Зачекинились: кто из украинских ритейлеров уже использует электронные чеки и что это им дало

Зачекинились: кто из украинских ритейлеров уже использует электронные чеки и что это им дало

25.05.2023 09:00
  896
Костянтин Симоненко

Активное внедрение системы формирования электронных чеков в ритейле началось за год до полномасштабной войны, только усилившей этот тренд.

Возможность использовать гаджеты вместо обычных РРО, отсутствие потребности в кассовой ленте, экономия на ремонтах и обслуживании касс одновременно с улучшением обслуживания клиентов стали основными аргументами для внедрения электронных чеков в различных отраслях украинского ритейла. RAU собрала основные кейсы больших сетей, чтобы на конкретных примерах показать основные мотивы внедрения, преимущества применения и результаты работы электронных касс.

Фокстрот — опыт первопроходца

Наиболее показательным примером является кейс омниканального ритейлера Фокстрот, который в прошлом году полностью перешел на программные РРО, сэкономив в общей сложности около 10 млн гривен (в пересчете на 3-4 года) на обслуживании более 500 классических касс.

Он стал первым среди крупных продавцов бытовой и электронной техники, внедривших использование программных регистраторов расчетных операций (пРРО) по всей сети. Процесс внедрения программной кассы Checkbox начался осенью 2020 года с сигнального проекта в двух столичных магазинах. Уже через полгода новация прижилась во всех регионах и бренд вышел на цифру в 1 млн электронных чеков в оффлайн и онлайн-торговле (30% всех выданных чеков за пять месяцев 2021 года). Уже через год, в конце 2021-го, их доля достигала 90% – в розничных магазинах и официальном интернет-магазине foxtrot.ua.

Также был налажен процесс выдачи небумажных чеков при доставке товара покупателям пяти городов-миллионников (Киев, Львов, Днепр, Одесса, Харьков) и еще в 27 городах Украины. За все время работы проекта только за счет отказа от печатных бумажных чеков было сэкономлено 914 км кассовой ленты, ведь фискальные чеки посылаются клиенту в электронном виде через sms или на e-mail. Это также стало дополнительным преимуществом в первые недели войны, поскольку ритейлер ушел от проблем с поставкой бумаги для печати чеков. В общем, ориентировочная экономия при использовании программной кассы по сравнению с классическим РРО составляет 12 000 грн в год на одну кассу.

Как рассказал начальник отдела технической поддержки продаж сети Фокстрот Василий Гриб, именно после 24 февраля 2022 года бизнес больше всего почувствовал преимущества использования программной кассы. Например, за счет возможности быстрого снятия с регистрации и регистрации новой кассы удалось вовремя реагировать на новые вызовы, поскольку с начала войны очень быстро менялось количество работающих магазинов. К тому же во время блекаутов покупатели пользовались возможностью QR-оплаты в связке с пРРО (оплата через сканирование QR-кода, позволяющие принимать безналичные оплаты без банковских терминалов), а продавцы принимали оплаты рядом с магазинами в убежищах во время тревог. Кассиры могли работать на автономных POS-терминалах или на обычных смартфонах с приложением Checkbox. Также работала технология Tap to Phone – оплата приложением гаджета или карты покупателя к смартфону продавца.

MOYO первым в отрасли ввел электронную фискализацию онлайн-заказов

Еще один ритейлер в секторе БТиЭ ввел Checkbox-online, став первым в отрасли, кто перешел на электронные фискальные чеки для доставки интернет-заказов по всей Украине. Для этого в начале 2021 года в систему учета сети интегрировали специальный программный РРО от компании Checkbox. Оформив заказ и доставку на сайте moyo.ua, покупатель может больше не беспокоиться о хранении бумажных чеков, которые так легко потерять. После подтверждения получения и оплаты товара система автоматически формирует фискальный чек. А его электронная версия мгновенно посылается клиенту sms-сообщением или на e-mail. Впрочем, как и в случае внедрения системы в обычных магазинах, по просьбе покупателя фискальный чек всегда можно быстро распечатать на принтере. Чтобы обратиться в MOYO относительно приобретенного товара, покупателю понадобится только электронный чек в смартфоне, который всегда под рукой.

