Время меняться: как ритейлеры будут адаптировать свой бизнес в 2023 году

Время меняться: как ритейлеры будут адаптировать свой бизнес в 2023 году

23.03.2023 08:15
  462
Дарія Осіїк

Потрясения в мировой экономике, рекордно высокая инфляция и дефицит предложения продолжают повышать стоимость жизни во всем мире. Несмотря на это на глобальном уровне ритейлеры продолжают инвестировать в искусственный интеллект и другие инструменты для увеличения продаж и предоставления нового опыта во время шопинга.

По данным аналитиков Euromonitor, в 2023 году именно потребители будут создавать тенденции, которые повлияют на работу ритейлеров. Среди запросов покупателя будет автоматизация процессов, наличие дешевого товара и хорошая репутация бренда в политических и социальных убеждениях. Поэтому ритейлерам придется закрыть эти потребности потребителя.

Тенденции на рынке

Крупнейшая по многим показателям торговая сеть Украины АТБ понесла потери еще с первых дней масштабного вторжения. Более двух сотен магазинов АТБ были разрушены или разграблены врагом на временно оккупированных территориях. До начала войны в 25 областях страны работало почти 1500 супермаркетов.

Во время боевых действий в Киевской области оккупанты почти полностью уничтожили распределительный центр АТБ. Аналогичный РЦ на Херсонщине также подвергся разрушениям. Компании пришлось максимально оперативно решать эту проблему — создавать складские центры, обустраивать помещения с соответствующим температурным режимом, искать новых производителей и поставщиков продукции, вносить кардинальные изменения в логистические цепочки, увеличивать долю локального ассортимента.

В компании считают, что ключевой тенденцией для успешности бизнеса в 2023 году станет скорость принятия решений — те решения, которые обсуждались и утверждались неделями, будут утверждать не более суток-двух. Также значительную роль будет играть активная работа над восстановлением страны и сети. При этом конкурентное преимущество будет иметь патриотический, честный и социально ориентированный бизнес.

Бесперебойная работа предприятий отрасли напрямую зависит от настроенных цепочек поставок. С начала масштабной войны логистика в стране нарушилась, поэтому ритейлеры собираются наладить новые маршруты поставок и увеличить сумму инвестиций в инфраструктуру и логистику. Например, сеть супермаркетов Novus планирует построить новые логистические цепочки, более устойчивые к вызовам сегодняшнего дня.

«Мы строим новый современный распределительный центр, в который инвестировали более 140 млн грн. Также планируем расширять в наших магазинах ассортиментную линейку товаров мелких украинских производителей, поддерживать крафтовое аутентичное национальное производство», — комментирует заместитель генерального директора по операционной деятельности Novus Алексей Панасенко.

Даже в эти бурные годы на рынке ритейла появляются новые амбициозные игроки. Ярким примером новой генерации ритейлеров является компания МХП. Предприятие третий год подряд продолжает развивать собственную торговую сеть Мясомаркет. На начало 2023 года в розничной сети работало 220 таких магазинов с широким ассортиментом мяса и готовых блюд. В целом МХП развивает уже около двух тысяч торговых точек пищевого направления таких брендов, как Мясомаркет, Наша Ряба, Еда Свежая, Украинский цыпленок, Döner Маркет и др.

Большинство розничных объектов холдинга — франчайзинговые, однако, например, около 20 Мясомаркетов и более 40 Döner Маркет — собственные. В 2023 году МХП планирует дальнейшее развитие сети Мясомаркет и других проектов торговых форматов.

«На украинский рынок ритейла влияет мировой тренд — рост популярности готовой к приготовлению или потреблению продукции. Особенно это стало заметно с началом отключений света. В ритейле, который развивает компания МХП, в частности в сети магазинов Мясомаркет, мы учитываем этот тренд и наряду с другими товарами предлагаем потребителям продукцию, которую можно быстро доготовить или сразу есть», — говорит Алексей Безуглый, директор департамента создания любви потребителей МХП.

