
ТЦ Great стал партнером Асоциации ритейлеров Украини


Еще несколько лет назад ожидать товар из онлайн-магазина в течение 3-5 дней было вполне нормально. Сейчас клиенты рассчитывают получить покупку в тот же день, или даже в течение часа. Это меняет конкурентное поле для e-commerce: ключевыми становятся не только цена или выбор товаров, но и оперативность доставки.
Если бизнес не предлагает быструю логистику, он может потерять клиентов. Александр Павлов, Business Development and Sales Lead в Uklon Delivery, в колонке анализирует, что повлекло за собой такие изменения и как адаптироваться бизнесам к новым реалиям.
Потребители больше не готовы долго ждать свои заказы. По данным PwC, 88% покупателей могут отказаться от бренда из-за медленной доставки, а 41% согласны заплатить больше, если товар прибудет как можно быстрее (источник).
Мировые гиганты, такие как Amazon, задают высокие стандарты скорости, внедряя доставку в день заказа. В Украине несмотря на то, что вследствие полномасштабного вторжения, в 2022 году объем курьерской быстрой доставки снизился на 17,4% по сравнению с 2021 годом, этот тренд также набирает популярность. Например, Новая Почта уже как стандарт доставляет посылки на следующий день, а иногда и день в день. Glovo же предоставляет сервис экспресс-доставки в основном на рынке HoReCa. А Uklon Delivery доставляет товары в течение часа для таких партнеров, как MasterZoo, Liki24, Фокстрот, Сильпо и др. Мы наблюдаем тенденцию, что все больше бизнесов отдают логистику своих товаров на аутсорс, ведь это помогает им ускорять доставку, обеспечивая клиентам качественный сервис без лишнего ожидания.
Клиенты привыкли к мгновенному доступу к услугам, поэтому долгое ожидание негативно влияет на решение о покупке. Исследование McKinsey показывает, что 60% потребителей выберут магазин, который может доставить товар в тот же день, даже если это будет стоить дороже (источник).
При этом скорость важна не только для жителей крупных городов. В Европе 40% потребителей из городов численностью менее 100 тысяч также ожидают оперативную логистику. В Украине, по данным Deloitte, более 60% респондентов отмечают, что скорость доставки имеет высокое влияние на их лояльность к бренду. Поэтому бизнесам важно не просто обеспечивать быструю и качественную доставку, но и широкое географическое покрытие.
Q-commerce (Quick Commerce) — это модель, предусматривающая доставку за 10-30 минут. Лидеры, такие как Getir (Турция), Gorillas (до 2024 года присутствовал на рынках ЕС, США) и Wolt Market (страны Европы, Ближнего Востока, Азии), используют:
Эта модель позволяет сократить время ожидания до считанных минут. Например, компания Getir предлагает доставку до 20 минут, со средним временем доставки — 9 (источник). А в Украине уже реально доставить мини-холодильник за 8 минут.
И хотя у нас этот формат еще на стадии развития, уже есть игроки, которые предлагают решения в этом направлении. Это, например, логистические решения для ритейлеров, которые обеспечивают гибкость между ценой и скоростью. Это и АРЕ интеграция с любой системой учета бизнеса, и выбор между мото- и автокурьером и многое другое. Это позволяет демонстрировать среднюю скорость доставки в 32 минуты.
Супербыстрая доставка выглядит привлекательно, но реально ли ее сделать массовой? Некоторые стартапы уже столкнулись с трудностями. Например, в 2023 году компания JOKR закрыла часть своих операций в США из-за высоких операционных расходов (источник).
Однако компании, которые комбинируют скорость с экономической эффективностью, остаются конкурентоспособными. Поэтому быстрая доставка однозначно имеет будущее, и вообще смысл, если найти этот баланс. Например, это может быть комбинированное использование собственной курьерской службы и внешнего оператора. Или же функционал, который помогает снижать стоимость в пересчете на одну посылку: мультидоставка (на несколько адресов), бандловка (перевозка разных посылок по одному маршруту), разделение стоимости доставки между компанией и покупателем и т.д.
Быстрая доставка больше не является дополнительным бонусом — она превратилась в основной стандарт обслуживания. Бизнесам нужно адаптировать логистику к новым реалиям, тестировать Q-commerce и предлагать удобные варианты доставки своим покупателям: будь-то собственная курьерская служба, почтовые операторы или сервисы быстрой доставки. Главное — найти баланс.