
Как сеть Кібернетики приходит в себя после уничтожения единственного логистического хаба


На RAU Expo 2025 СМО Фокстрот Олег Никольский и СРО eSputnik Олег Лесов поделились опытом успешного сотрудничества ритейлера с платформой клиентских данных. Они рассказали, как инновации в персонализации и товарных рекомендациях способствуют росту продаж, помогают удерживать клиентов и поддерживать лояльность.
Фокстрот — первая украинская сеть магазинов электроники и бытовой техники. Один из крупнейших омниканальных ритейлеров страны, который постоянно развивает персонализацию клиентского опыта для 13 млн клиентов и внедряет новые инструменты и механики.
В 2014 году Фокстрот укрепил это направление, выбрав eSputnik как надежного партнера по маркетингу, с которым удобно расти, а каждая идея получает быструю реализацию.
Начиная с 2014 года, Фокстрот развивает персонализированный маркетинг в сотрудничестве с eSputnik. Тогда же внедрили первый канал коммуникации — e-mail, который быстро доказал свою эффективность. Впоследствии Фокстрот масштабировал взаимодействие с клиентами, добавляя новые каналы и функциональность.
За 11 лет сотрудничества с eSputnik Фокстрот:
Единый профиль клиента в CDP — это не просто список покупок и контактные данные. Это полноценная и хронология взаимодействия с брендом, собранная в одном месте. Именно такой профиль помогает Фокстроту персонализировать коммуникацию для каждого клиента.
Единый взгляд на клиента обеспечивает актуальность и правильность коммуникаций бизнеса с потребителем. Например, Николай просматривает телевизоры на сайте — CDP знает о нем следующие данные:
Система понимает, что Николай просматривал телевизоры конкретного производителя из среднего ценового сегмента, поэтому предлагает ему рассмотреть определенные модели, которые возможно он не нашел самостоятельно, но они с высокой вероятностью заинтересуют его, ведь соответствуют его запросам. Поскольку клиент хорошо взаимодействует с каналом e-mail, то дальнейшая коммуникация будет поддерживаться этим каналом в первую очередь.
Благодаря тому, что CDP объединяет все каналы создается бесшовный опыт для клиента во всех точках взаимодействия. Такой подход помогает Фокстрот не только увеличивать продажи, но и строить долгосрочную лояльность клиентов.
360-градусное понимание клиента позволяет бизнесу отправлять сообщения в нужный момент и через правильный канал (e-mail, Viber, push, App Inbox), чтобы вернуть клиента и стимулировать покупку. Чтобы автоматизировать точное взаимодействие с миллионами клиентов компания разработала широкую карту триггеров, где определенный сценарий срабатывает, когда клиент выполняет конкретное действие.
Каждый из используемых PRO-триггеров играет важную роль для ритейлера, а самые эффективные из них:
Как видим, разные триггеры показывают лучшие результаты по CTR и CR. Это зависит от их направленности, так как некоторые сценарии работают на увеличение трафика на сайт, другие — рост покупок.
В eSputnik триггеры тарифа Professional усилены товарными рекомендациями, которые подбираются персонально для каждого клиента.
«Лучшие результаты приносит комплексная система: на всех этапах воронки продаж используйте соответствующие цепочки в разных каналах коммуникации», — комментирует Олег Лесов.
Два года назад eSputnik совершил прорыв в товарных рекомендациях, перейдя к трансформерной модели, усиленной большими языковыми моделями (LLM). Этот подход кардинально изменил персонализацию по сравнению с предыдущими алгоритмами и принес значительный рост ключевых метрик.
До 2019 года Фокстрот использовал коллаборативную фильтрацию, которая базировалась на схожести между товарами и поведением пользователей. Например, если клиент покупал телевизор, система предлагала аксессуары (например саундбар) или похожие модели, которые часто покупали вместе с этим товаром. Алгоритм анализировал исторические данные: если два товара часто кликали или покупали вместе, они считались связанными. Однако этот подход имел ограничения: он не учитывал контекст действий клиента, не мог эффективно обрабатывать новые товары без истории продаж.
В 2019-20 годах eSputnik внедрил трансформерную модель, которая анализирует последовательность действий клиента — от просмотров и поисков до добавления в корзину, покупок, как онлайн, так и офлайн. Эта архитектура глубокого обучения позволяет системе «понимать» не только отдельные действия, но и их контекст и взаимосвязи.
