Почти восстановились: сколько магазинов потеряли ведущие торговые сети Украины за 10 месяцев войны (инфографика)
Очередное исследование, проведенное RAU методом онлайн-опроса примерно сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, показало, что на 20 декабря 2022 года было закрыто по тем или иным причинам только 7% торговых объектов/магазинов. За 10 месяцев войны этот показатель снизился на 22%.
Согласно свежим данным опроса торговых сетей – членов RAU – через десять месяцев из 16 415 торговых объектов всей отрасли уже работает 15 190. Процент действующих объектов составляет 93%, соответственно закрытых – всего 7%. Восстановление ритейла имеет важное значение, поскольку ритейл влияет на всю цепь поставок товаров от производителя к потребителю. Поэтому тот факт, что за время войны количество закрытых точек сократилось с 29% в марте до 7% в декабре не может не радовать. Осталось совсем чуть-чуть до выхода на довоенные показатели работы, но для этого нужно еще освободить территории, захваченные врагом с 24 февраля 2022 года.
На пути к победе
Напомним, что данный опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому нижеприведенные цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла.
Как нетрудно заметить, тренд на восстановление продолжается с апреля 2022 года и продолжается до сих пор, хотя этот процесс несколько притормозил осенью, теперь он снова набирает обороты. Так, по сравнению с показателями ноября в декабре количество работающих магазинов увеличилось почти на три сотни. Напомним, в марте не работала почти треть магазинов (4481 торговых точек), а уже в декабре не работает только 1225 торговых точек, или 7%.
Таким образом уже удалось вернуть к работе почти три четверти торговых точек, не работавших в марте. В целом же количество открытых торговых точек увеличилось за 10 месяцев на 22%. В разных сферах торговли этот процесс шел по-разному, но возобновление работы торговых заведений продолжается во всех без исключения сегментах, а в некоторых даже превосходит довоенные результаты.
Продуктовый ритейл
В начале полномасштабного вторжения – в марте 2022 года – было закрыто 978 продовольственных магазинов, или 21%. Однако уже в апреле, после оптимизации сетей FMCG-операторов, когда были закрыты дополнительно некоторые точки, доля закрытых точек достигла 24% от 5173, работавших до войны. Начиная с мая, доля закрытых минимаркетов, супермаркетов, гипермаркетов уверенно уменьшалась. В общей сложности доля неработающих магазинов за десять месяцев войны сократилась на 16%.
Количество работающих магазинов достигло в декабре отметки в 4913 против 3600 в марте, тем самым увеличив их долю до 95% с 79% соответственно. В настоящее время остаются закрытыми всего 260 торговых объектов.
Благодаря успехам ВСУ ритейлерам удается возобновлять торговлю в городах, находившихся под оккупацией и в местах активных боевых действий. В частности, в декабре возобновил работу супермаркет Novus в Буче, а месяцем ранее в освобожденный Херсон вернулись сети АТБ и Сільпо. Особо следует отметить, что ритейл стратегически важен на деоккупированных территориях и является, по факту, объектом критической инфраструктуры. Поскольку многие объекты ритейл-отрасли обеспечили за свой счет потребности в генераторах и во время долговременных отключений электроэнергии и отопления, ритейл — это еще и обеспечение населения «Пунктами несокрушимости» — местами, где потребители могут перекусить, выпить горячие напитки, подзарядить гаджеты и воспользоваться другими услугами.
Аптечный ритейл
Реализация лекарств и медицинских изделий – тоже важнейшая задача во время войны. Поэтому не удивительно, что аптечные сети фактически восстановились почти до довоенного уровня еще в начале осени, когда доля работающих точек сетей достигла отметки в 98,2% в сентябре. К началу зимы у членов RAU работало уже 3767 аптечных заведений или 99% от 3796 точек, открытых до начала полномасштабной войны. Таким образом, доля неработающих аптек снизилась с 16% в марте до 1% в ноябре.
Однако уже в декабре количество работающих аптечных заведений превысило довоенные показатели, и сейчас составляет 3815 заведений, то есть на 19 больше, чем до войны. Соответственно, аптечный ритейл не только полностью восстановил свой утраченный потенциал, но и превысил его, увеличив долю открытых заведений на 17%. Это пока единственная отрасль украинской торговли, которой это удалось.
Непродуктовый ритейл
Сектор non-food ритейла, куда относятся косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления, имеют схожую динамику с медицинскими средствами и продуктами питания. В отличие от аптечных и продуктовых сетей сектор non-food ритейла пострадал больше, потеряв в начале 27% из 2858 точек, работавших до войны. Однако достаточно быстро стабилизировал количество открытых магазинов на уровне более 90% уже осенью 2022-го, но к началу зимы несколько ухудшил показатели. Так, в ноябре количество открытых торговых точек достигло 2575, однако в сентябре их уже было 2607. Но к концу года положительный тренд возобновился и за десять месяцев войны доля закрытых магазинов сократилась с 27% до 7%. В настоящее время не работает 212 торговых заведений из 2858, работавших до войны.
