Зачем основатель Укрзолото Алексей Рогожинский пошел в street-food
Выход на высококонкурентный рынок – всегда определенный риск. Но Алексей Рогожинский рисковать не боится, поэтому верит в успех и в новой для себя сфере деятельности.
Алексей Рогожинский стал известен как основатель сети ювелирных супермаркетов Укрзолото. Но в последнее время гораздо большее внимание привлекает другой проект бизнесмена: центр Новый Базар, в рамках которого работает сразу четыре бренда, принадлежащие предпринимателю: пекарня Хлебарский и бургерная Нью-Йорк Бургер, Шаурма Кавказ и точка, где предлагают разнообразные вкусности, приготовленные во фритюре – Фритюрница.
Почему Алексей Рогожинский решил развивать это направление, благодаря чему рассчитывает добиться успеха, и какие подводные камни ожидают бизнесменов, работающих в сегменте street-food, он рассказал в интервью rau.ua.
Кушать хочется всегда
— Вы решили развивать франчайзинг, и презентовали сразу четыре бренда…
— Да, пока четыре: Хлебарский, Нью-Йорк Бургер, Шаурма Кавказ и Фритюрница.
— Выбрали широко представленные на украинском рынке форматы: бургерные есть на любой вкус, киоски и авто, продающие шаурму, на каждом углу. Собственные пекарни тоже есть и разного уровня. Почему решили заходить в такие конкурентные ниши?
— Для каждого отдельного проекта – отдельная логика принятия решения. Мы создаем бренды, которые должны в первую очередь давать ощущение безопасности и стабильно высокого качества еды.
Например, Хлебарский предлагает высокое качество и вкусный ассортимент, но по ценам значительно ниже, чем в уже существующих кондитерских и пекарнях. Для розничного покупателя мы займем нишу между условными Волконским и Киевхлебом: лучше, чем в масс-маркете, но дешевле, чем в премиум-сегменте.
Для франчази мы создаем «Бизнес под ключ», снимая все неудобства, сложности, риски и позволяя сосредоточится на клиенте и росте бизнеса. Полная оптимизация процессов.
В случае с Нью-Йорк Бургер также рассчитываем занять нишу качественного, но доступного по цене продукта. Приемлемую стоимость бургера при высоком качестве обеспечиваем благодаря эффективно построенным бизнес-процессам и искреннему желанию дать лучший продукт гостям. Уверен, в категории «качественный вкусный бургер ценой от 16 до 30 гривен» предложения практически нет, кроме у McDonald’s.
По этим двум проектам уже отмечаем большой спрос на покупку франшизы. Что касается проекта Шаурма Кавказ, то логика другая. Если есть огромное предложение, то, наверняка, есть огромный спрос (улыбается). Если есть спрос – значит, можно зайти в эту нишу и успешно развиваться как первый общенациональный бренд. Когда есть разнообразие, конкуренция только помогает.
Фритюрница вообще уникальна, такого формата ни у кого нет. алексей рогожинский
— Где их «тестировали»?
— Пока они представлены на Новом Базаре, но уже в марте мы откроем от пяти до семи точек на других локациях.
— Откроете сами или уже по франшизе?
— Это будут наши точки, у нас есть своя программа развития. Для полного понимания бизнеса нужно «набить свои шишки» (улыбается). Франчайзинговый проект – другое параллельное направление, у которого свои планы и перспективы. За март и апрель по франчайзингу мы откроем от 12 до 18 точек.
Дальше — больше. алексей рогожинский
— Как долго вы разрабатывали эти технологии и бренды? Сколько времени прошло от задумки до начала продаж франшиз?
— Эти проекты просчитывались и запускались к открытию Нового Базара в июле 2016 года: мы искали свой уникальный продукт, и за восемь месяцев убедились в их эффективности и перспективах. Решение же о работе по франчайзингу было принято за три недели до февральской выставки . Получается, семь-восемь месяцев с момента, когда запустились, и три недели, как приняли решение работать по франчайзингу. Очень быстро.
Место под солнцем
— Многие знают вас в первую очередь как основателя Укрзолото. Второй проект – Новый Базар – также привлек много внимания. Почему решили заняться еще и общепитом?
— Эти проекты в Новом Базаре показали хорошие результаты, технология отработана, спрос есть. Логичный вопрос: почему бы не масштабировать успех?