С 2024 года большие языковые модели (LLM) усилили трансформерную модель, добавляя к ИИ возможность анализа характеристик товаров: категории, бренда, цены, описаний.
Новая модель позволяет создавать рекомендации, которые понимают суть товара, а не только его ID.
Раньше машина видела только поведение пользователей: если два товара часто кликаются вместе, они считались похожими. Но теперь ИИ понимает, что это за товар, его суть, и подбирает более точные рекомендации.
Клиент просматривает игровую консоль, затем ищет геймпады, а раньше интересовался VR-очками. Коллаборативная фильтрация могла предложить популярную игру, которую покупали вместе с консолью. А трансформерная модель зафиксирует интерес к интерактивным развлечениям и предложит специализированный VR-контроллер, даже если такие комбинации ранее не покупали. Благодаря тому, что LLM дополнительно анализирует описания товаров, система может предложить новинки без истории продаж, решая проблему «холодного старта».
Сочетание трансформерной модели + LLM дало еще лучшие результаты:
«Надо отметить, что это не был холодный старт — рекомендации в Фокстроте работают уже восемь лет: система давно работает с огромным объемом данных о поведении клиентов. При этом, изменение алгоритма существенно улучшило пользовательский опыт», — подчеркивает Олег Лесов.
Казалось бы, рекомендации уже работали очень хорошо, но команда eSputnik заметила, что ритейлер терял возможности из-за слишком широких категорий товаров. Раньше ИИ просто не подбирал товары из одной категории, чтобы избежать дублирования в рекомендациях. Это ограничивало кросс-продажи, когда в пределах одной категории есть функционально разные товары, которые имеют смысл в совместном использовании. Чтобы решить это, eSputnik внедрил LLM-модель, которая самостоятельно уточняет подкатегории товаров и формирует более точные, уместные рекомендации.
LLM-модель анализирует категориальное дерево (десятки тысяч товаров) и определяет функциональные связи. Модель уточняет подкатегории и предлагает совместимые или дополняющие продукты. Это автоматизирует подбор, подобно работе категорийного менеджера.
Например, в категории «Зубные щетки» находятся различные товары: щетки, аксессуары для ухода, насадки, подставки, дорожные футляры и т.д. В классической логике блока «Покупают вместе» система не рекомендует товары из той же категории, чтобы избежать нерелевантных пар (две одинаковые щетки).
Благодаря рекатегоризации теперь можно предложить клиенту логичные дополнения к покупке: насадку или футляр. Система сформирует релевантные пары товаров даже из одной и той же общей категории, повышая качество персонализации и кросс-продаж.
«Мы очень довольны сотрудничеством. Эта LLM-модель добавляет огромную ценность к нашим предложениям. Мы повысили LTV, доход, сократили использование маркетинг-бюджета и рабочих ресурсов. Мы увеличили retention, количество повторных продаж, повысили конверсию вдвое по определенным триггерам. eSputnik — наш основной стратегический партнер в ретеншен, и мы охотно идем навстречу друг другу», — говорит Олег Никольский.
Фокстрот планирует максимизировать персонализацию пользовательского опыта. Ключевые направления:
Полное видео выступления смотрите на youtube-канале esputnik
Сотрудничество Фокстрот и eSputnik — наглядный пример того, как стратегическое партнерство и передовые технологии могут обеспечить качественный маркетинг в ритейле. За 11 лет сотрудничества ритейлер прошел путь от емейл-рассылок до персонализации нового уровня. При том, что Фокстрот имеет все возможности для собственной разработки любой функциональности, ритейлер выбирает eSputnik как готовое решение. Поскольку сотрудничество с CDP экономит время и ресурсы компании, а все идеи ритейлера развивает и воплощает опытная команда платформы.
Благодаря совместной работе ритейлера с eSputnik, обеспечен единый взгляд на 13 млн клиентов, качественное сопровождение клиентов благодаря триггерам и инновационным алгоритмам товарных рекомендаций.
Приведенные успешные кейсы внедрения трансформерной модели + LLM, а затем и рекатегоризации — демонстрируют, как развитие AI-технологий в сочетании с CDP eSputnik позволяет ритейлеру увеличивать продажи и привлечение клиентов.
eSputnik стал для Фокстрота не просто платформой, а партнером, который предлагает кастомные решения под запрос клиента, предоставляет аналитику и постоянную поддержку от идеи до внедрения и измерения результатов. В планах ритейлера — еще более глубокая интеграция AI для предиктивной сегментации и расширение персонализации в мобильном приложении, что открывает новые горизонты для роста.