Сотни тысяч евро в упаковке: секреты эффективного управления тарой для ритейлеров
Правильное управление тарой в магазине – это не просто операционная необходимость, но и важный фактор, влияющий на экономическую эффективность бизнеса. Ритейлеры, не уделяющие должного внимания этому процессу, регулярно недополучают сотни тысяч евро, которые могли бы быть инвестированы в развитие бизнеса, повышая его рентабельность.
Кроме того, систематизированное управление упаковочными материалами влияет и на другие аспекты бизнеса, включая экологическую устойчивость и удовлетворенность клиентов.
Почему планомерное управление тарой имеет такое важное значение для ритейл-бизнеса и как эффективно наладить этот процесс, рассказывает эксперт компании Consulting for Retail Александр Рындин.
– Почему правильная организация процесса управления тарой так важна для ритейлера?
— Ежедневно через торговую сеть проходит огромное количество тары и упаковочных материалов. И вопрос эффективного управления ими можно рассматривать с разных сторон.
Возьмем, к примеру, экономическую точку зрения. По приблизительным подсчетам при отсутствии надлежащей организации процесса управления тарой потери торговой сети на 150-200 магазинов могут составлять до 100 000 евро в год.
Одновременно при небрежном подходе к управлению тарой могут создаваться условия для неконтролируемого обогащения недобросовестных сотрудников.
Правильно налаженный процесс управления тарой помогает избежать возможных злоупотреблений и существенно экономит бюджет ритейлера.
– В мире растет внимание потребителей к устойчивой и перерабатываемой упаковке. А устойчивое развитие и экологическая ответственность являются мейнстримом. Как оптимизация управления тарой влияет на экологическую нагрузку?
— Как показывают исследования, большинство потребителей предпочитает совершать покупки у компаний, которые разделяют их взгляды и ценности, в том числе и по экологическим вопросам. Поэтому многие ритейлеры стремятся к усовершенствованию своих экологических подходов к ведению бизнеса.
В практике европейских ритейлеров существует так называемый оборот ролл-кейджей – передвижных сетчатых контейнеров, предназначенных преимущественно для комплектации заказов в распределительных центрах (РЦ) и передачи их в торговые сети или от поставщика к покупателю. Они используются для погрузки товаров для магазинов, а обратно на РЦ возвращаются, заполненные макулатурой, пластиком, стрейч пленкой. В РЦ поступившее вторсырье подвергается прессованию и создаются юниты для продажи внешним покупателям.
– Был ли в вашей практике подобный опыт организации работы с вторсырьем?
— Да, у нас был опыт учета невозвратной тары. Процесс был организован таким образом: мы взяли упаковку поставщиков, разбили ее на несколько диапазонов в зависимости от типа и веса и сделали привязку всех товаров к упаковке и мастер-данным товаров в учетной системе. Кроме картона осуществили привязку к пленке и пластику одноразовой упаковки.
Программное обеспечение позволяет посмотреть, сколько товаров было оприходовано за определенный отрезок времени в каждом магазине и посчитать, сколько картона, пластика, стрейч-пленки, которая используется для обертки паллет, накапливается в магазине за этот период.
По мере накопления вторсырья магазин отгружал его обратно на РЦ, где было размещено оборудование прессования и формировались рулоны с картоном, соответствующие рулоны или упаковки со стрейч-пленкой и вторичной пластмассой. Вторичное сырье продавалось внешним покупателям, выбор которых осуществлялся по результатам тендера.
Такая организация процесса управления тарой позволяет ритейлеру получать дополнительный доход от использования вторсырья и одновременно вносить свой вклад в сохранение окружающей среды.
– Вы упомянули программное обеспечение. О каком программном продукте идет речь и каким образом он помогает оптимизировать процесс управления тарой?
— Решения для автоматизации розничной торговли (SR Central) и управлению складом (SR Warehouse Management) от нашего партнера компании SymphonyAl Retail имеют все возможности для организации учета тары.
Прежде всего на уровне мастер-данных для определенного товара строятся так называемые логистические варианты поставки товара. И в каждом из этих вариантов у нас есть возможность привязать к варианту поставки соответствующую тару, чтобы организовать ее учет и движение.
При приеме товара как в РЦ, так и в магазинах, тара, поступающая с данным товаром, автоматически становится на учет, попадая в соответствующую учетную карточку.
С тарой, поступившей на РЦ, выполняются следующие операции:
- Тара вместе с товарами размещается в соответствующей ячейке склада;
- При выполнении операций пополнения товар вместе с тарой снимается с места хранения и перемещается на место отборки;
- Товар поступает в зону сборки, где в соответствии с его характеристиками система рассчитывает, сколько и какой тары необходимо для отправки данного товара в магазин или внешним клиентам;
- При формировании документа отгрузки по заказам магазина система автоматически добавляет тару, которая была использована для комплектации данного товара. И этот документ отправляется в магазин на получение;
- При приеме в магазине осуществляют прием не только товара, но тары, которая сопровождала данный груз;
- Тара становится на учет в магазине, который периодически осуществляет её возврат на РЦ, где, как правило, сформирована отдельная зона для хранения этих упаковочных материалов.
В дополнение к вышеуказанным операциями по приему-отгрузке проводятся и стандартные операции по инвентаризации тары и корректировке количества остатков (так называемый Stock Adjustment), а также операции, связанные со списанием тары и её возможным преобразованием из 1 сорта в тару 2 сорта.
К слову, с точки зрения учета тары в системе она делится на разные классы: к примеру, возвратная и невозвратная, учетная и не учетная. Возвратная тара подлежит возврату поставщику в полном объеме, а невозвратная может быть реализована внешним покупателям.
Учетная тара учитывается в активах компании и имеет свою себестоимость. Ритейлер должен иметь полный баланс: сколько тары пришло и сколько ушло, сколько было возвращено поставщикам либо продано внешним клиентам. Решение SR Central имеет все возможности по калькуляции расчета себестоимости прихода тары и соответственному учету финансовых показателей. Покупатели тары фиксируются в системе как внешние клиенты, что позволяет легко осуществлять операции отгрузки, продажи тары в соответствии с их договорными отношениями с ритейлером.
Эффективное управление тарой является источником дополнительного дохода для ритейлера, а также позволяет сократить использование упаковочных материалов и снизить объем отходов. Это способствует улучшению экологического профиля бренда и привлекает к себе внимание экологически сознательных покупателей.
В портфеле компании C4R есть все необходимые инструменты для структурированного управления тарой, а многолетний практический опыт наших специалистов позволяет получать существенные экономические выгоды от оптимизации этого процесса.
Справка. Consulting For Retail – международная консалтинговая компания, основными направлениями деятельности которой являются разработка собственных решений и внедрение решений партнеров Enterprise-уровня для автоматизации бизнес-процессов ритейла, логистики, дистрибуции и производства. Команда реализовала более 220 проектов в Украине, странах Европы и СНГ и недавно вышла на рынок США. Активно развивает новые направления деятельности, в частности, сервисы кибербезопасности Cloudflare и инструмент для автоматизации розничного ценообразования Competera. Все вопросы пишите на почту info@c4r.eu или заполняйте форму на сайте c4r.eu для заказа обратного звонка.