— Но Новый Базар – сам по себе мощнейший генератор трафика, то есть люди туда приходят с конкретной целью, зная, что найдут, зная заранее ассортимент и качество… Работа «на улице» — совсем другое направление, не боитесь промахнуться, не угадать с локацией?
— Любое место под торговые точки обязательно должно гарантировать еще более высокий трафик, чем на Базаре. Сам Базар пока еще находится в стадии становления, и рано говорить, что уже стал мощнейшим генератором трафика.
Мы будем рассматривать традиционно «проходные» локации: станции метро, любые пересадочные узлы трамваев, автобусов, площади возле супермаркетов и популярных рынков.
Мест, где можно открыть нашу точку — в МАФе или в стационарных помещениях — много.
— Что предпочтительней: МАФ или помещение?
— Мы специально разработали формат от МАФа и выше: минимально возможная площадь — 6 кв. м и более. Есть два принципиальных для нас формата: первый — это торговля через окно от 6 кв. м, второй с посадочными местами. Это уже от 30 кв. м.
Наши проекты задуманы как конструктор, где в зависимости от локации можно ставить тот или иной бренд, а иногда и несколько сразу.
— Сейчас киевские власти активно борются с МАФами, и это, скажем так, довольно рискованная инвестиция. Вы это как-то учитываете?
— Да, конечно. Нет смысла становиться в киоски, которые не получили все необходимые документы. Решили для себя, что имеет смысл рассматривать только те места, где все хорошо с документами. Да и не Киевом единым (улыбается).
— В торговые центры планируете заходить?
— Да, планируем, но не все наши проекты подходят под формат ТРЦ. В любом случае, для открытия в торговых центрах нужны другие инвестиции. Но там и доходность другая.
— Пока рассматриваете вариант работы только в Киеве или в других городах тоже?
— Хлебарский до августа исключительно в Киеве, в сентябре планируем Украину. Что касается других проектов, то уже начинаем развитие в других регионах прямо сейчас!
Пока тестировали и отрабатывали технологию, наладили контакт со многими ведущими поставщиками, то есть проблем с поставками любых продуктов и ингредиентов в другие области нет.
Мы перешли от точечного локального бизнеса к сетевому, и заключили контракты с поставщиками, которые способны обеспечить доставку продуктов по всей Украине.
— То есть поставками будете заниматься не вы, логистику берет на себя полностью партнер?
— Да, поставщик занимается логистикой. Наша задача – контроль качества, анализ, составление и контроль планов и проектов, чтобы максимально оптимизировать работу компании.
Планы на год
— Сколько уже успели продать франшиз?
— Вчера (разговор состоялся 22 февраля – прим. ред.) мы их только презентовали, и уже сильно удивились. За первые дни провели более 70 переговоров с потенциальными франчайзи, которые заинтересовались возможностью открыть от одной до десяти точек.
План до конца года – суммарно открыть от 300 точек всех четырех брендов, как своих, так и франчайзи. Если такие темпы интереса к нашим проектам сохранятся, то в кратчайшие сроки мы уже наполовину выполним план (смеется). алексей рогожинский
Но я предлагаю предпринимателям двигаться step by step. То есть не надо сразу открывать десять точек, открыли одну – посмотрели, почувствовали, проверили как идет. Через месяц движемся дальше.
— Но в принципе вы какое-то количество собственных торговых точек все равно будете открывать или только по франчайзингу?
— Это два независимых канала. У нас есть ребята, которые будут заниматься собственным развитием. Собственных точек до конца года запланировано открыть порядка 60. Но мы никого из франчайзи не ограничиваем: рынок свободный, наша собственная розница будет на равных конкурировать с другими, никаких эксклюзива и приоритетов перед партнерами.
Мы за чистую конкуренцию без преференций. При этом разумность прежде всего: две точки одного бренда на один поток не ставим.
— Получается, что какие-то ограничения есть…
-Мне нравится опыт Subway: разумное присутствие. Ограничения будут, но это не будет мастер-франшиза. Никому регионы или даже города отдаваться не будут. Повторюсь, ни у кого нет преференций.
Есть, условно, метро Петровка. Там четыре мощных выхода. Потоки людей не пересекаются, значит, на четырех выходах могут стоять четыре конкурента.
Нам «каннибализм» не нужен, но нужна здоровая конкуренция.
— Какие у вас требования к франчайзи?
— С моей точки зрения, бизнес предельно простой. Знаете, есть такая «теория батареек»: когда за обычные батарейки берется Илон Маск, в итоге получается Tesla. Используя эффективность маленьких батареек и объединяя их в одну большую, эффективно решая проблемы роста, в итоге можно решать задачи колоссальных масштабов. алексей рогожинский
То же самое и здесь: очень простой бизнес, очень маленькие проекты, их можно открывать быстро и много.
Единственное, что требуется – желание человека заниматься развитием собственного бизнеса. Если захочет — научим, это и есть наша компетенция: научить, собрать опыт многих, подсказать.
— Многие владельцы франшиз жалуются, что на этапе подбора партнеров и первых нескольких лет развития сети сталкиваются с такими проблемами, о каких раньше даже не подозревали. Вы готовитесь?
— Конечно, готовимся. Стараемся максимально облегчить франчайзи все хлопоты, готовим «бизнес под ключ».
Все контакты и процессы максимально упрощены, специально закрепляем за каждым партнером менеджера, который целиком и полностью отвечает за всю работу с ним.
Нам проще принять все заказы на себя, разнести по поставщикам, проконтролировать – это первая фаза. Вторая фаза – мы подготавливаем продавцов и самих франчази: учим, объясняем, что и как нужно делать, чем отличается экономия от оптимизации. Третья фаза – совместная успешная работа, постоянный контроль качества продуктов и услуг у партнера. алексей рогожинский
Очень важно понимать — мы контролируем не партнера, а бизнес для него.
Для этого есть технологические решения, начиная от ПО и видеонаблюдения и заканчивая тайным покупателем. Например, ключевым для Фритюрницы является контроль качества масла во фритюре. Есть технология контроля с помощью специальных лакмусовых индикаторов.
При этом я понимаю, что мы в любом случае столкнемся с какими-то ситуациями, о которых пока даже не догадываемся.
Защита от копирования
— Следующее опасение: франчайзи просто быстро скопирует бизнес-модель, перестав платить взносы собственнику бренда…
— Абсолютно правильное ожидание, поэтому заранее предусмотрели несколько вещей. Самое главное: выгода и удобность работы, бизнеса. Второе – технология. Далеко не все так просто повторить, как кажется.
Конечно, есть проекты, которые максимально простые, и мы всю технологию передаем от начала до конца. Но в этих вариантах франчайзи нет смысла отказываться: все по оптовым ценам и отменный сервис. То есть сам дешевле не купит. В более сложных проектах – таких как Хлебарский — мы не передаем технологию. Франчайзи получает замороженные полуфабрикаты, а секреты и технология только на нашем хлебозаводе. Если же мы говорим о Нью-Йорк Бургер, то у нас там есть уникальные соусы, которые повторить, мягко говоря, сложно. И опять же – смысл? алексей рогожинский
В любом случае, даже если пытаться повторить это самостоятельно, это обойдется дороже, чем в случае партнерства с нами. Взаимная выгода — ключ к партнерству.
— А как планируете контролировать качество работы? Общепит – это такая сфера, где малейшие санитарные нарушения – очень сильнейший удар по бренду.
— Прежде всего: максимальное упрощение технологий на местах. Если мы поставляем партнеру продукты, то они приходят полуфабрикатом в замороженном виде и в идеальном качестве. Испортить его крайне сложно, но можно. Например, масло не поменять. Поэтому у нас прописаны штрафы и санкции вплоть до расставания с франчайзи. Нам проще будет расстаться с кем-то, чем портить «карму» бренда.
— Продвижение брендов вы берете на себя или отдаете на франчайзи?
— Совместно. Каждый из этих брендов имеет свою специфику. Например, Фритюрница и Нью-Йорк Бургер – два совершенно разных подхода к продвижению. Хлебарский – третий, принципиально отличающийся. Поэтому будем искать наилучшие пути продвижения, а для этого потребуется помощь франчайзи.
— На сколько этот проект рассчитан? Вот до конца года вы говорили 300 торговых точек, а на следующий год?
— Об этом пока говорить рано. Давайте мы выполним план этого года: откроем 300 точек, а потом будем двигаться дальше. Сейчас есть четкое понимание, что семейство брендов будет расти. Планы большие, но это потом. Сейчас же задача четкая: качественный рост с гарантированно качественным продуктом для потребителя и технологичный продукт для франчази с заявленными показателями дохода.
Читайте также —
Базар-с-тележкой: зачем основатель Укрзолото открывает центр Новый Базар