Прогноз: что ритейлерам ждать от украинской экономике в 2023 году — Ukraine Economic Outlook
RAU в партнерстве с аналитической компанией NielsenIQ и компанией Ukraine Economic Outlook представили спецпроект: исследование «Основные тренды ритейла 2022». Где, в частности, были даны прогнозы состояния украинской экономики в следующем году от ведущих специалистов-экономистов.
На закритой сессии членов и партнеров Ассоциации ритейлеров Украины RAU Special Event «Экономический фронт ритейла: работа под постоянными вызовами» руководитель отдела аналитики Ассоциации ритейлеров Украины Яна Ермакова, а также директор отдела аналитики компании NielsenIQ в Украине Михаил Гафуров вместе с глобальным руководителем по разработке и внедрению NielsenIQ Виталием Бриком представили масштабное исследование «Основные тренды ритейла 2022». В предыдущем материале на портале RAU были опубликованы тезисы этого исследования по ключевым трендам, которые проявились в украинском и зарубежном ритейле.
Эти данные показывают место и роль розничной торговли в экономике Украины и других стран. Вместе с тем, высокая инфляция, массовая эмиграция за границу, высокая безработица, снижение покупательного спроса, перебои со снабжением электричества и тепла уже привели к падению рентабельности работы торговых сетей. Это в условиях сильного регуляторного давления – установление наценки на социально значимые товары, сокращение сроков расчетов с поставщиками, постоянное повышение отпускных цен производителями – создает большую опасность для отрасли розничной торговли. Ритейлеры и профильные ассоциации призывают правительство и Верховную Раду Украины рассмотреть и принять нормативно-правовые акты, которые облегчат положение торговых сетей и помогут нормальному функционированию рынка.
Данная публикация посвящена прогнозам на 2023 год. В частности, управляющий партнер независимой группы исследования и прогнозирования Ukraine Economic Outlook, преподаватель макроэкономики бизнес-школы МИМ-Киев Михаил Кухар поделился своими оценками возможного падения ВВП, уровня доходов населения, покупательной способности и т.д.
Умеренно-оптимистический взгляд
Обычно, когда чиновники говорят о состоянии экономики, оперируют термином падения реального ВВП, который ожидается в этом году на уровне -33%. Но для ритейла эта цифра не столь важна, поскольку показывает изменение материальной базы производства в стране, а не cash-flow. Иными словами, можно продать меньше товара по большей цене и это будет считаться сокращением ВВП. Но эта цифра почти ничего не объясняет.
Однако если рассмотреть ВВП как cash-flow (в долларовом эквиваленте, чтобы очистить показатель от курсовых колебаний), мы увидим, что прошлый год стал рекордным – вся страна заработала $200 млрд. В военный 2022 год экономика обвалилась до среднегодового показателя в $150 млрд, то есть только на четверть. Если же взять результаты четвертого квартала этого года и привести их в годовой эквивалент, то получится все $155 млрд.
Даже по умеренно-пессимистическому сценарию, предусматривающему продолжение войны весь 2023 год, в следующем году ожидаем рост ВВП в долларовом эквиваленте почти на 10%, до $165-170 млрд.
Перспективы внутреннего спроса
Один из самых тяжелых ударов украинская экономика получила в результате миграции населения за границу. В настоящее время за пределами Украины находится около 7 млн человек, из которых около 5 млн человек получают дотации с родины. Соответственно, 2 млн уже нашли работу и живут с доходов, полученных в странах пребывания. Поэтому довольно странной выглядит цифра на Евростате о том, что уже 48% украинцев нашли работу в Европе, то есть каждый второй.
Для украинского ритейла 5 млн потребителей, выехавших за границу и тратящих там примерно $400-500 ежемесячно, означает потерю потенциального дохода в размере $2,5 млрд каждый месяц. Или $30 млрд в год. К счастью, сейчас население активно возвращается домой и эта цифра может быть в 2023 году поменьше.
Тот факт, что в настоящее время за границей находится 12% населения и это не работники, которые пересылали в Украину до войны около $14 млрд, а наоборот, люди, которые получают деньги из Украины, создаст давление на обменный курс в 2023 году.
По данным Минэкономики, номинальная выручка предприятий торговли в 2022 году выросла в гривнах на 12%, что в долларовом эквиваленте уже на 20% меньше, чем в прошлом. Это явилось результатом девальвации национальной валюты.
