Тарас Панасенко, сеть Аврора: Сейчас активно готовимся к выходу на рынок одной из стран Восточной Европы
Генеральный директор сети мультимаркетов Аврора о потерях от действий российских террористов, работе в первые дни полномасштабного вторжения, открытии новых магазинов, формировании ассортимента, изменении цепочек поставок, планах на развитие и многом другом.
Читайте українською
Торговая сеть Аврора – лидер в сегменте магазинов формата dollar store в Украине. Сеть компании, основанной в Полтаве в 2011 году Львом Жиденко, Тарасом Панасенко и Лесей Клименко, сейчас насчитывает более 700 фирменных магазинов. Главный офис компании находится в Полтаве, а общий штат сотрудников ритейлера превышает 6000 человек. Как компания встретила начало открытого вторжения россии в Украину, с какими трудностями сталкивалась, как их преодолевала, и что в планах на будущее в интервью RAU рассказал генеральный директор компании Тарас Панасенко.
– Что происходило в вашей компании в первые дни? Работали ли над подготовкой плана действий в случае потенциального вторжения?
– Ориентировочно за месяц до начала полномасштабного вторжения мы создали «штаб безопасности» на уровне топ-менеджеров, на котором прорабатывались возможные сценарии событий и наши действия. Это придавало покоя. Из основного: мы значительно активизировали достройку склада и офиса в Виннице, создали сценарии по работе с командой и начали делать встречи в зум со всеми сотрудниками компании, где объясняли то, что мы анализировали и понимали сами.
24 февраля, в то шокирующее утро, от наших планов осталось, наверное, процентов 20. Мы перешли в режим анализа и реактивного реагирования. Что поразило? Большинство сотрудников 24 февраля вышли на работу.
Также приятным сюрпризом стало то, что остались интернет и связь. Мы опасались, что их не станет. Наивысшей оценки заслуживает наша команда. Ни один топ-менеджер «не выпал». Сохранялась полная управляемость. Мы минимум два раза в день проводили встречи штаба, на которых оценивали ситуацию и координировали дальнейшие действия.
Труднее всего было с логистикой. Мы отменили комплектование и доставку товара в магазины на несколько дней. Восстанавливать логистику было очень тяжело.
И, конечно, – внимание людям. Кто хотел эвакуироваться из регионов боевых действий или регионов оккупации – для них HR работала в режиме штаба 24/7. У нас в офисе временно жили наши люди, которые эвакуировались, этому способствовало отлично обустроенное бомбоубежище.
С первого дня войны мы сказали себе, что должны и будем работать для миллионов семей наших клиентов, поддерживая их необходимыми товарами и не повышая цены. Другой важной целью было обеспечить работу нашим сотрудникам. Оставить семьи сотрудников без дохода мы не имели права.
— Какие изменения претерпел бизнес за более семи месяцев войны? Что пришлось кардинально сменить или выстраивать с нуля?
— Сейчас можно сказать, что команда Авроры с болью в сердце, но полноценно адаптировалась к новой реальности. И вообще мы стали супер-адаптивными. Мы лучше научились соотносить страх и риски по статистике. Пропускать поток информации через критическое мышление, делая более адекватные выводы.
За семь месяцев наибольшие изменения претерпели процессы логистики. В апреле мы запустили новый распределительный центр, который до войны был на завершающей стадии строительства. Цепь поставок из Китая нужно было полностью перестраивать, и команда это сделала уже в апреле.
Для того чтобы сотрудники были в одном информационном поле, нам удалось в магазинах внедрить систему LMS. Ее в первую очередь мы используем для системного и своевременного обучения сотрудников.
— Все ли магазины удалось уберечь в условиях обстрелов или какие-то объекты потеряны?
– К сожалению, часть магазинов была разрушена или сильно повреждена. Магазины, расположенные на оккупированных территориях, были закрыты. Верим в ВСУ и то, что это временно.
Например, Балаклею мы уже восстановили. На очереди Изюм.
– Сколько в общей сложности магазинов уже вернулось к работе? Что изменилось в их труде?
– До начала полномасштабного вторжения российских оккупантов работало 24 магазина Авроры в Донецкой области. Дальше часть из них была разрушена, другую часть пришлось закрыть. Остался один работающий магазин в городе Белозерское.
По состоянию на сегодняшний день в сети работает более 700 собственных магазинов (в довоенный период — более 830), некоторые магазины (находящиеся на временно оккупированных территориях), мы по объективным причинам пока не используем, однако в течение 8 месяцев войны сеть открыла около 50 новых магазинов, как в относительно «безопасных» областях государства, так и в регионах, граничащих с местами проведения боевых действий.
Открытие магазинов в таких регионах основывается в первую очередь не на экономической целесообразности, а наших социальных обязательствах по обеспечению граждан товарами первой необходимости и базовыми продуктами.