Ювелирные изделия
В отличие от потребительских товаров, сектор jewelry в начале войны был востребован меньше, а риски потери магазинов во время боевых действий – более высокими. Поэтому в первый месяц войны остались открытыми всего 194 из 1313 торговых точек или только 15%. Стабилизация ситуации на фронте сразу отразилась на состоянии отрасли, где уже в апреле возобновили работу 48% торговых точек. Соответственно, и восстановление в августе до 808 открытых магазинов или 62% выглядело масштабным достижением. Но осенью этот тренд сильно замедлился и только к концу года, когда перед праздниками начал увеличиваться спрос на украшения, количество открытых точек снова увеличилось. По сравнению с ноябрем в декабре количество открытых точек увеличилось на 23 локации. В настоящее время остается закрытыми еще 380 торговых точек. Всего за 10 месяцев количество вновь открытых магазинов увеличилось на 56%.
Сети АЗК
Торговля топливом, равно как и лекарствами, востребована в любое время, особенно сейчас, когда многие объекты торговли и других заведений переходят на резервное питание от генераторов при выключении электроснабжения. Поэтому закрытие около 200 заправок (или 15%) из 1512, работавших до войны, было связано прежде всего разрушениями или оккупацией врагом. Соответственно по мере освобождения территорий и возобновления функционирования уцелевших АЗК процент работающих заправок постепенно наращивался. На декабрь уже работало 1419 точек или 94% от довоенного количества. То есть с марта по декабрь 2022 доля работающих объектов сетей АЗК выросла на 9%. В частности, за ноябрь количество закрытых заправок уменьшилось на 14 штук и в настоящее время их уже меньше сотни.
Торговля бытовой техникой и электроникой
В сфере торговли бытовой техникой и электроникой восстановление тоже продолжается, но доля неработающих магазинов более значительна по сравнению с вышеперечисленными отраслями ритейла. Так, если за три месяца весны доля неработающих магазинов сократилась наполовину – с 44 до 23%, то в последующие месяцы этот процесс происходил значительно медленнее. Поскольку в течение лета эта доля почти не изменялась и только осенью процесс обновления сетей постепенно продолжился. В результате к концу года из 980 магазинов уже работало 826, или 84%. В соответствии с марта по декабрь удалось уменьшить долю закрытых магазинов на 28% и теперь остаются закрытыми только 154 магазина. Здесь также следует учитывать тот факт, что подобные магазины восстанавливаются медленнее, требуя значительных средств и ресурсов. Да и в результате обстрелов энергетической инфраструктуры Украины значительно упал спрос на технику, кроме павербанков, фонариков и т.п.
Fashion-ритейл
Торговля одеждой и обувью и сопутствующими аксессуарами переживает непростые времена. Особенно во время войны пострадали небольшие операторы, работавшие через посредников в Украине. Значительно лучше обстоят дела у тех, кто имеет либо собственное производство или прямые поставки от производителя. В настоящее время из 603 магазинов, открытых к началу войны, работает 482, — или 80%. За десять месяцев удалось увеличить долю работающих магазинов на 52%, и динамика обновления здесь выглядит более оживленной – примерно по 2-3% восстановления доли работающих магазинов в месяц. Теперь ситуация выглядит «зеркально» к тому, что происходило в начале года, когда работало всего 28% магазинов. На темпы восстановления этой сферы ритейла оказывает прямое влияние обменный курс валют, возможности ввоза товара и уровень потребительского спроса в конкретных регионах страны.
Магазины стройматериалов
Торговля стройматериалами имеет очень плавную динамику восстановления В начале войны, как и в других сферах ритейла, наблюдался спад, однако ситуация выглядит несколько лучше, чем в секторе БТиЭ. Так, по состоянию на март было закрыто по разным причинам 32% из 130 магазинов, а уже в декабре эта доля уменьшилась до 15% и остается закрытыми всего 19 локаций. Это на 2% лучше, чем в ноябре. Данная разновидность торговли увеличила долю работающих магазинов на 17% за март-декабрь. В настоящее время принимают посетителей 111 торговых точек. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, требующие значительных средств и усилий для открытия, этот процесс и дальше не может идти быстро.
Сфера развлечений
Наиболее сложно ситуация обстоит в сфере развлекательных центров. Так, в марте 2022 года осталось работать всего 13%, или 6 из 50 объектов. Потому и возобновление работы через десять месяцев войны выглядит очень хорошо: доля открытых развлекательных центров увеличилась на 77%. В частности, в декабре работало уже 45 объектов, или 90% от общего количества. В частности, только за три осенних месяца количество неработающих объектов сократилось примерно втрое. Однако за последний месяц года ситуация осталась без изменений — остаются закрытыми 5 заведений, что на 10 меньше, чем в августе. Поэтому есть надежда, что, возможно, в 2023 году их станет больше.