Рынок бытовой техники и электроники вырос только за счет подорожания
Исследование Gfk Ukraine за три месяца 2015 года
Рынок бытовой техники и электроники в Украине в первом квартале 2015 составил 12,4 млрд грн, что на 16,8% больше, чем в начале 2014 года.
Выросли почти все секторы рынка: крупная бытовая техника на 34%, телекоммуникации — на 21%, мелкая бытовая техника и бытовая электроника — на 19,5% и 14% соответственно. Также увеличились сектора информационных технологий (+ 6,5%) и офисной техники (+ 2,5%). 25% падения получил лишь сектор фото.
Крупная бытовая техника: положительная динамика всех групп товаров. Поступления от продаж крупной бытовой техники в первом квартале 2015 составили 2,7 млрд грн что составляет 34% роста по сравнению с началом 2014 года. Такого показателя было достигнуто в значительной степени путем существенного подорожания всех продуктовых групп категории. Глубокое падение продаж (в натуральном выражении) в январе и марте было несколько сдержанное ажиотажным спросом в феврале, когда крупную бытовую технику потребитель рассматривал как одну из немногих альтернатив капиталовложений. Наибольший прирост, нетипично, продемонстрировали вытяжки, можно объяснить стремлением украинский доукомплектовать встроенную технику, которую активно покупали в прошлом году. Крупнейшие рынки холодильников и стиральных машин продемонстрировали рост в пределах трети.
Телекоммуникационное оборудование: неизменно растут смартфоны. По итогам первого квартала 2015 году объем телекоммуникационного рынка составил 2,8 млрд грн. Это на 21% превышает показатель аналогичного периода 2014 года. Смартфоны остаются единственной растущей группой, обусловлено ростом среднерыночной цены вполовину по сравнению с первого квартала 2014 года. Сохраняют популярность смартфоны с диагональю экрана 4-5 дюймов и разрешением камеры 8 мегапикселей, поддерживающих работу двух сим-карт. Вместе с тем, заметной тенденцией на рынке становится рост спроса на смартфоны с экраном более 5 дюймов, которые оснащены камерой более 8 мп.
Малая бытовая техника: нетипичная сезонность. Благодаря росту цен на группы товаров малой бытовой техники, в первом квартале 2015 году рынок демонстрирует прирост на уровне 19,5% в гривнах к аналогичному периоду 2014, и составляет 1,4 млрд грн. Растет доля пылесосов, техники для приготовления пищи и кофеварок за счет мультиварок, которые потеряли около 6 пунктов доли объема на рынке. В натуральном измерении видим неоднородную динамику первых трех месяцев, прежде всего, на удивление слаб для рынка малой бытовой техники март. Последний месяц квартала был не только слабее прошлогоднего в натуральном отношении, но и продемонстрировал сокращение объема продаж по сравнению с февралем.
Бытовая электроника: необычное начало года. Продажи бытовой электроники в первом квартале выросли на 14% и составили 2,15 млрд грн. В феврале наблюдалось оживление спроса на телевизоры — очередной рост обменного курса стимулировало потребителей вложить свои сбережения. При этом в марте рынок испытал значительное сокращение в натуральном измерении через повышены цены, к которым потребители не были готовы. Продолжает пользоваться спросом технология Smart TV и большие диагонали экрана.
Информационные технологии: рынок начал расти. Первый квартал 2015 для рынка IT-техники завершился ростом впервые за долгий период времени (+ 6,5%), рынок составил 3 млрд грн. Это следствие девальвации гривны и роста средней цены в два-три раза. Объем продаж в денежном выражении снизился только для группы электронные книги. В результате увеличения спроса на SSD и рост цены, наибольший рост продемонстрировал рынок накопителей. Рынок планшетов продемонстрировал небольшой прирост, немного более высокие темпы роста демонстрируют категории мышек и клавиатур. Несмотря на резкое сокращение продаж в количественном измерении, рынки ноутбуков, стационарных компьютеров и мониторов в денежном эквиваленте остаются на том же уровне что и в первом квартале прошлого года.
Оргтехника: повышение цены привело к росту рынка. Объем рынка офисного оборудования в первом квартале 2015 составляет 193 млн грн. Это на 2,5% больше, чем в прошлом году. Объем продаж МФУ увеличился на 9%, рынок принтеров снизился на 9%, а рынок сканеров сократился почти на 40% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года.
Фоторынок: снижаются даже системные камеры. В первом квартале 2015 году рынок составил 202 млн грн. Это на 25% меньше аналогичного показателя 2014 года. Тенденция значительного падения продаж компактных фотоаппаратов сопровождалась снижением продаж зеркальных и системных камер. Всего в феврале-марте 2015 года объем рынка фотоаппаратов в натуральном измерении упал почти до уровня 2006 года. Благодаря высоким ценам в денежном выражении рынок уменьшился всего на четверть, в то время как в количественном — значительно больше, чем вполовину.
GfK TEMAX® Украины: высокие цены на фоне валютных колебаний привели к росту показателей в денежном выражении.
В начале 2015 года характерной чертой рынка бытовой техники и электроники Украины является большое расхождение между показателями рынка в натуральном и денежном выражении и необычная месячная динамика первого квартала.Все без исключения сектора подверглись значительному падению в натуральном выражении. Больше всего рынок сократился в марте, когда курс валюты стабилизировался, а цены значительно повысились. Расхождение динамики в натуральном и денежном выражении оставаться характерной чертой рынка в ближайшее время.
Все выводы основаны исследованиях, которые на постоянной основе осуществляет GfK Retail and Technology, собирающая данные более чем с 425 тыс розничных торговых точек по всему миру.