Виталий Стефурак, McDonald’s Украина: Мы оцениваем потенциал украинского рынка для McDonald’s примерно в 500 ресторанов

Виталий Стефурак, McDonald’s Украина: Мы оцениваем потенциал украинского рынка для McDonald’s примерно в 500 ресторанов

14.02.2025 09:00
  170
Іван Зайцев

Директор по развитию McDonald’s в Украине о емкости украинского рынка питания вне дома, приоритетных направлениях развития, выборе локаций, взаимодействии с партнерами, социальных проектах и ​​многом другом.

— Почему в Украине у McDonald’s нет франчайзинга?

— McDonald’s имеет более 40 000 ресторанов во всем мире, и абсолютное большинство из них находятся в собственности и под управлением партнеров-франчайзи. На крупных рынках, таких как США, Германия или Великобритания, рестораны принадлежат многим франчайзи — в одной стране их могут быть десятки или даже сотни. На меньших рынках бывает по-разному: может быть несколько франчайзи на рынке, а может быть один мастер-франчайзи.

В Украине ситуация уникальная – мы единственный рынок в мире, где всеми ресторанами McDonald’s управляет компания напрямую. С одной стороны такая модель дает нам больше контроля над операционными процессами – мы можем быстрее внедрять изменения в работе ресторанов, сами определяем график работы заведений, заработные платы и т.д. Но у украинской модели также есть челленжи.

Из-за того, что все рестораны принадлежат компании, мы гораздо больше вовлечены в управление ими. Работа с персоналом, операционные процессы, и многие другие ключевые аспекты деятельности ложатся на наши плечи. Отсутствие франчайзи на рынке влияет также на наш потенциал развития, ведь с франчайзинговой моделью мы можем открывать больше новых заведений.

Появится ли у McDonald’s в Украине франчайзинг – скорее вопрос времени, ведь франчайзинг — это глобальная бизнес-модель нашей компании. Однако пока идет война, об этом говорить нецелесообразно.

– Какие ключевые критерии для выбора локаций? Что в приоритете – открытие в ТЦ/ТРЦ, в отдельных зданиях, в АЗК/на трассах?

— В стратегических приоритетах компании – открытие ресторанов в городах-миллионниках и их сателлитах, в областных центрах и вдоль оживленных автотрасс.

При поиске локаций для новых ресторанов нас, прежде всего, интересуют места с большим потоком людей или автомобильным трафиком. А площадь участка должна быть не менее 20 соток. Мы стремимся открывать просторные и удобные для посетителей заведения в отдельно стоящих под нас зданиях, чтобы обеспечивать все каналы продаж: заказы внутри, на вынос, заезд на McDrive и услугу доставки McDelivery.

Для выбора участка вместе с партнерами-застройщиками мы проводим тщательный юридический аудит. А при строительстве и обустройстве территории партнеры руководствуются требованиями и стандартами McDonald’s. После открытия ресторана мы платим арендодателям процент от продаж. И еще немаловажный момент – арендодатели не участвуют в операционной деятельности рестораны, а заведение полностью управляется компанией. То есть фактически, для арендодателя – это доход без каких-либо дополнительных расходов с их стороны.

Мы также готовы рассматривать локации в торговых центрах, но в большинстве случаев, когда мы можем обустроить McDrive и есть отдельный вход в ресторан с улицы.

Относительно заведений вдоль трасс мы сосредотачиваемся на ключевых автомобильных путях. Первый McDonald’s без привязки к населенному пункту мы открыли в Житомирской области на трассе Киев-Чоп. Для открытия заведений мы рассматриваем и небольшие города вблизи популярных автодорог, где заведения могут обслуживать как местных жителей, так и путешественников. Например, ресторан в Александрии находится рядом с трассой М-30, а в Яремче – на популярном туристическом направлении.

Мы уже открыли пять ресторанов, расположенных рядом с АЗК: один из WOG (кстати, это и есть заведение на трассе Киев-Чоп), один – из ОККО, один – из Grand Petrol и еще два – из KLO. В настоящее время продолжается строительство еще одного ресторана рядом с ОККО в Мукачево (Закарпатская область). Суть таких проектов состоит в том, чтобы клиент имел выбор и возможность получить все услуги в одном месте. При этом ни у одной сети нет исключительных прав сотрудничества с McDonald’s. Мы планируем продолжать развивать этот формат и открывать больше заведений в партнерстве с АЗС и стремимся открыть рестораны на основных автодорогах нашей страны.

— Какие города или регионы Украины являются приоритетными для открытия новых ресторанов?

– Мы продолжаем развиваться и открывать рестораны в соответствии с нашей стратегией. Сейчас нас, прежде всего, интересуют центр и запад Украины.

