10 цитат сооснователя Нова пошта Владимира Поперешнюка о e-commerce
Соучредитель крупнейшего частного оператора доставки Владимир Поперешнюк о ситуации с таможней, доставке из США, Укрпоште, почтоматах и очередях на Нова пошта.
На прошлой неделе сотрудники ГФС заблокировали работу сектора таможенного оформления международных экспресс-отправлений Нова пошта. Налоговики не выдвигают компании никаких претензий, однако и не растамаживают посылки, пришедшие из китайских и американских интернет-магазинов. Совладелец компании Владимир Поперешнюк поделился с Фокусом своим видением причин происходящего. Rau.ua выбрала самые интересные высказывания известного бизнесмена.
О ситуации на таможенных складах Нова пошта
Фискалы разбираются между собой на нашем таможенном терминале. Одни таможенники проверяют работу других. Иногда пропускают наши посылки, но делают это очень медленно. Такая своеобразная «итальянская забастовка». Вроде бы и не блокируют груз, не стоят автоматчики, но работать ты не можешь, по 10 посылок в день выходит. В итоге по состоянию на конец прошлой недели в терминале накопилось около 80 000 нерастаможенных отправлений.
О государстве и бизнесе
Происходящее на таможенном терминале — прекрасная иллюстрация взаимоотношений людей и государства в нашей стране. Я как-то подсчитал, что в цене, которую клиенты платят за услуги НП, около 30% — прямые налоги, акцизные сборы и социальные отчисления. Если я отдаю государству треть своей выручки, мне кажется, имею право на качественный сервис, на то, чтобы администрирование налогов не мешало моим бизнес-процессам. У меня и так головная боль; почему государство, существующее за мой счет, должно мне её добавлять?
О доставке из США
Если мы хотим развивать сегмент доставки из США, нужны прямые рейсы в Киев и города миллионники. Других вариантов я не вижу. Сейчас отправления идут с сортировкой во Франкфурте, но это промежуточный вариант. Все равно мы придем к прямым рейсам. Я надеюсь, что в 2020 году мы запустим это направление. Пока у нас нет такого потока, чтобы загрузить самолет, но в целом перевозить ежедневно по 20–50 тонн груза из США или Китая вполне реально. Для отправлений небольшого размера и ценой свыше $100, то есть большей части электроники, такая доставка вполне оправдана.
О бизнес-среде и зарубежном ритейле
Из-за налоговиков и прочих проверяющих бизнес-среда в Украине напоминает террариум. Украинские компании уже как-то приспособились существовать в нем. Но у большинства западных компаний «договорняки» с чиновниками противоречат бизнес-модели. Эти компании ориентированы на создание ценностей и работу с клиентами, а не переговоры с условным пожарником. Поэтому они просто не заходят сюда.
О конкуренции
Если в Украину начнут массово заходить западные компании, возрастет конкуренция, упадут цены, придется платить более высокие зарплаты… В высококонкурентной среде многие из украинских бизнесов умрут или сильно «похудеют». Хотя сейчас на фоне слабой конкуренции они выглядят неплохо. Поэтому их владельцам нет смысла бороться за увеличение конкуренции, если они уже научились жить в украинских реалиях и особо не напрягаясь получают неплохую маржу.
О персонале
При всех властях для меня главной проблемой бизнеса была очень низкая квалификация работников. И эта проблема не решается. Практически по всем специальностям дефицит компетентных людей. У нас сейчас созданы три корпоративных университета: для линейных работников и операционных менеджеров, для специалистов и менеджеров среднего звена и для малых предпринимателей, для наших клиентов. Все свободные ресурсы мы вынуждены тратить на улучшение бизнес-образования как сотрудников, так и клиентов.
О почтоматах
Я верю в почтоматы. По сути это вариант доставки «до отделения». На доставку «до отделения» у нас приходится 90% отправлений. Лишь 10% — доставка «дверь в дверь». Услуга должна быть востребована на рынке.
О неудаче польской компании Inpost с почтоматами
на украинском рынке
Предполагаю, они делали что-то не так. Что конкретно — смогу сказать через полгода, когда протестируем эту услугу.
Об очередях на Нова Пошта
Ненавижу очереди. Моя цель — скорость обслуживания за 30 секунд. Тогда очередей не будет. В пилотных отделениях это получается.
Об Укрпошта
Мы не забрали у Укрпочты ни одного клиента. Когда в 2001 году возникла Нова пошта, мы с нуля развивали новый сегмент услуг, которого не было в стране. Что касается конкуренции, мы серьезно относимся ко всем игрокам на рынке доставки. Смотрим, что они делают, анализируем, предлагаем что-то лучшее. Это драйвер развития. Поэтому изменения в Укрпочте для нас вызов, дополнительная мотивация развиваться.
10 тез Владислава Чечоткіна про проблеми української митниці