В результате реализации сложного проекта все лишние бумажки и даже маршрутные листы остались в прошлом. Более того, ритейлер также постепенно начал отходить от традиционных банковских терминалов для оплаты. С переходом на пРРО все курьеры собственной службы доставки MOYO имеют при себе новейшие POS-терминалы с приложением Ukey. Он разработан отдельной командой специалистов, в техническом партнерстве с Checkbox

Rozetka – переход из онлайна в офлайн

Крупнейший онлайн-ритейлер Украины — маркетплейс Rozetka начал оформлять е-чеки при продаже товаров онлайн, начиная с августа 2020 года, то есть как только украинскому бизнесу разрешили использовать программные РРО. Технически решение базировалось на пРРО «Вчасно.Каса».

Как рассказывал руководитель развития системы управления розничной сетью Rozetka Иван Краевский, сначала электронные чеки начали выдавать покупателям интернет-магазина при оплате покупок картой на сайте. Уже в первый месяц работы с пРРО ежедневно регистрировали в среднем 10 000 чеков. За год общий объем выданных онлайн е-чеков превысил 2 млн. Этому способствовало также и то, что обычные магазины Rozetka начали переход на цифровые кассы в марте 2021 года. Через три месяца в 28 городах Украины в точках продаж Rozetka работало уже 140 цифровых касс, выдавших покупателям более 440 000 чеков. В новых магазинах сразу начали устанавливать программные РРО, постепенно заменяя «железные» кассы в работающих точках. Как говорят в компании, именно активное развитие сети торговых точек (по 10-12 в месяц) стало одним из основных драйверов перехода на пРРО.

Процесс настройки пРРО в сети магазинов Rozetka занял примерно 2-3 недели. Цифровые кассы интегрировали в уже имеющиеся алгоритмы работы кассиров, максимально повторяя все возможности, которые были и у аппаратных РРО. Те же кнопки, такой же интерфейс. Такой подход позволил максимально плавно запустить продукт с последующим масштабированием, без дополнительного времени на обучение сотрудников и обновление инструкций или форм.

Программные РРО спасали ритейлера в форс-мажорных ситуациях и до войны, как например, технический отказ обычной кассы при открытии магазина в Ровно, когда через час зарегистрировали программную кассу и запустили торговлю. Война, которая поставила бизнес Rozetka на грань выживания лишь подчеркнула ценность пРРО. Цифровая касса может работать в случае отключения света, позволяет, например, закрыть смену дистанционно и т.д. Поэтому конечная цель ритейлера остается неизменной — полностью отказаться от железных кассовых аппаратов в пользу программных.

Eldorado.ua – быть на уровне

Омниканальный ритейлер техники и электроники Eldorado.ua ввел в магазинах электронные чеки на основе решений SystemGroup. Программные РРО работают в качестве дополнительной кассы на базе решения «Фискальный сервер iNNOVATE!». В настоящее время проект, реализацию которого прервало полномасштабное вторжение россии, масштабируется на всю сеть Eldorado.ua. Для Eldorado.ua внедрение пРРО является одним из шагов в программе трансформации компании.

В частности, система позволяет не только создание и фискализацию чеков, но и собственный электронный Cabi.Net, автоматизирующий смежные процессы, возникающие при работе с РРО/пРРО в масштабах сети. Cabi.Net – более удобный вариант е-сервисов Государственной налоговой службы Украины: регистрации и перерегистрации пРРО и хозяйственных единиц, хранения контрольной ленты, логирования всех действий (хронологическая запись событий, параметров и состояний системы во время ее функционирования) и консолидации документооборота по ГНС программных РРО.

Как отмечает директор департамента трансформации бизнеса Eldorado.ua Андрей Романенко, электронные чеки есть в мессенджере или в чате боте @EldoradoInfoBot, и в личном кабинете на сайте Eldorado.ua. Особенно актуален этот вопрос для покупателей дорогостоящей техники со значительным сроком гарантии как, например, холодильники или стиральные машины.

Intertop Ukraine в общем тренде

Intertop

Однако не только продавцы электроники активно внедряют пРРО. Компания Intertop Украина тоже стала одним из первопроходцев среди украинских ритейлеров, избрав в качестве партнера компанию Checkbox. В 2020 году, когда началось внедрение системы, в сети работало более 200 РРО, а налоговая отчетность отправлялась в фискальные органы с определенной дискретностью практически каждый час. Тестирование начали с одного пРРО в киевском магазине на проспекте Победы, 23, одном из крупнейших торговых объектов сети с несколькими кассами. Здесь было удобно внедрить комбинированную систему, чтобы посмотреть, как пРРО проявит себя на практике. Уже в начале 2021 года Intertop использовал более 40 пРРО и по плану уже во второй половине года завершился переходный этап – все магазины сети начали работать исключительно на пРРО.

Как тогда отмечала директор по развитию Intertop Ukraine Наталья Андрющенко, общие затраты на покупку классического РРО практически в семь раз выше стоимости пРРО. К тому же, благодаря пРРО кассовую зону можно оптимизировать и обустроить с учетом большего удобства для клиентов, поскольку громоздкие регистраторы больше не будут занимать много пространства. Но для самых консервативных покупателей Intertop оставил возможность получить бумажный чек. Категория клиентов, настаивающих на бумажных чеках, будет существовать еще некоторое время.

Военные преобразования EVA и Varus

Украинский drogerie-ритейлер EVA начал внедрять электронные фискальные чеки в магазинах сети в апреле 2022 года, когда врага только что отогнали от столицы. Но само внедрение новых технологий началось раньше – с сайта. Как сообщила гендиректор EVA Ольга Шевченко, по такой системе интернет-магазин ритейлера работает с 2021 года. К началу 2023 года по плану около 300 касс из 2500 должны были перевести на новую технологию работы. Этот формат очень удобен и для магазина, и для покупателя. Полностью перейти на электронные чеки в сети планируют в начале 2024 года, а затем и отказаться от кассовой ленты. Поскольку у компании уже почти полностью отказались от бумаги в офисе, перейдя на внутренний электронный документооборот.

Еще одна торговая сеть днепровского бизнесмена Руслана Шостака – сеть супермаркетов Varus в рамках реализации стратегии цифровизации реализовала в мае 2023 года отображение цифровых чеков в приложении monobank. Клиенты monobank, покупая у Varus, получают цифровые чеки прямо в телефоне. Поскольку чек остается в телефоне, всю информацию о покупках можно перечитывать в любое удобное время в приложении monobank. Также есть возможность посмотреть фискальный чек на tax.gov.ua. По словам e-commerce директора Varus Олега Спирина, в компании давно искали возможность полностью отказаться от бумажных чеков и это только первый шаг, поскольку для ритейлера важно, чтобы другие банки тоже присоединились к этой инициативе. Интеграция между monobank и Varus реализована с помощью Deeployalty.

Чеки от Сільпо в банке Власний Рахунок

В то же время, одним из первым среди банков Украины интегрировал чеки из супермаркета в мобильное приложение банк Власний Рахунок — необанк без отделений и часть экосистемы Сільпо. Так, в августе 2022 года клиенты банка получили возможность просматривать в мобильном приложении полную информацию обо всех покупаемых товарах в супермаркете Сільпо. Как и в других подобных приложениях, нужно в разделе «история покупок» выбрать транзакцию в супермаркете, а затем нажать «посмотреть чек». Кроме информации о покупке, клиенты также смогут проверить количество начисленных баллов в программе «Власний Рахунок», смотреть сумму полученных скидок и т.п. Также планируется сделать для клиентов детализированную аналитику покупок из других онлайн-магазинов.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка