Как раз ко времени: как в Эпицентре продают оружие и одежду для военных

Как раз ко времени: как в Эпицентре продают оружие и одежду для военных

25.05.2023 08:45
  556
rau

Сергей Будников, руководитель направления, отвечающего за развитие проекта Expert в сети Эпицентр, рассказал о самых популярных товарах военного назначения и случаях попадания в магазины продукции «не для продажи».

В Эпицентр продажи военной одежды, оружия и средств защиты выросли в 2,5 раза по сравнению с довоенным периодом. Но год назад из-за этой продукции сеть попала в скандал. В мае 2022-го, СБУ заявила, что раскрыла масштабную схему хищения помощи для военных. Накануне Львовский оборонный кластер обнаружил свои бронежилеты, не предусмотренные для продажи, в сети Эпицентр. Хотя в последней заявили, что имели документы на эту поставку.

Продукция военного назначения и товары для активного досуга (охоты и рыболовства) появились в сети задолго до полномасштабного вторжения, категория «милитари» начала развиваться в Эпицентре еще в 2014 году. Это не было связано с началом боевых действий на востоке Украины. Сейчас во всех новых и обновленных ТЦ работают отдельные магазины под брендом «Expert: оружие, охота, рыбалка, лодки». В них же представлены товары военного назначения, спрос на которые по понятным причинам существенно вырос в 2022 году.

Пик продаж пришелся на февраль-май, когда военные и волонтеры, рядовые граждане и различные фонды массово покупали одежду, средства защиты и другое снаряжение. С июля объемы реализации начали постепенно снижаться, однако остаются на относительно высоком уровне до сих пор.

Сергей Будников, директор направления, отвечающего за развитие проекта Expert в сети Эпицентр / Фото: Эпицентр

Самые популярные товары военного назначения

Наибольшие продажи имеет категория «Одежда и снаряжение». В 2021-м эта категория уступала только категории «Рыболовство», однако в прошлом году выросла в 3,5 раза и сейчас занимает более 50% в общих продажах департамента. На втором месте — Outdoor и EDC, куда входят такие товары, как фонари, ножи, аптечки, палатки, спальники и другое треккинговое и туристическое оборудование, которое может использоваться и на фронте. На третьем — категория «Оружие и оборудование», которая за прошлый год выросла примерно вдвое.

О покупке оружия

Всплеск спроса на оружие пришелся на первые месяцы полномасштабного вторжения, после чего начал спадать. В основном покупали гладкоствольное оружие, нарезное, пневматические винтовки и пистолеты. Кроме того, в пять раз выросли продажи патронов для нарезного оружия. Также выросли объемы реализации сигнального и травматического оружия, спецсредств.

Всего в сети Эпицентр продажа огнестрельного оружия сейчас есть только в трех магазинах. Будет открыто еще три оружейные, но они не появятся во всех торговых центрах сети. Только там, где есть возможность и необходимость. Это связано с целым рядом факторов: от необходимости получения лицензии на каждую отдельную точку до оборудования отдельных бункеров для оружия и других специфических требований, которые не всегда целесообразно реализовывать в сети Эпицентр.

Почему в Эпицентр попадали товары, которые должны были идти непосредственно к военным

Такие ситуации связаны с человеческим фактором: халатностью или невнимательностью производителей, которые поставляют продукцию и Вооруженным силам, и в торговые сети. Как правило, продукция, поставляемая непосредственно силовым структурам, отшивается с маркировкой «Не для продажи».

Понятно, что на конвейере вся партия отшивается идентично, в том числе с маркировкой «Не для продажи». Для реализации на рынке производитель должен был бы удалить с товара эту пометку. Однако, как мы уже знаем, так происходит не всегда. На самом деле, таких случаев в Украине было много. Но к Эпицентру всегда повышенное внимание, потому что это крупная компания и известный в стране бренд.

Проблема в том, что при поставке большого количества товара физически невозможно тщательно проверить каждую отдельную единицу продукции. Тем более, что некоторая продукция приходит запакованной и может быть открыта только в момент осмотра покупателем.

Однако, после обнаружения такого товара в сети сразу усилили меры контроля товаров военного назначения. Сейчас при приеме товара каждая вещь проверяется, отсутствует ли соответствующая маркировка.

Например, была история с плитоносками, когда украинский производитель отгрузил сети не только свои плитоноски, но и те, что были у него на хранении для Черкасской военной администрации. Здесь имела место банальная ошибка, которая в итоге привела не только к скандалу, но и к расследованию правоохранительными органами. Однако даже в этом случае претензии правоохранителей касались не компании Эпицентр, а именно производителя.

Об импорте и национальных производителях

Примерно 70-80% — украинское производство, все остальное — импорт. Но есть категории, где импорт, наоборот, преобладает. Например, оружие в Украине почти не производится. Поэтому импортируется из стран ЕС, США и Турции. А одежда в основном производится в нашей стране.

О планах по развитию

В этом году Эпицентр продолжит развивать сеть магазинов под брендом Expert. Сейчас она объединяет 34 торговые точки, но такие магазины будут открываться не только в новых торговых центрах Эпицентр, но и в действующих объектах, где будет проводиться реновация. Площадь магазинов Expert в крупных ТЦ довольно значительная — от 600 до 1000 кв. м. Рассматривается также возможность открывать магазины Expert в других торговых центрах за пределами сети Эпицентр. Сейчас сегмент охоты и рыболовства почти не представлен в украинских ТЦ, конкуренции нет, поэтому перспективы проекта есть.

Источник — NV


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка