Ведущие продовольственные сети Украины открыли более тысячи «Пунктов несокрушимости»
В магазинах ведущих украинских продовольственных сетей оборудовано более 1200 «Пунктов несокрушимости», куда можно прийти при отключении централизованного электроснабжения и подзарядить гаджеты, согреться и т.д.
Правительство Украины неоднократно призвало ответственный бизнес приобщаться к созданию «Пунктов несокрушимости» — то есть мест, куда люди могут прийти в случаях массированных отключений электроэнергии, тепло- и водоснабжения. В этих локациях граждане могут подзарядить гаджеты, выйти на связь с родными и близкими, погреться, получить горячие напитки. Понимая свою ответственность перед потребителями, едва ли не первыми на призыв власти отозвались крупные торговые сети, насчитывающие сотни магазинов по всей стране. С начала октября каждый день ритейлеры открывали все новые и новые «Пункты несокрушимости», пытаясь охватить больше населенных пунктов и отдельных районов, чтобы обеспечить украинцам возможность быть на связи при любых обстоятельствах. Ведь стабильный и эффективно работающий тыл – залог крепких экономического и военного фронтов нашего государства в борьбе с российскими оккупантами.
К сожалению, государство до сих пор не уделяет достаточного внимания проблемам торговой отрасли. К примеру, час работы крупного супермаркета при использовании генератора в случае отключения электроэнергии обходится в 5-6 раз дороже, чем при питании от сети. И это не говоря о расходах на саму закупку, доставку и подключение генератора, его обслуживание, а при необходимости – и ремонта. Никаких компенсаций этих расходов государство не предусматривает, что приводит к падению маржинальности работы торговых сетей и, в конце концов, к росту цен на определенные категории товаров. При этом продолжают действовать ограничение цен на социально значимые товары, что также отрицательно сказывается на финансовом положении компаний сферы розничной торговли.
Но даже в этих условиях ритейл не отказывается от своей ответственности перед украинцами и за свой счет обустраивает многочисленные «Пункты несокрушимости». Большинство торговых точек оборудованы местами отдыха, зарядными станциями для гаджетов, а также снабжены автономным бесперебойным электроснабжением (питаются от генераторов), что позволяет принимать посетителей во время отключений электроэнергии. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Ассоциацией ритейлеров Украины в конце января 2023 среди 15 ведущих украинских торговых сетей — членов RAU.
В частности, об обустройстве «Пунктов несокрушимости» сообщили такие продуктовые сети как АТБ, Metro Украина, Auchan Украина, Fozzy С&C, Novus, Varus и Мі маркет. Чтобы поддержать население на период отключения электроэнергии, всего 15 ведущих украинских торговых сетей — членов Ассоциации ритейлеров Украины, обустроили более 1200 «Пунктов несокрушимости» в своих магазинах.
Например, все девять гипермаркетов Fozzy С&C дают посетителям возможность отдохнуть или поработать с пользой в комфортных условиях.
По данным исследования Ассоциации ритейлеров Украины, «Пункты несокрушимости» обустроены в 1201 продовольственных магазинах из 2681 объектов торговли, то есть в 45% магазинах, принадлежащих компаниям, участвовавшим в опросе.
Так же девять «Пунктов несокрушимости» есть в супермаркетах Varus и более чем в половине магазинов сети Novus, в 8 из 11 магазинов Мі маркет. Соответственно все 23 гипермаркета Mеtro тоже имеют «Пункты несокрушимости», как и 17 магазинов Auchan. Наибольшее количество «Пунктов несокрушимости» оборудовано в сети магазинов АТБ, как крупнейшего игрока на рынке по количеству магазинов, которых по состоянию на конец января насчитывалось 1158.
«В самые критические периоды с момента полномасштабного вторжения food-ритейл действовал быстро, чтобы не допустить продовольственного коллапса. Сейчас, во время длительных отключений электроэнергии и отопления, ритейл — это еще и обеспечение населения «Пунктами несокрушимости» — местами, где потребители могут перекусить, выпить горячий чай или кофе, подзарядить гаджеты и воспользоваться другими услугами. Таким образом, ритейл взял на себя еще и социальную функцию и поддержал украинцев в трудные времена», — объясняет председатель Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.
Однако впереди у ритейлеров много работы, поскольку остаются еще 1480 торговых точек, которые потенциально тоже могут стать «Пунктами несокрушимости».
Справка. Ассоциация ритейлеров Украини (Retail Association of Ukraine, RAU) — профильное объединение игроков рынка розничной торговли и компаний, напрямую связанных с ритейлом. В Ассоциацию ритейлеров Украины входит свыше 90 торговых компаний (среди которых Эпицентр, АТБ, Сільпо, Eldorado, Фокстрот, Алло, KLO, WOG и др.) и больше 30 партнеров — компаний-представителей девелопмента и B2B-сферы, причастных к ритейлу (Arricano, Respublika Park, WR GROUP, Alef Estate, Bizerba, Viatec и др.)