Рост цен
Инфляция или индекс розничных цен (CPI) и оптовые отпускные цены производителей (PPI) имеют отдельную динамику. С помощью достаточно сложной формулы, где учитывают изменения цен производителей (преимущественное влияние здесь оказывают мировые цены на биржевые товары), получают дефлятор ВВП (отношение номинального ВВП к реальному), показывающий настоящий уровень инфляции в стране. В этом году дефлятор ВВП составил около 35%.
На следующий год существует неопределенность уровня инфляции. По первому сценарию увеличение цен достигнет максимума в конце этого года и начале следующего. В течение 2023 года этот показатель будет постепенно спадать до уровня 18% в четвертом квартале. Прежде всего, потому, что цены на биржевые товары, особенно на энергоносители, будут идти вниз. Напомним, мировые цены на биржевые товары взлетели еще в 2021 году (что собственно и повлекло за собой увеличение ВВП до $200 млрд). Соответственно, Украина потеряла только год и сейчас по уровню жизни находится в 2020-м. Мало какая страна во время аналогичных экономических потрясений теряла менее 10 лет своего развития. Соответственно, реальная инфляция прогнозируется на уровне 23% за год.
По второму сценарию свою роль играют такие важные факторы как повышение тарифов на услуги ЖКХ и увеличение минимальной зарплаты до 6700 грн. Как известно, тарифы искусственно сдерживаются властью и впоследствии будут повышены. А размер минимальной зарплаты в 6700 уже действует с 1 октября 2022 года. Все это по-другому повлияет на совокупный потребительский спрос: выторги ритейла возрастут, но потребительская инфляция будет на уровне 23,7% (а не 18%). Дефлятор ВВП, соответственно, прогнозируется на уровне почти 25%.
Зарплаты стоят на месте
Как показывает экономический опыт, размер оплаты труда, как правило, не уменьшается даже в кризисные периоды. Однако при сохранении номинального размера зарплаты уменьшается ее фактическая покупательная способность. В основном, за счет инфляции и девальвации.
В текущем году средняя зарплата фактически не изменилась, номинальный рост находится на уровне статистической погрешности (+3%). Однако в долларовом эквиваленте заметно существенное снижение сразу на 20% (с $521 до $363). Если же брать соотношение к декабрю прошлого года, то это падение еще больше – около 33%.
На следующий год, учитывая, что война продлится весь год, прогнозируется 10% девальвация гривны и, соответственно: при сохранении номинальных зарплат, упадет их покупательная способность как в гривневом, так и в долларовом эквиваленте. Но в конце следующего года ожидается заметный рост зарплат, в том числе за счет того, что в некоторых регионах уже ощущается нехватка рабочей силы.
Курс валют: возможные варианты
Учитывая, что наличными в Украине продается только 10% иностранной валюты, а 90% – на бирже, прогнозы какого-то «настоящего» курса черного рынка выглядят довольно мифическими. В самом деле, данные платежного баланса Украины неутешительны и экспортеры могут быть недовольны фиксированным курсом НБУ на уровне 36,57 грн/$. Однако, если и в 2023 году, как летом 2022-го, Нацбанку придется реагировать, чтобы улучшить состояние экспортеров, возможен вариант перехода к плавающему обменному курсу. Тогда на конец 2023 года обменный курс может дойти до отметки в 41,07 грн/$. В противном случае для удержания фиксированного курса на нынешнем уровне придется также интенсивно проводить интервенции иностранной валюты, сжигая резервы.
Пожелания покупателей на новый год
Сами же украинцы, далекие от аналитических расчетов, согласно данным опроса почти 7000 потребителей, проведенного компанией Uployal, рассчитывают на инфляцию в диапазоне 11-20%. Об этом заявили 29% респондентов.
Бизнес более пессимистично оценивает ситуацию: 72% ритейлеров в совместном исследовании RAU и NielsenIQ считают, что цены вырастут на 21-30%.
При этом для 56% потребителей важны не столько цены, сколько вообще сам факт работы магазина, пусть даже и без света. Для пятой части потребителей это самое главное. Также 67% украинцев хотят, чтобы сети больше проводили акционные продажи товаров и здесь они показывают неслыханное единодушие, потому что так же 67% сделали это своим первым выбором.
Читайте также –