Как пишет портал Бизнес, доля онлайн-продаж в общей структуре ритейла постоянно увеличивается. К примеру, в отчете статистического портала Statista указано, что в 2016 году e-commerce обеспечивал 8,7% в структуре торговли, в 2017-м аналитики прогнозируют рост до 10,1%, а к 2021-му онлайн-торговцы отвоюют уже 15,5%.
Китайский тренд
На мировой арене тенденции в электронной коммерции задают крупнейшие игроки — Китай и США. Они же демонстрируют стремительные темпы роста.
По данным Национального статистического бюро Китая, в 2016 году объемы продаж в онлайн-ритейле достигли $752 млрд. За год китайский рынок увеличился на 26,2%. Американский же рынок по итогам прошлого года увеличился на 15,6% — до $394,86 млрд. При этом львиную долю прироста обеспечила всего одна компания — Amazon.
Европейский бизнес не сильно отстает от американского. Как свидетельствует European Ecommerce Report 2017, в прошлом году объем e-commerce увеличился на 15% — до EUR530 млрд.
К концу года аналитики ожидают прироста еще на 14%. Активнее всего совершают покупки в интернете жители Великобритании, Дании и Германии. По мнению Дмитрия Баценко, эксперта и лидера направления цифрового опыта консалтинговой компании Deloitte в Украине, отечественный рынок e-commerce также стремительно растет. Если в 2016-м весь онлайн-ритейл оценивался минимум в 38 млрд грн, то к концу текущего года можно ожидать увеличения до 50-60 млрд грн.
При этом ситуация в Украине во многом перекликается с общеевропейскими тенденциями. Для нашей страны характерна сильная ценовая конкуренция и автоматизация процессов.
«С уверенностью можно сказать, что электронная коммерция может занять до 80-90% доли классической розницы и довольно сильно изменит другие сферы — логистику, рынок безналичных платежных систем, рекламный бизнес, — прогнозирует Баценко. — Исходя из этого, можно оценить, что в перспективе, к 2020 году, объем рынка вполне может достичь $4-5 млрд, если в Украине не будет серьезных кризисов и катаклизмов».
На вырост
Вектор развития e-commerce определяется несколькими основными трендами. Первый — всеобщая глобализация и размывание границ. Например, китайские площадки (Alibaba, Aliexpress и др.) проникают на рынки других стран, составляя конкуренцию локальным онлайн-ритейлерам.
Похожие стратегии развития у eBay, Amazon и их ближайших конкурентов. Во многом такая экспансия стала возможна благодаря кооперации ритейлеров и логистических компаний, обеспечивающих быструю доставку покупок практически по всему миру.
Второй масштабный тренд — использование современных технологий: виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), голосового управления, искусственного интеллекта и анализа больших объемов данных.
Ритейлеры стремятся анализировать запросы покупателей, их поведение и настроения, а также используют все доступные инструменты, чтобы показать товар в наиболее выгодном свете.
«Например, китайский Tmall запускает специально разработанные AR-игры, чтобы продавать товары. Также разрабатываются целые “виртуальные магазины”, где покупатель, используя специальное оборудование, может перемещаться и выбирать товары», — рассказывает Ирина Холод, CEO компании Ukrainian E-commerce Expert.
Из этого вытекает еще один глобальный тренд — ставка на мобильные устройства. Вместе с проникновением смартфонов и доступного мобильного интернета растет и доля «мобильных» покупок.
По словам Ивана Портного, руководителя маркетплейса Prom.ua, владельцы смартфонов более склонны к импульсным покупкам, чем пользователи ПК.
Более того, мобильный онлайн-шопинг доступен где угодно, пользователи не привязаны к компьютерам. Потому в ближайшее время переход на «мобайл» будет трендом почти во всех сферах онлайн-торговли.
Украинский путь
Как утверждают опрошенные БИЗНЕСом эксперты, украинский e-commerce следует основным мировым трендам.
По мнению Ирины Холод, одним из наиболее перспективных векторов развития для украинского интернет-ритейла будет трансграничная торговля, а также интеграция офлайн- и онлайн-торговли. В отдельную категорию эксперты выделяют сегмент online-travel (онлайн-продажа авиа-, автобусных и железнодорожных билетов).
По прогнозам Дениса Горового, директора по развитию EVO.company, вскоре в Украине изменятся драйверы e-commerce. В последние годы украинцы активнее всего покупали в интернете электронику, бытовую технику, одежду, обувь и аксессуары.
Но постепенно популярность набирают «нетрадиционные» для e-commerce товары и услуги вроде продуктов питания, алкоголя и медицинской помощи.
Немалое влияние на онлайн-ритейл оказывает активное развитие логистических компаний. Интернет-площадки все чаще делегируют доставку крупным компаниям, таким как Нова пошта, Интайм и Укрпошта.
«Характерный для Украины тренд, который давно прошел в развитых экономиках, — развитие безналичных платежей. Сейчас все крупные площадки работают с ведущими платежными системами, что несколько лет назад было редким явлением», — говорит Дмитрий Баценко.
По данным Интернет Ассоциации Украины, регулярно интернет используют 21,6 млн украинцев. При этом прогнозируется дальнейшее проникновение интернета в села и небольшие города.
Самые активные пользователи — это школьники, студенты, военные, владельцы крупного и среднего бизнеса. И, вероятнее всего, именно их предпочтения будут определять, в каком направлении и какими темпами будет развиваться украинский e-commerce.
Источник: Бизнес
Читайте также —