Власти ждут предложений от ритейлеров по реформам (РЕПОРТАЖ)
Репортаж со встречи АРУ : «Что будет с рынком розничной торговли?»
На экстренную встречу членов и партнеров Ассоциации ритейлеров Украины c представителями власти и банковского сектора пришло около 300 человек.
Послушать, какие изменения ожидает страну, собрались владельцы и топ-менеджеры компаний всех сегментов розничного рынка, такие как: «Ашан-Украина», Novus, Billa Украина, Varus, Metro Cash & Carry Ukraine, «Фуршет», «Сільпо», «ЭКО-маркет», «Велика Кишеня», «Фокстрот», JYSK Ukraine, Butlers Ukraine, «Эпицентр», ProStor, Watsons Україна, Kosmo, Brocard Ukraine, «Бомонд», MTI Fashion, PUMA, Carlo Pazolini Ukraine, ARGO Retail, Gap, Marks and Spencer, Reserved, Mohito, Helen Marlen Group, Gloria Jeans & Gee Jay, СПОРТМАСТЕР UA, O’STIN, Topshop, Calvin Klein, Arber, Marc & Andre, DEKA, Gianni group (Lucano Carvari), сеть ювелирных супермаркетов «Укрзолото», Ювелирный завод «Золотой Век», Столичная Ювелирная Фабрика, Киевский ювелирный завод (КЮЗ), Zarina и другие.
Редакция RAU публикует основные тезисы выступлений представителей властей.
Елена Макеева, заместитель министра финансов
Наша налоговая система сейчас весьма сложная и перегружена льготами, которые дают преимущества одним и создают сложности другим. При этом сама система администрирования налогов непрозрачна и коррумпирована. Фактически она создает среду, чтобы налоги не платились.
Мы получаем много жалоб и работаем в этом направлении. Например, сейчас мы понимаем что нужно пересматривать импортный сбор. Он был принят в конце 2014 года с фискальной целью. Сейчас уже видно, что достаточно средств этот сбор не проносит и есть много негатива со стороны бизнеса. Что же касается стимулирования импорта товаров которые не производятся в Украине, то не нужно ничего выдумывать. Единственный стимул – это окончание военных действий на Востоке. Поэтому мы видим падение импорта и отток капитала. Если нам удастся остановить военные действия, то и вопроса с иностранными инвестициями не будет.
Началась третья неделя, как я работаю в Минфине. Мы изучаем все предложения от всех рынков. Самая большая претензия – слишком высокие ставки ЕСВ. Есть технические вопросы, например, как будут применяться кассовые аппараты. Пока есть много разночтений в Налоговом кодексе и реформа должна создать одинаковые прозрачные условия налогообложения.
Что касается кассовых аппаратов. Контроль за наличными средствами в ритейле существует во всех странах. Введение кассовых аппаратов – это детенизация оборотов. Кассовая дисциплина повысит культуру ведения бизнеса. Все игроки розничного рынка должны быть в этом заинтересованы, чтобы все показывали полную выручку. Сколько мне приходилось общаться с ритейлерами, основные претензии, что половина рынка платит налоги честно, а другая половина – скрывает выручку, не платит налоги и портит репутацию всем. Еще существует привычка – предприниматели не хотят учиться пользоваться кассовыми аппаратами и учить своих сотрудников ими пользоваться. Но я уверена, что когда через месяц-два все забудут и это станет естественным.
Уже создана рабочая группа с представителями Верховной рады, правительства, представителей бизнеса (через профильные Ассоциации, чтобы не было лоббизма) и международными экспертами, и мы начали работать над Налоговой реформой. Она должна создать одинаковые и прозрачные условия для всех. Нужно говорить не о льготах, а о поддержке малого и среднего бизнеса, чтобы он становился большим. Мы ждем предложения от «Ассоциации ритейлеров Украины» по необходимым изменениям.
Максим Нефьодов, заместитель министра экономического развития и торговли
Министерство экономического развития и торговли не будет говорить вам, что делать. Мне не очень нравится подход, когда собралось много людей, чтобы послушать от члена правительства какова судьба того или иного рынка. Мы считаем что министерство должно быть сервисноориентированными и клиентоориентированными и наши клиенты – это вы.
Мы хотим услышать, что должно сделать правительство, как регулятор, чтобы облегчить ритейлерам жизнь, облегчить жизнь вашим потребителям и вашим бизнес-партнерам.
Например, один из вопросов – это граничные торговые наценки для торговых сетей. Мы двигаемся в этом направлении и ждем от вас конкретные кейсы. Как вы считаете, отмена таких наценок приведет к росту цен на социальные группы товаров?
Мы должны подойти ответственно к этому решению, например по ценам на хлеб и муку, особенно к вопросу доступности социальной группы товаров в кризис. По остальным товарам, я уверен все должен решать рынок. Поэтому ждем от вас примеров с расчетами, как отреагирует рынок на такие изменения.
Второй вопрос, — стандарты по маркировке продукции. Наша задача перейти от старой системы ГОСТов к современной системе. У Ассоциации производителей пищевой промышленности больше проблем. Думаю по упаковке и маркировке есть предложения и у ритейлеров, мало кто хочет постоянно этикетки переклеивать. Сейчас задача гармонизировать все стандарты с правилами Евросоюза. В этом году – это 1500 стандартов. Я призываю, чтобы вы сейчас говорили, что вас не устраивает и мы могли проговорить заранее на берегу. Чтобы не было так, что мы что-то примем, а в магазинах будут пустые полки и вы будете возмущаться.
Но в целом, я верю в свободный рынок. Я не вижу логики, что государство должно закреплять формы собственности, поддерживать большие супермаркеты или маленькие магазинчики, разрешать что-то ставить или не разрешать что-то строить. Мол, на этом месте будет 10 магазинов и больше не будет. Пусть все регулирует рынок и спрос. Точно также и вопрос доллара в договорах аренды между арендодателем и арендатором. Еще до работы в министерстве, я точно также сталкивался с этой ситуацией. Это вопрос переговоров. Мы смогли договориться по ставкам аренды и нашли компромисс.
Мы не видим необходимости создания Стратегии развития отдельных отраслей, например, помочь ритейлерам и не помогать металлургам. Вопрос инвестиционного климата должен стоять так, чтобы любой человек, который вкладывает деньги должен понимать, что его права собственности защищены, что его торговые марки защищены. Для этого мы создали специальный департамент бизнес-климата. Но при этом мы ждем от вас, ритейлеров, предложений – что необходимо изменить. Консолидируйте их вместе и пришлите нам от Ассоциации ритейлеров.
Поэтому Ассоциация ритейлеров Украины инициирует обсуждение и сбор предложений по изменению законодательства, нормативных актов и правил. Мы соберем предложения от ритейлеров, обработаем их в рабочих группах и предоставим профильным министерствам. Свои идеи и предложения присылайте на e-mail: reforma@rau.com.ua до 10 апреля 2015 года.