный рост заработной платы и розничного товарооборота. При этом, если в прошлом году потребитель не был готов пропорционально доходам увеличивать расходы, то в этом году мы наблюдаем сопоставимые темпы роста данных показателей в Киеве. Это свидетельствует о восстановлении розничного рынка и стимулирует новое строительство», — отмечает аналитик компании JLL (Украина) Дарина Кулага.
В компании добавляют, что на IV квартал года заявлено открытие трех объектов: ТЦ Смарт Плаза (15 тыс. кв. м), ТРЦ Rive Gauche, фаза 1 (22 тыс. кв. м), Ритейл Парк Петровка, фаза 1 (11 тыс. кв. м). Таким образом, в случае соблюдения сроков открытия, совокупный объем ввода торговых площадей в Киеве составит 48 тыс. кв. м.
Аналитики JLL прогнозируют увеличение объема ввода торговых центров в Киеве в среднесрочной перспективе. Так, в III квартале возобновилось строительство ТРЦ Ocean Mall, была анонсирована вторая фаза ТРЦ Апрель.
При сохранении тенденции к восстановлению экономики в 2018 году ожидается оживление и на других, ранее «замороженных», строительных площадках.
«В то же время собственники действующих торговых центров в ожидании роста конкуренции проводят частичную реконцепцию объектов и оптимизацию пула арендаторов. Они фокусируются на увеличении доли якорных операторов, в первую очередь развлечений, и мини-якорей, в том числе fashion брендов. Качественно проведенная сегодня работа позволит в будущем увеличить посещаемость комплекса и продлить время пребывания в нем, что позитивно отразится на товарообороте и устойчивости арендного потока», — комментирует руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина) Екатерина Весна.
Рост товарооборота и заработной платы повышают уверенность международных операторов в перспективах украинского рынка ритейла.
В III квартале 2017 года на рынок Киева вышло семь новых зарубежных брендов, что является наивысшим показателем за последний год.
В июле-сентябре был открыт бутик британского бренда одежды Superdry в ЦУМ, магазины испанской марки ювелирных украшений Tous и канадского ритейлера детской одежды Hatley появились в ТРЦ Gulliver, голландский Scotch & Soda и итальянский Replay дебютировали в ТРЦ Sky Mall, итальянский премиум-бренд Liu Jo – в ТРЦ Ocean Plaza, а японский ритейлер одежды Miniso открыл первый магазин на Крещатике.
В результате роста спроса доля свободных площадей в торговых центрах Киева за III квартал 2017 года снизилась на 0,6 п.п. — до 6,1%.
В условиях нулевого ввода и увеличения спроса наблюдается рост максимальных арендных ставок. В III квартале этот показатель вырос на 3% и достиг $860 за кв. м в год ($72 за кв. м в мес., без учета НДС и эксплуатационных расходов).
Напомним, ранее в JLL отмечали, что заполняемость торговых центров Киева растет рекордными темпами. По информации аналитиков компании, доля свободных площадей в торговых центрах Киева за II квартал 2017 года снизилась на 3 п.п. – до 6,7%. Это было наибольшее квартальное сокращение вакантности за всю историю современного рынка Киева.
Читайте также –
У пошуках колишньої величі: як київський ЦУМ збирається повернути покупців