Прощай, немытая россия: как международные ритейлеры ускоряют выход из рф

Прощай, немытая россия: как международные ритейлеры ускоряют выход из рф

09.11.2022 09:00
  909
Микола Маранчак

Кто из мировых ритейлеров покинул россию с начала осени, кто занимант их площади, и с какими проблемами сталкиваются те, кто прощающиеся со «страной рабов и господ» постепенно.

RAU продолжает следить за ситуацией по выходу международных брендов из российской федерации. За последние месяцы редакция подготовила ряд тематических статей, которые помогают разобраться в теме, типа карты ритейла, который все еще работает на территории страны-агрессора, и в то же время — в Украине, обзоры позиций международных ритейлеров по войне в Украине, отказов сетей от российской прописки и совладельцев и других. Происходящие с выходом компаний с российского рынка осенью 2022 года и каким образом продолжается большой выход сегодня.

Дождались проблем

Только за последние два месяца о своем полном выходе с российского рынка объявили Inditex, Lego, Triumph, KFC, Mothercare, Uniqlo, Gap и некоторые другие компании. Однако уже сейчас, из-за долгих колебаний, ритейлеры сталкиваются с проблемами, обошедшими тех, кто вышел из варварской страны-террориста вовремя. Торговые центры мешают fashion-брендам вывозить или распродавать товар из магазинов и требуют за это деньги.

«За последние пару недель ситуация несколько стала напряженной, поскольку еще больше брендов ускорило выход из россии и, соответственно, все процедуры, связанные с закрытием юрлиц, магазинов и прочее. Некоторые владельцы считают, что им должны за работы, в которые они инвестировали немалые средства на этапе открытия того или иного международного бренда. Поэтому арендодатели не позволяют арендаторам открываться и ликвидировать товары в конкретном магазине. Они предпочитают, чтобы те сначала заплатили, а потом уже распродавали запасы и закрывали точку», — прокомментировала ситуацию между зарубежными компаниями, закрывающими свой бизнес в россии, и владельцами коммерческих помещений глава ритейл-департамента Сore.xp Марина Малахатько.

Чтобы обойти подобные проблемы, японский бренд Uniqlo перед выходом из россии продал свою продукцию непосредственно местному маркетплейсу Lamoda. Сейчас по тому же пути пытаются пойти Inditex и Decathlon, а чуть раньше так поступили поставщики IKEA и Levi’s, что подтверждают в пресс-службе российского маркетплейса.

Однако часть мировых ритейлеров все еще пытается уйти с российского рынка с наименьшими потерями, из-за чего сталкивается с проблемой комплексных продаж всего бизнеса. Владельцу франшиз Mothercare и Starbucks, — кувейтской компании Alshaya Group, — удалось летом продать сеть кофеен, уже работающих в россии под вывеской Stars Coffee, однако потенциальное соглашение по Mothercare зависло еще с июля. Переговоры о продаже прав аренды магазинов и товарного стока ритейлера еще с лета велись с местным дистрибьютором fashion-рынка Джамилько, однако ситуация до сих пор не решена. Магазины британского бренда детских товаров в россии не работают, но и полностью уйти из рынка компании не удается, что, очевидно, приводит к убыткам, а, вероятно, и к снижению стоимости бизнеса. В отличие от международной группы Alshaya, которая заинтересована в том, чтобы не попасть под санкции, россиянам некуда спешить.

Обули и точка

После того, как Marks & Spencer отозвал права на использование бренда у турецкого холдинга Fiba Retail, развивавшего сеть на российском рынке, компания начала поиск аналогичного бренда, но с турецкой продукцией. Главное – сохранить общую направленность привычных российским потребителям магазинов. Такая же участь ожидает американский Gap, за которым в россии тоже стоит Fiba Retail. Весной бренд сообщил о прекращении новых поставок, а на днях заявил, что полностью сворачивает развитие магазинов в россии.

У Fiba Retail есть с кого брать пример. Турецкий товар вместо международных марок уже обеспечил холдинг FLO Retailing, который на месте бывших магазинов Reebok запускает точки со спортивной обувью Sneaker Box, а некоторые магазины Levi’s заменяет ранее неизвестным брендом JNS. После того, как в мае FLO Retailing выкупил российский бизнес Reebok, ему досталось 100 торговых точек сети, а также разрешение выпускать продукцию под брендом Reebok на фабриках в Турции. По соглашению вывески в магазинах изменились, как и технология изготовления обуви, которую американцы никому не передают, однако для российского потребителя остается знакомая лейба, пусть и на обуви неизвестного качества.

Однако не всем повезло с турецкими аналогами. Большинство ритейлеров ожидает локальное импортозамещение, в том числе, в ресторанной сфере. Так, российскую сеть ресторанов KFC продали местному франчайзи, ранее руководившему 41 заведением. Новые рестораны получат название Rostic’s и, по крайней мере, похожее по внешним признакам, меню. Однако о соответствии международным стандартам, соблюдаемым KFC, речь явно не идет. По такой же модели уже продали рестораны Pizza Hut, а на месте косметических магазинов Lush появятся только что созданный в россии бренд Relish, продукцию которого планируют производить в Московской области.

После выхода летом датского производителя конструкторов Lego, в октябре стало известно, что его место займет Мир кубиков. «Новая сеть будет состоять из 60 магазинов в более чем 20 городах. Другие площадки обновятся до конца октября», — говорится в сообщении. После того, как Минпромторг рф добавил Lego в список для параллельного импорта товаров, в магазинах можно ожидать «серые» наборы Lego, а также товары китайских и местных производителей.

Уже сейчас ежемесячно объемы такого параллельного импорта в россии растут на 12% и превышают отметку в $12,5 млрд, сообщают в Федеральной таможенной службе россии. Без согласия правообладателей в рф ввозят не только игрушки или одежду, но и электронику, товары для повседневного использования и парфюмерию. Правда, ассортимент такой продукции мизерный, ведь третьи страны нелегально делятся только излишками товаров с россией. Это имеет свои последствия. К примеру, гаджет, запрограммированный работать в другом регионе мира, в Москве может давать сбои, у него могут быть другие разъемы для зарядки или сим-карты.

«Мы стараемся отсекать такие моменты на этапе размещения заказа. К примеру, печатная техника: для других стран есть принтеры, к которым картриджи для российского рынка не подходят. Конечно, мы такие модели отсекаем. Наверное, есть случаи, когда кто-то завозит, ошибается, не разобравшись в технических характеристиках», — говорит руководитель департамента продуктового менеджмента группы компаний Xcom Дмитрий Петров.

Лучше поздно, чем никогда

Некоторые крупные ритейлеры еще на долгое время могут застрять на этапе выхода из россии. Главная причина – поиск покупателей, готовых заплатить приемлемую цену. При имеющихся 502 магазинах в россии, испанская группа Inditex закрыла лишь 50 точек, остальные — еще с марта приостановили работы. Магазины Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka и Stradivarius могут перейти франчайзи из стран Юго-Восточной Азии или Персидского залива по сценарию, который в июле реализовал польский ритейлер LPP (бренды Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay), однако это требует времени. По словам руководителя департамента торговой недвижимости Commonwealth Partnership Ольги Антоновой, полностью с российского рынка уйдут Massimo Dutti, Oysho и Zara Home, а остальные бренды откроются под другими названиями, однако не раньше весны 2023 года.

Долгий выход ритейлеров из россии связывают также с высокими операционными затратами. Шведская сеть магазинов H&M, которая еще в июле объявила об окончательном выходе из россии, оценила связанные с этим расходы в $184 млн. Магазины H&M в россии не работают с марта, но процесс свертывания местного бизнеса из 150 торговых точек до сих пор продолжается. Как считают эксперты, процесс смены арендаторов торговых точек H&M в россии может занять целый год. Локации H&M занимают преимущественно российские бренды Melon Fashion Group, развивающей сети одежды Zarina, Befree, Love Republic и Sela.

Однако не все бренды соглашаются на потери. Компания Samsung решила прекратить поставки своей техники в россию еще весной, однако никаких шагов по выходу с рынка до сих пор не делает. Более того, иногда в СМИ появляются сообщения о намерениях корейцев возобновить поставки в рф уже к концу года. В подобной нерешительности тех, кто боится потерять часть дивидендов, пусть и заработанных на крови, еще немало, в том числе, западных компаний. 8 ноября МИД Украины опубликовал в Twitter список международных брендов из Северной Америки и стран Европы, которые все еще остались в россии и платят налоги. Насчитали не менее 50 компаний.

Однако динамика выхода ритейла с российского рынка по сравнению с весной остается положительной. За сезон к полному выходу из россии присоединяются десятки брендов, в том числе крупных и заметных, как это было лишь за последние две-три недели с Mercedes-Benz, Jägermeister, Huawei, Ford, Disney, Infinity, Bridgestone, Nokian Tyres и других компаниями. Таким образом, до весны в россии останутся только самые циничные бренды, для которых прибыль превыше всего.

Читайте также

Провал операции: что дал бойкот сетей Auchan, Leroy Merlin и Decathlon в Польше

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка