Кирилл Попов-Черкасов, Фокстрот: отставание от показателей трафика в прошлом году составляет 15-20%
Как восстанавливается рынок электронной коммерции в Украине, каким образом на него влияют отключение электроэнергии и какие категории товаров в топ продаж интернет-магазина Фокстрот.
Head of e-commerce Фокстрот Кирилл Попов-Черкасов в колонке для Ain.ua рассказал, какие изменения претерпела электронная коммерция в сфере торговли бытовой техникой и электроникой за время войны. RAU выбрала ключевое из его рассказа.
О восстановлении рынка электронной коммерции
В день нападения трафик на сайте интернет-магазина Foxtrot.ua сократился почти на 75%, и находился на этом уровне где-то до середины марта. Но даже при таких условиях ежедневно его посещали в среднем около 50 000 пользователей.
Начиная с апреля рынок электронной коммерции постепенно стал восстанавливаться. Чтобы сохранить оборачиваемость и выдержать обновленные параметры финансовой модели, пришлось стимулировать продажи, повышая объемы рекламы, хотя далеко не в довоенных масштабах. А это стало более активно стимулировать конкурентную среду. В результате рынок и трафик украинского рынка электронной коммерции постепенно начали восстановление.
Об изменениях в трафике и структуре продаж интернет-магазина Фокстрот
Уже начиная с конца июня, отставание от показателей трафика в прошлом году на Foxtrot.ua сократилось с 75% до 50-60%, а в ноябре этот показатель составлял 15-20%. Значительно вырос коэффициент конверсии (в среднем, на 20-25%), поскольку опять же путем уменьшения инвестиций в рекламу, ядро трафика составляет наиболее лояльная аудитория.
Изменилась и структура продаж. Если раньше, с развитием страны и экономики, рост продаж фиксировался в категориях инновационной техники, то с начала войны это прежде всего товарные группы первой необходимости: смартфоны, планшеты, ноутбуки, товары из категорий мелкого быта, климатическая техника, включая обогрев, аккумуляторная техника и все остальное, что так или иначе позволяет автономно работать и обеспечивать быт.
О влиянии «блэкаутов» на интернет-продажи
С началом бомбардировок гражданской инфраструктуры и вызванных этими масштабными блекаутами, мы снова начали наблюдать снижение трафика. Но оно оказалось не столь драматичным, чем могло бы быть.
К примеру, в начале октября трафик снизился на 25%, но уже через некоторое время полностью восстановился и вырос. Мы отчетливо наблюдаем зависимость и колебания трафика от графиков отключения электричества. Это напрямую связано с физической возможностью людей пользоваться интернетом и мобильной связью.
Но, опять же, аудитория в общем смысле не уменьшается, а использование интернета наоборот имеет тенденцию к увеличению. В ноябре мы получили в среднем на 40% больше посещений, чем в октябре, а количество новых пользователей увеличилось на 53%.
О поведении пользователей
Довольно интересная тенденция наблюдается в поведении пользователей. Если раньше максимальное их количество попадало на торговую площадку через поисковую систему, то сейчас увеличивается доля пользователей, сразу напрямую заходящих на сайт. Мы связываем это с дефицитом времени: когда человеку нужно что-то конкретное, он меньше времени тратит на поиск, а сразу идет на знакомый сайт и ищет уже непосредственно на нем.
О перспективах украинского онлайн-рынка техники
Мы видим прямую корреляцию объема трафика с отключениями электроэнергии. При выключении электричества еще многие интернет-провайдеры пока не обеспечили бесперебойную работу, из-за чего нагрузка ложится на мобильный интернет, мощности которого не выдерживают и, соответственно, у пользователей просто нет физической возможности долго искать и подбирать онлайн.
Однако с возобновлением и стабилизацией ситуации в энергетическом секторе сразу же будет и скачок и восстановление онлайн, потому что скорость и удобство такого сценария приобретения товаров уже протестировала вся страна еще начиная с ковод-ограничений.
Между тем, большой скачок в продажах уже происходит в категориях, помогающих обустроить автономный и независимый быт – генераторы, повербанки, ноутбуки, зарядные станции и т.д. Идет обновление и обширной бытовой техники на наиболее энергоэффективные модели с рейтингом А+++. Это направление будет очень актуально еще достаточно большой промежуток времени.