Александр Никитин, Intimissimi, Calzedonia, Tezenis и Falconeri: Нам до сих пор неизвестно состояние магазинов в херсонском ТРЦ Fabrika
Совладелец и CEO украинской компании «МНС Інвестмент», которая руководит в Украине итальянскими франшизами Intimissimi, Calzedonia, Tezenis, Falconeri, об итогах года полномасштабной войны, основных направлениях работы, развитии e-commerce и приоритетах компании на текущий год.
Calzedonia Group была создана в Италии в 1986 году. Ее основатель Сандро Веронези сделал ставку на тщательный выбор расположения магазинов в наиболее оживленных районах крупных городов, на франчайзинговую модель ведения бизнеса и продукт с оптимальным соотношением дизайна, качества и цены. Портфель компании включает четыре бренда белья и одежды для дома – Calzedonia, Intimissimi, Tezenis и Falconeri, которые представлены более чем 3600 точками продаж в 35 странах мира. В их числе и Украина, где эксклюзивным представителем всех брендов итальянской группы выступает МНС Інвестмент.
Первые два бренда группы – Calzedonia и Intimissimi – были выведены в Украину в 2014 году, а впоследствии появились и магазины всех других брендов. До полномасштабного вторжения розничная сеть магазинов насчитывала около 60 магазинов. О случившемся потом, а также как компания адаптировалась к условиям войны и над чем работает сейчас, RAU рассказал совладелец и CEO МНС Інвестмент Александр Никитин.
— Год войны – время сложных решений, испытаний и, к сожалению, часто потерь, но даже при таких условиях украинский ритейл продолжал работу. С чем вы встретили полномасштабное вторжение и как действовали в первое время?
— За 2021 год мы открыли 11 новых офлайн магазинов и интернет-магазины трех брендов, поэтому в начале 2022-го ожидали значительного роста. В компании работало 404 человека в 57 магазинах, открытых в шести городах Украины. Как результат активных инвестиций, мы столкнулись с задолженностью перед банком, поставщиком, подрядной организацией. Война, временная остановка деятельности и полная неопределенность усилили затруднительную ситуацию. Поэтому, вероятно, как и большинство компаний, мы определяли наш вектор тактическими решениями на несколько дней, а иногда – часов. Максимальное внимание уделили работникам – их финансовой и моральной поддержке, эвакуировали товар из самых горячих, в то время регионов: Харьков, Одесса. После чего уже возобновили свою работу – сначала Львов, затем Киев и другие города.
— С какими результатами, в итоге, удалось завершить 2022-й? Как изменились объемы продаж?
— Учитывая уменьшение рынка, конечно, общие объемы продаж понесли потери и завершились показателем на 40% меньше по сравнению с результатом прошлого года. Но благодаря слаженной работе всей команды по состоянию на конец 2022 года нам удалось возобновить работу более 80% всех магазинов, по сравнению с тем, что было до 24.02.2022 и вернуть 380 рабочих мест. Год мы завершили без долгов.
— Сколько магазинов и каких брендов открыли с начала полномасштабного вторжения и планируете ли расширение сетей и в этом году?
— Учитывая начало войны, наш фокус сместился с активного развития, которого мы придерживались в 2021 году, на сохранение: персонала, магазинов. Поэтому в течение года мы занимались активным возобновлением работы ранее открытых магазинов.
— Удалось ли уберечь все магазины Intimissimi, Calzedonia, Tezenis, Falconeri, или какие-то из них пострадали в результате ракетных атак, или их пришлось закрыть?
— В общем, все магазины нам удалось сохранить, в чем заслуга и наших арендодателей, ведь они, как никто другой, участвовали в том, чтобы все локации были сохранены, и эффективно запущены. Некоторые из магазинов, конечно, были повреждены — в ТРЦ Nikolsky, Riviera и Retroville. После готовности ТРЦ возобновлять свою работу, мы сделали необходимый ремонт, поэтому все пострадавшие от агрессии магазины уже успешно функционируют.
Единственным открытым вопросом остается Херсон. Нам пока неизвестно состояние магазинов в ТРЦ Fabrika. По последним данным, мы знаем, что наши магазины не были разрушены, поэтому в планах на этот год стоит их запуск вместе с открытием торгового центра в целом, конечно, когда это будет безопасно для наших работников.
— Основная аудитория ваших брендов – женщины. Насколько выезд значительного количества вашего ЦА за границу повлиял на продажи в компании? Какие решения в этой связи принимали?
— Влияние данного фактора нельзя отрицать. Как один из методов его минимизации мы выбрали не совсем очевидный: начали восстанавливать нашу логистику поставки и вернули график обновления товара до довоенных показателей. Тем самым остались интересны нашим клиентам. Вернувшиеся из Европы отмечали, что ассортимент в Украине схож с европейским. Учитывая нашу модель поставок и отсутствие локального состава подсорта, задача была достаточно нелегкой и дорогостоящей, но полностью себя оправдала. Интересно, что есть доля украинок, которые, несмотря на то, что временно проживают за границей, заказывают подарки онлайн своим родным, которые остались дома. Поэтому мы действительно благодарны нашей аудитории, которая остается с нами без учета сложных времен.
— Все ли бренды, представленные МНС Інвестмент, показывают себя одинаково хорошо в спросе во время войны?
— Все бренды показывают себя по разному, в зависимости от категорийности. Но спрос прогнозируем и предсказуем. Кроме того, времена Covid-19 научили нас, как правильно реагировать на стремительные изменения в спросе, поэтому приобретенный опыт мы используем и сейчас.
— Не рассматриваете ли возможность вывести на украинский рынок новые бренды?
— Пока не видим перед собой такой возможности. Но ввиду потенциально положительных изменений в стране мы открыты к любым изменениям в будущем.
— С каким уровнем онлайн-продаж к офлайну встретили новый год? Какой из брендов наиболее востребован в e-commerce и почему?
— Учитывая, что запуск онлайн-канала фактически состоялся за полгода до начала войны, то доля таких продаж достигает 10%, что не является высоким показателем. Но перед нами стоят задачи по активному развитию интернет-магазинов. Что касается уровней продаж каждого отдельного бренда, то наблюдаем аналогичную ситуацию офлайн-магазинам. Intimissimi лидирует по количеству оформленных заказов, несмотря на свою категорию: нижнее белье.
– Насколько компания тесно сотрудничает с итальянскими владельцами брендов? Известны ли их настроения по отношению к российскому рынку?
– Хочу отметить, что ООО «МНС Інвестмент» является партнером итальянской компании и работает на основе договора мастера франшизы. Учитывая данный факт, так сложилось, отношения между нами исключительно деловые. Конечно, как и весь мир, наши партнеры проявляют уважение и поддержку украинскому народу, за что мы их благодарим.
— Остаются ли у компании какие-либо связи с российским бизнесом сегодня?
— Я и совладельцы предприятия остро осуждаем действия россии, поэтому все связи с российским бизнесом были прекращены, как только это было возможно реализовать. И пока никаких контактов с россией нет. Мне кажется, это максимально верное и честное решение для продолжения работы в современной Украине.
Мы ведем украинский бизнес и платим налоги сюда. Я нахожусь дома – в Украине, а партнеры-итальянцы постоянно посещают нас с рабочими визитами.
— Какие приоритеты и планы у МНС Інвестмент на этот год?
— Мы выбрали продолжать и улучшать то, что было начато ранее:
1. Работники. Поддержка их благополучия. В конце прошлого года, когда мы максимально восстановили все свои процессы и закрыли базовые потребности работников, помогли выехать им из горячих регионов, желающих этого; проработали вопросы трудоустройства в магазины наших брендов за границей, выехавших; поддерживали внутреннюю миграцию и прочее. Также мы увидели возможность поднятия заработных плат. Таким образом, уровень оплаты разным категориям был повышен на 20% и более. Будем наблюдать и в этом году за такими возможностями.
2. Сохранение и открытие магазинов. В настоящее время более 80% наших торговых точек возобновлено, поэтому на этот год мы должны восстановить все 100%, а также финализовать некоторые переговоры на новые локации.
3. Благотворительность. В прошлом году мы начали этот путь и перечислили 2,5 млн грн в различные фонды. Этот вектор планируем развивать.
Но для нас приоритеты всегда исходят из возможностей, поэтому в случае, если мы видим перед собой более широкий спектр, обязательно будем реализовывать что-то новое.