Марина Павлюк, Glovo: Будущее ритейла — за онлайном и партнерствами
Бизнесы, которые адаптировались к новым условиям, смогли не только восстановить свои позиции на рынке, но и расти. Прежде всего, ритейлеры шли за потребителями — в онлайн. Но быть представленным в сети недостаточно. В поисках путей, как не потерять клиентов, многие ритейлеры подключали собственную доставку или доставку с помощью агрегаторов.
Война изменила приоритеты и потребности украинцев и усилила мировые тренды в ритейле. Совместное исследование RAU, NielsenIQ и Ukraine Economic Outlook «Основные тренды ритейла 2022» показало, что 96% потребителей тем или иным образом изменили свои стратегии потребления. В частности закрытие магазинов из-за нехватки электроэнергии и воздушные тревоги увеличили средний чек и уменьшили число походов в магазин.
По исследованию Deloitte «Потребительские настроения украинцев после полномасштабного вторжения», доля покупателей, предпочитающих офлайн-магазины, сократилась на 28%. Исследования Kantar говорят, что 14% опрошенных совершили свою первую онлайн-покупку уже во время войны.
На расстоянии 30 минут
По данным исследования Elavon Future Now, к 2025 году онлайн-сегмент будет составлять почти четверть от общего объема мировых розничных продаж. А быстрая коммерция — q-commerce — это следующий этап развития онлайн-покупок. Причем ключевое слово здесь — «быстрая».
У многих ритейлеров есть собственная доставка, однако мало кто способен обеспечить скорость в 30 минут. Сейчас потребители хотят получать все и сразу, потому что скорость жизни постоянно растет. Если раньше, например, нормой была доставка товаров из магазинов в течение суток или даже нескольких дней, то сейчас потребители ценят скорость больше, чем когда-либо.
В приложении Glovo мы наблюдаем рост спроса на доставку из супермаркетов, аптек и непродовольственных магазинов. Пользователи ожидают получить заказ из этих магазинов за то же время, что и еду из ресторана. Теперь ритейлерам недостаточно присутствовать онлайн — нужно обеспечить возможность быстрой покупки и получения товара в кратчайшие сроки.
Украинские ритейлеры осознают тренд скорости, и стремятся использовать новые каналы и возможности, чтобы дать это потребителям. В приложении мы активно подключаем новые категории: товары для домашних животных от крупнейшей сети зоомагазинов MasterZoo, детские игрушки от сети магазинов Будинок Іграшок, возможность заказать карту Monobank и игрушки для взрослых.
Коллаборации — это стратегия успеха
Темой нынешнего Всемирного экономического форума в Давосе стала «Сотрудничество в фрагментированном мире». Коллаборации и партнерства — это всемирный тренд и действенный способ для компаний усиливать друг друга.
Одним из самых больших вызовов в войну стало сокращение бюджетов и расходов, поэтому бренды искали взаимовыгодные пути коллабораций с торговыми сетями и другими партнерами.
Сотрудничество — это всегда история win-win. С осознанием того, что бизнес работает в экосистеме, где должно быть много взаимосвязей и возможностей, а не в собственном пузыре, мы сделали собственную e-commerce-площадку для реализации различных возможностей. Для партнеров это дополнительная визуализация, продвижение и большие продажи своей продукции, то есть именно то, на чем бренды вынуждены экономить. В то же время это как раз те вещи, с которыми развивается бизнес и близость к потребителям.
Например, с брендом Baileys мы осуществили продвижение новинки с помощью виртуального магазина. В нашем приложении среди других категорий мы создали отдельный «бабл» (категорию) для этого одного бренда как отдельный магазин. С брендом Grimbergen мы подсветили День святого Патрика, который приобретает популярность в Украине, и таким образом увеличили объемы продаж пива под их торговой маркой.
После введения временных ограничений для продажи алкоголя вырос спрос в монобрендовых алкогольных магазинах, а доля заказов увеличилась с 7% до 13%. Для регионального партнера Таврия В в нашем приложении мы также создали виртуальный магазин на базе их ассортимента алкоголя, безалкогольных напитков и снеков, который показал положительную динамику и за два месяца принес 15% дополнительных заказов.
Забота друг о друге
Украинцы и до войны любили украинское, и поэтому активно поддержали локальные бизнесы, которым было трудно пережить прошлый год. Так, по исследованию Kantar, 53% опрошенных отдают предпочтение именно местным брендам.
Война повлияла на логистику и вызвала значительную инфляцию, поэтому многие международные компании приостановили свою деятельность в Украине, что открыло больше пространства для украинских компаний. Это самое время для того, чтобы отблагодарить — создать дополнительную ценность собственного продукта и проявить заботу к потребителю.
С мая 2022 года вместе с ритейлерами мы выделяем украинские товары в приложении Glovo: создаем для них отдельные «баблы», поднимаем их выше в категории, делаем совместные промоакции. Мы активно подключаем украинских производителей с фирменными магазинами. В наших магазинах Glovo Express сейчас представлены 50 локальных брендов. Это втрое больше, чем год назад.
Прошлый год нас в Glovo научил еще большей гибкости и максимальной эффективности краткосрочного планирования. Сегодня бизнесу необходимо пользоваться возможностями, которые предоставляют обстоятельства, быть смелым, современным, ответственным и заботливым. Именно эти качества помогут украинскому ритейлу выйти из кризиса, в который нас затянула война, и расти.