Украинский рынок питания вне дома недонасыщен и имеет значительный потенциал с точки зрения увеличения количества наших ресторанов. В 2024 году мы открыли восемь новых ресторанов. Шесть из них появились в больших городах: Черновцах, Одессе, Львове, Виннице и два в Киеве и еще два в меньших городах: Боярке и Ковеле. Однако в условиях войны мы открываем меньше ресторанов, чем могли бы.

– Сколько времени занимает открытие нового ресторана с момента подписания договора на аренду? Есть ли средний показатель?

— Открытие нового ресторана – это кропотливый процесс, требующий в среднем полтора года с момента заключения предварительного арендного договора, а иногда и больше. На длительность влияет большое количество факторов: от проведения коммуникаций до здания, до получения различных разрешительных документов.

– Сколько ресторанов McDonald’s сейчас работает в Украине? Какие темпы роста за последние несколько лет?

— Сейчас в Украине работают 109 ресторанов из 124, а 15 существующих заведений – в Харькове, Запорожье, Николаеве и Сумах – остаются закрытыми из-за ситуации безопасности.

С начала полномасштабной войны мы открыли 21 ресторан: три в 2022 году, еще десять в 2023 году и восемь в 2024 году. Это значительный результат, но при остальных обстоятельствах мы смогли не менее удвоить эти показатели.

Мы оцениваем потенциал украинского рынка для McDonald’s примерно в 500 ресторанов. Это амбициозная цель, которая требует времени и усилий, но мы уверены, что сможем добиться этой цифры в будущем.

– Кого вы считаете своим главным конкурентом на украинском рынке?

– Важно, что в Украине есть конкуренция на ресторанном рынке. Мы приветствуем конкуренцию, потому что она стимулирует развитие, а потребители получают широкий выбор блюд и лучший сервис.

С момента появления McDonald’s в Украине рынок питания вне дома значительно вырос по количеству и качеству заведений. Однако количество заведений на 1000 жителей в Украине все еще значительно меньше, чем в других странах Европы. Именно поэтому мы говорим о потенциале рынка.

Вопрос конкуренции также связан с добродетелью и этичностью ведения бизнеса. За 2023 год McDonald’s в Украине уплатил около 30% налогов от всей отрасли, в то время как в Украине в сфере общественного питания более 80 000 (!) субъектов хозяйственной деятельности. Многие из них, в том числе сети с большим денежным обращением, используют схемы по минимизации налогов, платят зарплату в конвертах и ​​т.п. Это не только негативно влияет на бюджетные поступления в стране, где идет война, но и создает неравные условия для бизнеса. Это остается актуальной проблемой. Мы за конкуренцию, но хотели бы, чтобы она была доброчестной и способствовала развитию отрасли.

– Какой средний чек в ресторанах McDonald’s в Украине? Как изменилось количество чеков или тип клиентов за последний год?

— Средний чек в ресторанах отличается в зависимости от расположения. Например, в заведениях, расположенных на трассах, средний чек обычно выше, чем в городах, поскольку люди часто путешествуют по семьям или компаниям.

Самое важное, что количество клиентов в Украине постепенно восстанавливается. Она еще не достигла довоенного уровня, но в 2023 году мы обслуживали около 70% клиентов по сравнению с 2021 годом, а в 2024 – более 80% и надеемся на дальнейшее возобновление и рост.

— Какие ключевые отличия в управлении ресторанами на улицах по сравнению с ресторанами в торговых центрах? Какие локации более прибыльны?

– Оба формата имеют свои преимущества. В ресторанах в ТЦ есть постоянный поток клиентов, и в настоящее время наша сеть насчитывает 35 таких заведений в Украине. Но нас больше интересуют отдельные здания, потому что они больше площади, вмещают больше посетителей, и мы можем организовать там все каналы продаж и воплощать различные инициативы, которые не всегда возможно полноценно воплотить в ТЦ.

К примеру, в ТЦ часто невозможно обустроить McDrive, хотя есть исключения. Ну и факт – средний чек в отдельно стоящих ресторанах с McDrive является самым высоким.

— Какие новые технологии или инновационные решения в настоящее время внедряются в ресторанах? Планируете ли вы дальнейшую автоматизацию процессов?

— Диджитализация – одно из приоритетных направлений в нашей глобальной стратегии. Кроме цифровых терминалов в зале на McDrive установлены современные цифровые меню-борды для заказов. Мы также постоянно совершенствуем мобильное приложение, например в 2024 году ввели персонализированные ваучеры. А также планируем запустить функцию, позволяющую делать заказ и оплачивать его прямо в приложении.

Но кроме глобальных инноваций мы также учитываем локальный контекст. Вопрос физической доступности стал особенно важным в Украине после начала полномасштабной войны, поэтому в настоящее время инклюзивность является одним из приоритетов для McDonald’s в Украине. Во время строительства и реконструкции ресторанов мы заботимся, чтобы было удобно каждому и вводим новые инклюзивные решения: устанавливаем автоматические раздвижные двери, добавляем таблички с надписями шрифтом Брайля и укладываем тактильную плитку для людей с нарушениями зрения, предусматриваем специально обустроенный персонал. слах колесных. В ресторане на Вокзальной площади в Киеве установлен первый в McDonald’s в Украине пассажирский лифт, что удобно для людей на колесных креслах, семей с детьми и людей в возрасте.

– Какие возможности для профессионального развития предлагает компания своим работникам? Есть ли примеры успешных карьерных путей от рядового сотрудника к топ-менеджеру?

– McDonald’s – действительно качественное место для первой работы и старта карьеры. Компания не требует опыта, а наоборот, предоставляет все возможности, чтобы получить знания и навыки. Мы берем на работу молодых и амбициозных людей и учим их так, что они могут стать директорами и лидерами команд. Это уникально, ведь во многих компаниях молодые специалисты часто сталкиваются с ограничениями по развитию.

У нас есть красноречивая статистика: почти 100% директоров ресторанов начинали карьеру как обычные работники заведения, из них 14 человек стали директорами в возрасте до 25 лет. Так же открыты пути, чтобы перейти работать в офис и развиваться по специальности.

Для обучения и развития существует массивная система. Например, с помощью Карьерной карты строится четкий план роста для каждого работника от любой позиции. Она содержит рекомендации по обучению и необходимым компетенциям и доступна новичкам с первого дня работы. Еще один инструмент – модель лидерства BEST – указывает, какими компетенциями и на каком уровне нужно овладеть для получения новой должности.

Это всего несколько примеров. В общем, инструментов и решений очень много и компания продолжает внедрять новые проекты.

– Какие проекты социальной ответственности ведет McDonald’s в Украине?

— McDonald’s является партнером-основателем фонда «Дом Рональда МакДональда в Украине», которая занимается развитием семейно-ориентированной медицины. Как основатель и крупнейший партнер фонда, мы организуем кампании по поддержке Семейных комнат при крупнейших детских больницах в стране и строительству «Дома Рональда МакДональда», самая большая и известная из которых — «Долонькая счастье». При этом за последние годы McDonald’s увеличил количество кампаний в поддержку фонда. Так, в 2023 году мы собрали 26,7 млн ​​грн, а в 2024 году общий объем средств в поддержку фонда достиг 28 млн грн.

С началом полномасштабного вторжения McDonald’s вместе с фондом создали новые гуманитарные проекты и помогали продуктами первой необходимости оказавшимся в затруднении украинским семьям и закупали и передавали украинским больницам медицинское оборудование для лечения рваных ран. Так же помогали после затопления подорванной Каховской ГЭС и ракетной атаки на Охматдет.

Кроме непосредственно гуманитарных проектов важно, что компания продолжает работать в Украине, развиваться, создавать рабочие места, сотрудничать с партнерами. С момента выхода на украинский рынок компания инвестировала $432 млн и является крупнейшим налогоплательщиком среди заведений общественного питания. В 2023 году мы уплатили 1,3 млрд грн налогов. Пока окончательных данных за 2024 год еще нет, но мы ожидаем, что цифра снова превысит 1 млрд грн.

– Как компания работает над сокращением влияния на окружающую среду? Есть ли особые инициативы в сфере поддержки общин или экологии?

– Основные инициативы по сохранению планеты – сокращение использования пластика, а также сортировка и переработка отходов. В 2024 году мы отказались от пластиковых столовых приборов, резиновых перчаток в зоне производства, бумажных вкладышей для подносов, пластиковых трубочек, а также сократили использование крышечек для стаканов. Благодаря этому годовое потребление пластика снизили на 131 тонну, резины на 70 тонн и бумаги на 100 тонн. Также, ежемесячно в ресторанах сортируют и отдают на переработку более 200 тонн отходов из залов и кухни.

— Что вы считаете своим величайшим достижением на этом посту?

– Я провел в McDonald’s уже более 25 лет, из которых 11 лет в отделе развития, и за это время, безусловно, мы с командой реализовали множество проектов, которыми можно гордиться. Но достижение, которое я выделяю для себя персонально – это то, что за свою карьеру в отделе развития мы с командой открыли уже 55 новых ресторанов McDonald’s.

Я горжусь тем, что мы вместе строим новые заведения, создавая новые рабочие места, способствуем экономическому развитию страны и дарим приятные моменты миллионам украинцев. Для меня это не просто рабочая рутина. Это магия создания чего-то важного и видимого с нуля. Когда я узнаю от коллег, что мы уплатили 1,3 млрд налогов в год, я понимаю – это возможно, потому что мы годами развиваем сеть и открываем новые заведения. Когда слышу, что мы трудоустраиваем почти 10 000 работников, я понимаю, что это, в том числе, благодаря моим стараниям тысячи украинцев получили место работы с достойными условиями труда, возможностью учиться и расти. Мне важно видеть, что мой труд создает нечто реальное. Это самое приятное в жизни любого человека – знать, что твои усилия принесли кому-то пользу.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка