
RAU Expo 2025: новые тренды коммерческой недвижимости


CEO Retail & Development Advisor Андрей Лотоцкий в ходе RAU Expo 2025 рассказал о ключевых изменениях на рынке торговой недвижимости и объяснил, почему формат ритейл-парков завоевывает рынок. А также представил новые проекты RDA с фокусом на региональное развитие.
Миграция населения и бизнеса в центральные и западные регионы Украины, сооружение нового жилья способствовали увеличению спроса на новые торговые объекты. Также люди сейчас больше ценят свое время, особенно поколение «зуммеров». Поэтому, например, напряженный трафик в центре крупных городов вместе с другими факторами влияют на изменение потребительского поведения украинцев. Теперь популярность набирают районные ТЦ и ритейл-парки. Районные торговые центры – это небольшие и средние объекты общей площадью от 5000 до 20000 кв. м, которые способны полностью обеспечить ежедневные базовые потребности местных жителей. Можно сказать, что это торговые объекты 15-минутной доступности (пешком или на авто), когда не нужно стоять в пробках от 40 минут и более, чтобы добраться до больших ТРЦ.
Для региональных ТРЦ новые реалии создают определенные риски, но их развлекательные зоны становятся важным преимуществом в таких обстоятельствах. Равно как и больший выбор брендов (особенно в fashion-сегменте), многие из которых представлены в больших ТРЦ эксклюзивно.
Так же растет популярность ритейл-парков. Так, по сравнению с прошлым годом доля ритейл-парков в портфеле компании RDA увеличилась с 10% до 40%. Девелоперам легче строить ритейл-парки, чем торговые центры. Ибо речь идет вообще о меньших объектах, меньших рисках и инвестициях, но с быстрой окупаемостью. Тенденция роста количества ритейл-парков общеевропейская. Например, на весеннем форуме в Варшаве было представлено 37 новых будущих торговых объектов, и все 37 – это ритейл-парки. В Украине регионы еще не так насыщены профессиональными торговыми площадями, как в Европе, поэтому есть потенциал для развития. В частности, на западе Украины еще есть возможность открытия крупных ТРЦ, а вот в других частях страны небольшие ТЦ и ритейл-парки начинают отбирать свою долю ежедневного трафика покупок.
Консалтинговая компания Retail & Development Advisor (RDA) в настоящее время имеет в работе 15 проектов на разных стадиях реализации и еще 4 проекта на стадии подготовки к их представлению общественности.
На данный момент самым большим из начатых проектов является ТРЦ Kvartal City общей площадью 25 830 кв. м, который планируется построить в северо-западной части Львова по адресу ул. Шевченко, 313. Этот проект был презентован в 2024 году, сейчас получено разрешение на строительство, выбран генподрядчик и проведены подготовительные работы. Трехэтажный ТРЦ будет иметь детский развлекательный центр на 3000 кв. м, ресторанную зону и кинотеатр на 3-4 зала. Запустить его предполагается в конце 2027 года.
Также в ближайшие два года RDA планирует запустить на рынок такие объекты как:
ТЦ Road Park, г. Винники, Кольцевая дорога Львова, общая площадь 13 479 кв. м. Срок сдачи в эксплуатацию – конец 2026 года. Уже есть подтверждение размещения супермаркета площадью 2000 кв. м и магазина международного fashion-ритейлера на 1500 кв. м.
ТЦ Gallery Chicago, г. Черновцы, проспект Независимости, 137 В. Этот двухэтажный ТЦ общей площадью 9232 кв. м будет открыт в стилобате премиального ЖК. Уже известно о размещении ДРЦ Fly Kids и ведутся переговоры о якорном супермаркете. Срок реализации проекта – конец 2027 года.
ТРЦ Tera Hall, г. Черновцы, ул. Руська, 236. Этот четырехуровневый ТРЦ на 16 900 кв. м, разработанный австрийским архитектурным бюро, планируется построить на одной из главных улиц города в районе, где также активно строится новое жилье. Здесь также подтверждено размещение детского развлекательного центра (от сети ВРЦ Країна мрій) на 3000 кв. м. Срок ввода в эксплуатацию – второй квартал 2027 года.
Retail Park Mukachevo, г. Мукачево, ул. Красногорная, б/н. Общая площадь двух очередей объекта – почти 24 800 кв. м, в первую очередь на 8900 кв. м обещают сдать в октябре 2025 года. Вторая очередь планируется на лето 2026 года. Здесь, в частности, планируется открытие ГРЦ Fly Kids на 3000 кв. м и сетевой ресторан с drive зоной. В компании отмечают мощное развитие коммерческой недвижимости в Закарпатье и возлагают большие надежды на этот ритейл-парк, расположенный на объездной дороге Мукачево по трассе Киев-Чоп. Через дорогу рядом недавно открылся McDonald’s, а также работают Эпицентр и гипермаркет Silverland. Этот ритейл-парк строится по образцу аналогичных европейских объектов в Польше и Италии.
Ритейл-парк Silver Park, Мукачево, ул. Томаша Масарика. Это еще один небольшой ритейл-парк в Мукачево – его общая площадь будет составлять всего 4000 кв. м. Он находится на противоположном конце города у выезда на Иршаву. Рядом расположен рынок, супермаркет Silverland и большое количество предприятий. В качестве якорного арендатора будет международный ритейлер, торговая точка которого займет площадь в 1500 кв. м. Выход на рынок предполагается во втором квартале 2026 года.
ТРЦ Riverville, г. Ужгород, ул. Бабьяка. Этот новый трехэтажный ТРЦ на 19 700 кв. м (без учета подземного паркинга еще на 11 200 кв. м) планируется в едином ансамбле реконструкции городской набережной в Ужгороде вдоль реки Уж. Рядом – территория ЖК Riverville. Срок сдачи планируется на 2027 год. Здесь также будет ДРЦ на 3000 кв. м, современный семейный ресторан и кинотеатр или спортивный комплекс (переговоры с потенциальными арендаторами еще продолжаются).
ТРЦ Residents Mall, г. Ужгород, ул. Славянская набережная. Еще один торговый центр в Ужгороде общей площадью около 15 700 кв. м планируется построить в самом дорогом ЖК города у Боздошского парка. Соответственно, здесь разместятся ритейлеры класса средний плюс и премиум. Это тоже зона новостроек с большой долей молодежи среди жителей. В новом объекте уже подтверждено размещение двухэтажного магазина Symbol на 2000 кв. м. Из пяти уровней ТРЦ два будет занимать подземный паркинг площадью почти 16 000 кв. м.
По всем вышеперечисленным проектам RDA проводит активный брокеридж. В компании отмечают, что все объекты расположены таким образом, чтобы минимизировать конкуренцию с другими существующими ТЦ и гарантировать высокий трафик покупателей.