Недавно мы открылись в городе Родинское Донецкой области. Я очень рад, что так много людей посетило наш магазин на открытие. И эта история точно не о деньгах, потому что любой риск-аналитик скажет «очень еще рано» и «слишком рисковый шаг». Это открытие о том, во что мы в Аврора верим, и для чего мы существуем.
– Насколько изменился уровень продаж в сегменте из-за войны? На какие категории спрос упал, на какие – вырос?
— Сеть магазинов Аврора работает в формате Dollar store, с начала войны мы поставили правило держать низкие цены и максимально обеспечивать наше население актуальным и нужным товаром.
В первый период после начала полномасштабного вторжения государством было вынуждено внедрено ограничение на импорт товаров («критический импорт»), не все товары нашей сети попадали в этот перечень и соответственно временно исчезли из наших магазинов (сейчас ситуация исправилась).
С отменой ограничений критического импорта и возвращением людей из-за границы мы видим постепенную стабилизацию в продажах, но последние события с энергообеспечением сильно влияют как на покупателей, так и на ритейл в целом. Соответственно, мы видим огромный спрос на товары первой необходимости: пауэрбанки, свечи, фонари, батарейки и согревающие товары (носки, термоодежда, обогреватели). Мы стараемся всегда предлагать актуальные позиции в наших магазинах, поэтому обновление товара в торговых точках происходит почти каждые два дня.
Учитывая, что ассортимент каждого нашего магазина составляет до 7000 SKU, мы уделяем постоянное внимание, чтобы наши покупатели не сталкивались с дефицитом востребованных позиций и получали необходимое и обязательно что-то для души
– Есть ли у вас проблемы с поставкой товаров и какие именно? Как договариваетесь с поставщиками?
— Как уже отмечалось, в феврале-марте были определенные трудности с импортными операциями (с которыми столкнулись все компании), однако сейчас нами наработаны более устойчивые альтернативные варианты доставки товаров.
Относительно внутриукраинских поставщиков – надо сказать отдельное «спасибо» нашим партнерам, которые, несмотря на объективные трудности и опасности, общую тревожность, придерживались своих обязательств по договорам, не отказались от поставок. Наша компания со своей стороны в полном объеме и вовремя рассчитывалась и рассчитывается с нашими поставщиками.
Конечно, мы учли опыт критических ситуаций и выстраиваем сеть поставщиков так, чтобы на каждую товарную позицию было несколько альтернативных поставщиков, и в случае объективных проблем у одного из них другой мог компенсировать недостаток позиции.
Для улучшения взаимодействия и поиска новых поставщиков и производителей упростили и оптимизировали наши процессы:
- уменьшили срок подписания договора до одного дня;
- расширили доставку товаров от производителей и поставщиков;
- создали отдельный комитет по поиску дефицитных товаров;
- упростили критерии и условия для начала работы;
- сейчас активно реализуем проект по развитию локальных поставщиков.
Но преимущественно все указанные механизмы отрабатывались нами и до полномасштабного вторжения, а 24 февраля послужило бустером реализовать эти наработки в сжатые сроки.
— Вычисляли ли уже финансовые убытки сети в результате войны?
— Юристы и финансисты этим занимаются, фиксируют ущерб, привлекаемый в уголовное производство против оккупантов. Но в целом, мы не концентрируемся на финансовом ущербе (по нашему мнению это не конструктивно), а выстраиваем стратегию развития и «бизнес-контрнаступления» с учетом существующих реалий.
— Планируете ли еще открытия до конца текущего года?
– Некоторые категории товаров Авроры фактически стали «товарами первой необходимости», особенно на деоккупированных территориях и для внутренне перемещенных лиц. Поэтому да, мы стараемся наращивать обороты по открытиям. До конца года еще откроем около 30 магазинов.
Бизнес – это хребет экономики государства, а соответственно и хребет экономики ВСУ. Считаю, что даже во время боевых действий нужно искать варианты развития, а не ждать чего-нибудь. Мы намерены продолжать развитие сети и в 2022-м, и в будущем.
Поэтому мы возобновили поиск новых помещений по всей Украине, каждый может лично предложить нам локацию по данной ссылке https://corporate.avrora.ua/for-partners/ и стать нашим партнером.
– Какие стратегические цели сейчас стоят перед Аврора?
— Учитывая ситуацию на рынке, сложно что-то прогнозировать, но вместе с партнерами Horizon Capital ставим целью быть ближе к нашим клиентам, поддерживать население низкими ценами, широким ассортиментом, прорабатывать новые товарные позиции и открывать магазины не только по всей Украине. Сейчас активно готовимся к выходу на рынок в одной из стран Восточной Европы.
Читайте также —
История Аврора: как ритейлер построил крупнейшую украинскую сеть магазинов формата “dollar store”