Ритейл в условиях войны: оборот торговых сетей Украины превысил 1,1 трлн грн (инфографика)
Исследование рынка розничной торговли Украины продемонстрировало, что по сравнению с довоенным 2021 годом ритейлеры снизили выручку почти на 300 млрд грн, но остаются критически важными для функционирования экономики страны.
Ассоциация ритейлеров Украины на основе данных финансовой отчетности компаний сферы розничной торговли провела очередное аналитическое исследование: какой оборот получили торговые сети в 2022-м — самом сложном году в новейшей истории страны.
Совершенно прогнозируемо оказалось, что доход компаний ощутимо сократился: а другого не стоило бы ожидать. Оккупация значительных территорий, мародерство, обстрелы мирных городов, постоянные воздушные тревоги и блекауты сильно ударили по компаниям сферы торговли. Однако даже в сверхсложных условиях ритейлеры сумели приспособиться и выполнить свою миссию: обеспечить потребителей всем необходимым. И даже в только что освобожденных городах и селах при первой же возможности открывались магазины, пункты выдачи товаров, аптеки и т.д.
Однако сухая статистика свидетельствует, что удержать прежний уровень оборота ритейлу не удалось. Если в 2021 году выручка сетей составляла 1,44 трлн грн, то в прошлом этот показатель равнялся 1,16 трлн грн. И это даже не учитывая инфляцию, которая в прошлом году составила, по официальным данным 26,6%, то есть фактический товарооборот ритейлеров упал гораздо сильнее.
Что интересно, из общего товарооборота торговых сетей почти две трети – 64% – обеспечили компания-члены Ассоциации ритейлеров Украины. В абсолютных цифрах их выручка составила более 740 млрд грн, из которых почти 150 млрд грн пришлось на ведущего продуктового оператора Украины – корпорацию АТБ. Вообще продуктовый ритейл в 2022 году генерировал наибольшие обороты: если от покупок одежды и бытовой техники потребители еще могли удержаться, то продукты питания они покупали стабильно. Второй ритейлер Украины по товарообороту – сеть Сільпо с показателем 70 млрд грн дохода, далее расположились Фора и Metro Cash&Carry.
Первый непродуктовый оператор – маркетплейс Rozetka – закончил 2022-й на пятой строчке, но по объему выручки он уступает лидеру почти на порядок.
Второй по обороту сектор в розничной торговле – автозаправочные комплексы. Если продуктовый ритейл в общей сложности получил 652 млрд грн дохода, то АЗС втрое меньше – 214 млрд грн. Впрочем, представители этого сегмента заработали в два раза больше, чем аптечные сети, которые наторговали на 103 млрд грн. И это один из двух секторов, где члены RAU обеспечили менее половины суммарной выручки.
В других торговых сетях ситуация сложная. Во время полномасштабной войны потребители экономили на всем, поэтому выручка компаний заметно снизилась. Так, непродуктовые операторы наторговали на 68 млрд грн, магазины техники и электроники – на 59,7 млрд грн, сети одежды и обуви – на 16 млрд грн, ювелирные магазины – на 995 млн грн.
Это связано, кроме падения платежеспособного спроса, и с массовой миграцией украинцев за границу: многие покупатели покинули страну, и количество посетителей в магазинах значительно уменьшилось.
В общем, компании, входящие в RAU, формируют заметную долю в общем товарообороте сетевых игроков. Наиболее полно они представлены в ювелирной сфере – 79%. С этого направления в Ассоциацию входят все ведущие игроки: Золотой Возраст, Укрзолото, SOVA, Автозаправки, являющиеся членами RAU, обеспечивают 71% общей выручки сектора, магазины техники и электроники – 69%, продуктовые ритейлеры – 63% и т.д.