Ценные кадры: как большие ритейлеры ищут персонал во время полномасштабной войны
Из-за полномасштабного вторжения ритейл столкнулся с проблемой нехватки кадров, особенно мужчин. Кто-то из специалистов релокировался в пределах Украины или за границу, а некоторые ушли на фронт.
Ритейлеры в материале для Forbes рассказали, как в большую войну решают проблему текучести специалистов. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
О нехватке специалистов в ритейле
До войны в сети жестких дискаунтеров Thrash! Траш! в штате было 95% мужчин среднего возраста 20-40 лет. Все из-за имеющихся бизнес-процессов, потому что в магазине сотрудники универсальны и им приходится выполнять тяжелый физический труд. Об этом говорит руководитель пресс-службы Fozzy Group Иван Пальчевский. Именно поэтому срок закрытия вакансий в сети увеличился на 15-20%. А в Сильпо есть потребность не только в работниках рабочих специальностей, но и в менеджерах, отмечает Пальчевский.
С такими же проблемами столкнулись и в сети Наш край и SPAR – количество работников уменьшилось на 12,5%. Об этом сообщает руководитель департамента развития персонала двух сетей Ольга Семенюта.
А в Эпицентр не хватает слесарей и трактористов. Хотя в сети отмечают, что с радостью устроили бы и женщин на эти должности, но найти достаточное их количество – сверхсложная задача.
Инфографика Forbes
В секторе оптовой и розничной торговли наблюдается наибольший уровень текучести кадров – 35%, в то время как в среднем по рынку – 14%, отмечает старший консультант практики «People Advisory» компании Ernst&Young в Украине Татьяна Рачинская. В то же время, 33% руководителей ритейлеров указывают удержание персонала как один из ключевых вызовов сейчас.
О причинах дефицита кадров
Среди основных причин текучести кадров по инициативе сотрудника в ритейле: увольнение по личным обстоятельствам (65% компаний), релокация сотрудников в другие регионы Украины и другие страны (53%), недовольство уровнем заработной платы (47%), подсчитали Ernst&Young в Украине. В то же время из-за опасений мобилизации и связанного с ней страха официальной регистрации ритейлерам трудно привлечь на работу мужчин.
Также из-за постоянного стресса и усталости нет мотивации устраиваться на постоянную работу. Существует нехватка кадров и в постоянно обстреливаемых городах – Харьков, Херсон и Запорожье. «Если в каком-то городе рядом с нашим супермаркетом был «прилет», то на несколько недель там падает активность кандидатов», — добавляет Пальчевский из Fozzy Group.
О привлечении и удержании ритейлерами специалистов
С началом войны в Сильпо создали «Штаб підтримки Перевершників», именно так в компании называют всех сотрудников компании. И этот штаб решает все кризисные запросы, связанные с войной. Существует и внутренний консьерж-сервис.
В Fozzy Group также начали поощрять работу студентов и выпускников, и готовы вкладываться в их развитие. А еще переквалифицировали «мужские специальности» на унисекс.
Сеть Thrash! Траш! увеличила долю женщин среди персонала с 7% до 20%, а для рядовых работников магазинов за 2023 год повысила зарплаты на 25%.
А сеть Фора привлекает к работе переселенцев, размещая объявления о работе в группах ВПЛ и хостелах, а также использует озвучивание в магазинах имеющихся вакансий и информирует через радио.
В целом по рынку ритейла оплата труда стала выше на 17% – выросла (по медиане) с 12 000 грн до 14 000 грн, говорит PR-директор сайта по поиску работы Work.ua Максим Пилипенко. Младшие специалисты с минимальным опытом стали получать зарплату на 20% больше, а управленцы – на 13%. Больше зарплата выросла в Ужгороде, Ивано-Франковске и Одессе.