Сеть Эпицентр с самого начала войны делает все возможное для продолжения работы во всех регионах страны, где это безопасно для посетителей и персонала. Одним из вызовов в начале войны было обеспечение сети всеми необходимыми товарами. Ведь часть производителей и поставщиков приостановили свою работу, а некоторые предприятия были уничтожены или повреждены в результате боевых действий. К трудностям с поставками товаров добавилось блокирование украинских морских портов.

В таких условиях компания Эпицентр была вынуждена активизировать работу по диверсификации поставок и налаживанию новых логистических цепочек. Компания в предыдущие годы вкладывала значительные средства в развитие собственной логистики — расширение автопарка и построение современных складских комплексов. Вместе с активным поиском новых поставщиков и расширением сотрудничества с имеющимися партнерами это позволило ритейлеру оперативно переориентироваться на поставки товаров из Европы и избежать существенного дефицита продукции в торговых центрах сети. При этом логистические мощности Эпицентра также пригодились для поставки в Украину гуманитарных грузов, которые перевозила и обрабатывала компания в рамках работы гуманитарных штабов, созданных в разных регионах страны.

Игроки рынка не отказываются от экспансии и намерены ее продолжить в 2023 году. Например, сеть КОЛО планирует открывать новые магазины и заходить в новые регионы. Также приоритетным направлением является работа над антихрупкостью системы, учитывая отсутствие электроэнергии, изменения в логистических цепочках, проблемы с денежным потоком и нехваткой средств. Сеть магазинов у дома КОЛО, как и многие другие украинские ритейлеры, собирается усилить развитие ритейл-экосистемы, тесно сотрудничая с украинскими производителями и поставщиками.

Переселенцы генерируют спрос на товары быта

В сети бытовой техники и электроники Comfy говорят о нескольких тенденциях на рынке, которые появились во время войны:

  • Увеличение спроса на цифровую технику и электронику. Если другие категории упали где-то на 30-35%, то категории этого сегмента показывают прирост в деньгах из-за девальвации и инфляции.
  • Уменьшение спроса на бытовую технику. Большинство клиентов переносили такие покупки до лучших времен. Однако часть украинцев генерирует спрос, потому что понимает, что техника будет дорожать. Кроме того, в компании убеждены, что после победы Украины спрос на крупную бытовую технику взлетит из-за массового возвращения переселенцев и восстановления разрушенного жилья.
  • Общее уменьшение спроса на дорогую технику. Растут продажи сегмента «средний минус», а спрос на «средний плюс» и премиум-сегмент падает, что связано с инфляцией и сокращением доходов украинцев.

В компании отмечают, что изменилась география продаж из-за миграции украинцев внутри страны, ведь люди в основном покидали свои дома с минимальным запасом вещей. Поэтому переселенцы генерировали спрос на товары мелкого быта — фены, триммеры, чайники, которые помогали создать минимальный комфорт на новом месте.

В Eldorado.ua также указывают на сокращение рынка за последний год. «Мы наблюдаем замедление потребительского спроса (примерно 7 млн украинцев находятся в ЕС) и более умеренное поведение потребителей, которые остались в Украине. Большинство покупок заранее спланированы. Что касается нашего сегмента, то такой тренд, как взвешенность решений о покупке техники, был и до войны», — рассказала генеральный директор Eldorado.ua Вера Витинская.

Еще одна тенденция — возобновление поставок техники и сотрудничества с ключевыми вендорами. После почти полугодового замирания рынок постепенно насыщается. Полное изменение условий поставок несколько замедлило восстановление, однако в компании уверены, что смогут выйти на более высокие объемы.

Также в Eldorado.ua говорят о тренде на полную перестройку логистики. Неизвестно, когда восстановится авиасообщение, поэтому налаженные во время войны цепочки поставок, в частности через порты ЕС, будут работать еще достаточно долго.

При этом среди участников рынка происходит усиление конкуренции за потребителя. Отсюда высокая роль сервиса, различные сценарии покупок, обеспечение дистанционных каналов продаж, создание целых экосистем заботы о потребителе, быте его и всей семьи — на 360 градусов.

В Eldorado.ua убеждены, что в ближайшие несколько лет задача всех украинских компаний, в том числе ритейлеров, — удержание прибыльности бизнеса, сохранение команды, уплата налогов.

ИсточникDelo.ua


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка