Руслан Шостак, EVA и Varus: Мы пересмотрели свои планы выхода на международные рынки и направили прибыль на развитие бизнеса в Украине
Совладелец сетей EVA и Varus о военных потерях, арестованном ТРЦ Lake Plaza, планах на ТМ «Ушастый нянь», прибыльном годе и бизнес-партнерстве.
В интервью изданию Forbes совладелец сетей EVA и Varus Руслан Шостак рассказал, как его сети пережили год войны, зачем ему с партнером конфискованное у россиян производство Винницабытхим и почему они заморозили экспансию. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этой беседы.
О работе бизнеса во время войны
Во время большой войны полностью погрузился в свой благотворительный проект. Мы отправляем на отдых в Турцию украинских детей-сирот из зон боевых действий, а также покупаем машины для обороны страны.
Бизнесом уже несколько лет управляет менеджерская команда, а я занимаюсь стратегическими вопросами. До большой войны у Varus было 113 магазинов, у EVA – 1150. На март 2023-го EVA сократилась до 990, Varus – до 103 магазинов.
До войны в нашей группе компаний было 35 000 сотрудников и товарооборот около $2 млрд в год. Сейчас более 27 000 сотрудников и товарооборот по результатам 2022 $1,3 млрд.
Я считаю, что с учетом войны у нас неплохие показатели. Товарооборот в гривне по результатам 2022 года сравним с показателями 2021 года. При том, что 20% сетей EVA и Varus не работали в начале военных действий.
О развитии в регионах
Сейчас у EVA не работает около 16% сети, у Varus – меньше. В Херсоне, к примеру, не все магазины EVA работают. Мы будем открывать их по мере улучшения ситуации в городе. Но мы наращиваем присутствие в других регионах Украины – в 2022 году было открыто 26 новых магазинов EVA на западе Украины и в Киеве. Также появилось восемь новых Varus.
То есть по итогам 2022 года компания прибыльная, но прибыль, полученную в 2022 году, мы направили на социальные проекты и развитие бизнеса в Украине. Поэтому мы пересмотрели свои планы выхода на международные рынки.
О потерянных активах
Во время войны мы потеряли распределительный центр под Киевом. Там были запасы холодной продукции. Это была спланированная российскими властями операция по уничтожению продовольственных запасов Киева. В то же время, АТБ, Сільпо и другие ритейлеры потеряли свои склады. То есть в одночасье в результате вражеской атаки сгорели тысячи тонн продовольствия. Киев и область могли остаться без еды. Ритейл совместно с киевской администрацией и Министерством экономики практически спасли Киев и область от голода – довольно быстро пополнили продовольственные запасы за счет организованной и оперативной работы.
О новых инвестициях
Как уже отмечалось, мы решили аккумулировать инвестиции в Украину. К примеру, в начале войны заморозили строительство большого логистического центра под Одессой, которое началось в конце 2021 года. Но через три месяца возобновили строительство. Это будет один из самых больших логистических хабов в Украине на 60 га земли. Первую очередь в 40 000 кв. м закончим в начале следующего года.
Это будет первый склад южного региона для сети EVA с общей площадью 100 000 кв. м. После победы наш Крым будет оттуда обслуживаться. Объемы инвестиций в первую очередь строительства составят около $40 млн. Кроме того, что этот распределительный центр станет одним из крупнейших логистических центров в стране, он станет первым «зеленым» проектом в этой области.
В планах также строительство, ремонт и модернизация имеющихся складов, чтобы удовлетворить потребности нашего бизнеса. Сейчас в нашей группе компаний их пять общей площадью 160 000 кв. м. После запуска первой очереди одесского логистического хаба будет 200 000 кв. м.
О ТРЦ Lake Plaza
Мы купили Lake Plaza на открытом рынке при содействии посредников за несколько лет до начала войны. При покупке провели аудит всех документов и не нашли причин, ограничивающих нас в законном приобретении ТРЦ. В 2021 году мы приступили к реконструкции всего торгового центра и заканчивали уже в условиях войны, в середине прошлого года. Пока дела у него обстоят как и у всех ТРЦ в Украине.
Факт ареста объекта из-за связи с российским бизнесом вызывает удивление нашей команды. Сделка состоялось несколько лет назад, была и остается абсолютно прозрачной.
О ТМ «Ушастый нянь»
Наша компания выиграла конкурс АРМА на управляющего компании Винницабытхим, которая выпускала моющие средства «Ушастый нянь». Украине серьезно не хватает собственного производства, чтобы не зависеть от импорта. В условиях пандемии эта тема оказалась на поверхности, а война усугубила ее значимость. Потому мы решили пойти в производство. Предприятие пока не работает. Проходим бюрократические процедуры. Как я знаю, задачки поменять менеджмент нет. Будем производить и новые, и старые марки. Будем ориентироваться на рынок. Главное, что теперь мы будем производить продукты в Украине и сократим долю импорта. Для нас это важно.
О бизнес-партнере Валерии Киптике
Я занимаюсь проектами, касающимися розницы. Он – девелопментом и дистрибуцией. Также имея опыт с «Ольвией», он больше занимается Винницой. (До 2004 года Киптик занимался производством стиральных порошков и моющих средств. Производство продано Procter&Gamble).