Сергей Козолуп, Cleaning Pro Group: Для нас отсутствие света – это также возможности
Основатель и СЕО Cleaning Pro Group Сергей Козолуп об изменениях в компании под влиянием войны, важных правилах выхода на польский рынок и возможности работы в условии блекаутов.
12 января Ассоциация ритейлеров Украины провела вебинар «Оптимизация работы бизнеса в военное время. Новая стратегия и развитие», посвященный изменениям, которые бизнес претерпел после полномасштабного вторжения российских оккупационных войск. Одним из спикеров был основатель и СЕО Cleaning Pro Group Сергей Козолуп, который рассказал о стратегии компании и ее культуре, прошедших проверку войной, о трех важных нюансах, которые важно учитывать во время экспансии на польский рынок и работе в условиях блекаутов. RAU приводит главное из его рассказа.
Об изменениях, которые претерпела компания с начала полномасштабного вторжения россии в Украину
Изменения претерпели всю нашу жизнь, поэтому они коснулись не только бизнес процессов, а вообще всего подхода к бизнесу. Произошла смена отношения к бизнесу и переоценка многих моментов. Об этом можно говорить очень долго. Но я поделюсь основными моментами, которые касаются нашей компании. В начале войны мы потеряли около 37% нашего бизнеса, в основном за счет востока Украины, где шли активные боевые действия. В июне мы возобновились, сейчас с февраля 2022 года мы потеряли около 25% бизнеса. Надеюсь, что к февралю этого года мы выйдем на показатели плюс 5-7% относительно показателей, которые есть сейчас. Будет ли это за счет инфляции или за счет новых клиентов – сейчас это очень относительно. Единственное, еще можно добавить, что самая большая и болезненная потеря, кроме потери наших клиентов, это потери наших работников, которые выехали за границу или из-за всех этих трансформаций не могут полноценно работать.
О стратегии и культуре компании
В нашей компании ничего не изменилось. Cleance Pro Group — это facility management service. Мы занимаемся обслуживанием коммерческой и государственной недвижимости. У нас есть такие сферы работы, как клиника, безопасность, борьба с вредителями и другие области, связанные с администрацией недвижимости.
Когда началась война, мы не остановили нашу работу ни на час. Потому что, если в Харкиве, пивная фабрика Рогань остановила свою работу через неделю после начала войны, то во Львове кондитерская фабрика Ярыч работала и даже увеличила свои возможности, потому что она начала экспортировать многие продукты в Европу и Канаду. Поэтому у нас не было остановок и времени, когда мы могли сидеть и менять стратегию. Лучшая стратегия в то время и теперь — продолжать работать.
Я расскажу о забавном моменте, который произошел в помещении одного государственного учреждения. После войны все уехали оттуда, но там был дежурный, который обычно записывал всех посетителей и давал ключи. Каким -то образом случилось, что все забыли о нем. 10 марта он позвонил мне и спросил, придет ли кто -нибудь, чтобы сменить его, потому что он сидит там уже вторую неделю, и в доме никого нет. Я не знаю, как это случилось, что следующий дежурный и наш менеджер забыли предупредить его, но после этого мы возили его еду и сменную одежду еще в течение недели, пока искали замену. Это доказательство ответственности наших сотрудников. В нашем случае 100% наших сотрудников вели себя адекватно. В Херсоне сотрудники спрятали оборудование и напольные машины во время эвакуации. Мы надеемся, что торговый центр Fabrik скоро возобновит нашу работу, и мы начнем его обслуживание.
Но правильное и ответственное поведение наших сотрудников доказывает, что культура в нашей компании была правильной, и ничего менять не пришлось.
О новом направлении работы
Что касается новых направлений, то мы полноценно запустили в работу украинское представительство компании Оrkin — это компания №1 в мире, предоставляющая услуги по PEST control. Мы запустили ее еще в декабре 2021, но в этом году она получила второе дыхание, поскольку до войны мы не все успели сделать. Летом мы вернулись к ней, приложили немного усилий и уже имеем рост в 20 раз от тех показателей, которые были летом этого года. Надеюсь, что в марте 2023-го этот показатель будет составлять 30 раз. То есть это направление у нас очень хорошо развивается и работает. Мощная профессиональная команда.
О перспективах развития в Украине и за границей
Мы, наверное, как и весь украинский бизнес, весной, когда ситуация была непонятна, решили расширяться за границей. Сейчас ищем новые рынки. Уже решили открывать компанию в Польше, поскольку там находится часть нашей команды. У меня уже есть опыт работы в Польше, когда мы еще занимались производством. С тех пор там есть зарегистрированная компания, мы ее просто переименовали. Во второй половине лета мы открыли второй офис в Варшаве и наняли менеджеров по продажам.
Хочу обратить внимание на несколько важных моментов, которые я отметил:
- Во-первых, команда максимально должна быть неукраинской. Особенно это касается специалистов по маркетингу. Даже очень хорошие эксперты по опыту в Украине не смогут найти подход к польским клиентам. Мы уже успели сделать три этапа нашего репозиционирования. Нашу культуру несет находящаяся там команда, но саму работу должны делать не украинцы.
- Во-вторых, только украинцы быстро принимают решение. Нам нужно уже сегодня или на вчера. В Европе все по-другому. На одних переговорах нам сказали, что готовы с нами работать и предложили все планировать на 2025 год. Кроме того, у них достаточно стабильная жизнь, а потому хорошо планируемая заранее, о чем они и говорят.
- В третьих, когда говоришь, что твой бизнес уже 15 лет на рынке, то, например, в одной из американских компаний нам с улыбкой ответили, что у них есть некоторые контракты по 25 лет.
Но в январе мы заключили два первых соглашения в Польше на два года – на обслуживание бизнес-центра и на обслуживание сети супермаркетов. То есть, мы уже понемногу работаем в этом направлении, но для этого мы начали привлекать местных специалистов. Они очень дорогие по отношению к нашим, но дают результат.
О влиянии блекаутов на работу компании
Как сервисная компания мы зависим от наших клиентов – от компаний, которые мы обслуживаем. Потому, конечно, это повлияло на нашу работу. Но, с одной стороны, на некоторых объектах мы не можем полноценно работать и предоставлять сервис, с другой стороны, только в декабре у нас было более 300 заявок на подключение генераторов у наших клиентов. Мы сформировали отдельную мобильную бригаду, занимающуюся исключительно обслуживанием генераторов. В ноябре-декабре мы подключали маленькие генераторы, а в январе, насколько я понимаю, в Украину поступают большие генераторы, поэтому мы подключаем генераторы от 60 до 200 кВт. Поэтому для нас как для сервисного бизнеса отсутствие света – это тоже возможности.