Дмитрий Ермоленко, BUTLERS: Приятно чувствовать себя не начальником, а учащимся балбесом
Соучредитель компании ZEEBRA (ТМ BUTLERS), о жизненной философии, командной работе, мотивации и будущих проектах.
Дмитрий Ермоленко, соучредитель ZEEBRA и Pechersk Hills Residence, в интервью порталу KFund-media рассказал о своих новых проектах, принципах управления коллективом, учебе и отношении к жизни. RAU публикует сокращенную версию материала.
На стене этажа, где располагается офис Дмитрия Ермоленко, нарисована зебра. «Зебра – красивый, сильный и свободолюбивый организм. С сильным командным духом и позитивным настроем», — шутя объясняет он выбор названия для своей компании. Ермоленко уверен, что такой настрой помогает быть успешным в украинских полосатых условиях революций, девальваций и «прочих способствующих успеху радостей». Сейчас ZEEBRA управляет сетью из 12 магазинов товаров для дома Butlers.
Раньше Ермоленко успешно занимался одежной розницей. Так, его компания привела в Украину такие известные бренды, как Hugo Boss и Peacocks. Ритейл — не единственный интерес бизнесмена. Еще он инициатор и соинвестор столичного клубного дома Pechersk Hills Residence.
Практичная философия
До того, как стать ритейлером и рантье, Дмитрий Ермоленко несколько лет был моряком. Однажды он увидел объявление о вакансии на должность генерального менеджера компании Oriflame, которая выходила на украинский рынок. Главными требованиями к соискателю было знание английского языка и компьютера. Так Ермоленко сменил сферу деятельности.
— Наверняка вчерашнему моряку пришлось нелегко в международной компании. Другой ритм жизни, обязанности, нужны другие навыки.
— В Oriflame всегда были сильные тренинговые программы, некоторые из которых мне нравятся больше МВА. Например, когда коуч всегда находится рядом и записывает все, чем ты занимаешься. А потом задает много разных вопросов. Например, правильно ли ты тратишь свое время. Или какие дела отложил и какие для этого были причины. Подобные вопросы заставляют задуматься о приоритетах. Хорошо, когда самые дорогие ресурсы тратятся на самые ценные для тебя вещи и хуже, когда наоборот.
— Какое качество считаете важным для управленца?
— Ясность. Сотрудники могут соглашаться или нет с начальником, но они хотят видеть ясную цель. Не люблю слово «подчиненные», потому что основой организации является не иерархия, а драйв, общая мотивация. Есть компании, где соблюдены все регалии: имя, отчество, должность и прочее. У нас только Ипполита Матвеевича по отчеству зовут. Но он собака, он не обижается. Сотрудники по именам, вне зависимости от должности — все мы в первую очередь люди.
— Вы сами пробовали продавать в своих магазинах?
— Регулярно, и получаю от этого большой кайф. У нас все сотрудники офиса как минимум несколько дней в году работают продавцами в магазинах проходят через прилавок. Первый раз волновался: как сотрудники воспримут, товар плохо знаю… Но быстро втягиваешься и получаешь массу удовольствия.
Приятно чувствовать себя не начальником, а учащимся балбесом, общаться и шутить с покупателями – так рождается много улыбок. В ритейле очень сложно научить продавцов естественно улыбаться.
В обычные дни можно и в офисе поработать, но в пиковые, в канун Рождества, например, всегда надо идти в магазин. Так понимаешь лучше, что ты делаешь, какой товар популярнее, постигаешь тонкости взаимоотношений внутри коллектива — это все важные составляющие бизнес-процесса.
— А как вы реагируете, когда слышите критику управленческих решений от, например, продавца?
— Супер! Всегда интересно понимать, что мы можем делать лучше. Стараюсь, выслушав критику, получить совет или идею – как сделать лучше, что изменить.
— Конструктивная критика встречается редко. Часто просто бурчат.
— Бурчание лучше безразличия. Парой вопросов его почти всегда удается перевести в конструктив, идеи и рекомендации.
В рабочем процессе всегда сталкиваешься с каким-то негативом, потому что любое развитие – это выход из зоны комфорта, что создает напряжение. На работу не той дорогой поехал — уже напряжение, новый опыт… Но если делать только то, что не вызывает напряжения, тогда ничего не получится. Важно научиться находить с сотрудниками общий язык, общие цели. Быть партнерами, а не противниками.
— Вы разве агрессивно воспринимаете изменения? Создается впечатление, что вы всегда настроены на позитив.
— В контексте смерти многие вещи воспринимаются проще, приятнее и уж точно в позитиве.
— Неожиданная философия.
— Она сформировалась еще в мою бытность моряком. Когда начинается шторм, то понимаешь, что его окончания ты можешь не увидеть. Самое главное, чтобы плавучести корабля ничего не угрожало, и на этом фоне бумажная суета, таможня, какие-то ограничения «в город по трое» (при СССР моряков отпускали на берег других государств группами по три человека, чтобы не сбежали – K.Fund Media) казались несущественными деталями.
Полное погружение
Компания Ермоленко, которая занималась одежной розницей называлась Maratex. Партнером был англичанин Крисом Смит. Помимо Peacocks и Hugo Boss, компания завела в Украину River Island, Aldo, Esprit, Palmers, а в Россию Pedro del Hierro и Cortefiel. В 2007 году долю в компании купила польская Empik Media & Fashion Group, а в 2012 году Ермоленко вышел из бизнеса. Возвращаться в одежный ритейл он не намерен — слишком высокая конкуренция на рынке.
— H&M подтвердили свой выход в Украину. Как это отразится на рынке?
—H&M сильнейший игрок в своем сегменте. Отличная концепция магазина, продукт, скорость реакции на изменения рынка, логистика. Выход Н&M станет потрясением для низкого и среднего ценового сегмента fashion-ритейла, который еще не совсем отошел от кризисных явлений.
— Конкуренты снизят цены?
— Не уверен. Рентабельность в ритейле сейчас очень низкая. Снижение цены многие ритейлеры могут просто не выдержать. Рынок Украины сегодня очень мелкий. Сравнительно много игроков сражаются за неглубокий карман потребителя.
В такой ситуации выход сильного игрока часто влечет за собой закрытие наиболее слабых игроков в его сегменте.
H&M and INDITEX (торговые марки Stradivarius, Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Oysho, Bershka, Uterque, Zara Home, из которых две не представлены в Украине — K.Fund Media) – явные лидеры и давние конкуренты на основных рынках мира.
— Для вас лично последний кризис принес какой-то новый опыт?
— Шторм — это всегда новый опыт, новые эмоции. И ритейл, и недвижимость трясет с 2008 года. Кризис мировой, после локальный, революция, война… как выдохнуть, когда легкие уже пусты… Потерять 2-3% при EBITDA 12-15% — это одно, и совсем другое дело, когда EBITDA 2-3%. Я, наверное, никогда так детально и глубоко не вникал в бизнес-процессы. И практически в каждой области есть возможность для оптимизации. Например, сток в Butlers мы разделили на пять категорий в зависимости от востребованности. И обнаружили, что запасы по быстрооборачиваемым товарам незначительно меньше желаемого. И ситуация на складе в Германии еще более печальная. Потребовалось время и усилия, чтобы убедить Butlers более детально анализировать сток и корректировать программу пополнения стока.
— Кто-то еще из крупных ритейлеров планирует выход на рынок Украины?
— Практически все крупные ритейлеры смотрят на новые большие рынки – хотят развития. Украина сегодня лишь «потенциально большой» рынок. Европейская страна с большим населением, но затяжной войной и плачевным уровнем доходов населения. Очень надеюсь, что это вопрос времени. Будет собака – блохи прибегут.
— Есть еще проекты, которые хотите запустить?
— Я открыт к новым проектам. Сегодня сфокусирован на развитии Butlers, тестируем маленький формат в регионах, Pechersk Hills Residence, и много энергии направляю в английский проект: в Англии сейчас строительный бум и предложений больше, чем компаний, которые могут качественно создать высокотехнологичный стеклянный фасад. Идея состоит в том чтобы в Украине производить фасады используя Бельгийские комплектующие. И устанавливать их в Англии. Для этого мы создали предприятие в Великобритании.
Источник – KFund-media
Читайте также —
Лідери натхнення: рітейлери, які можуть служити зразком для наслідування