Just Out: почему почтовый оператор от владельцев Сільпо ушел с рынка
Пять лет назад оператор Justin, входивший в Fozzy Group, выходил на рынок с амбициозными планами потеснить Нова пошта и открыться во всех маркетах Сільпо и Фора. Но уже в 2022 году фактически приостановил деятельность, закрыв все отделения. Forbes изучил причины неудачи компании. RAU публикует сокращенную версию материала.
Читайте українською
Justin выходил на рынок в 2017 году. К тому времени уже шла острая конкуренция между лидером рынка Нова пошта, Укрпошта и Meest Express. Новый игрок должен выйти с сильным конкурентным преимуществом, чтобы удержаться и захватить часть клиентов.
Justin решил занять нишу «Забирайте посылки по дороге домой»: вечером клиент заходил в супермаркет за продуктами и одновременно мог забрать посылку, которую накануне заказал в интернет-магазине.
Да и то, что Fozzy Group с ее брендами Сільпо, Фора, Thrash! Траш! и т.д.: вторая по размеру торговая сеть Украины позволяло надеяться на скорое открытие отделений во многих локациях и синергию с другими подразделениями группы. Однако этого не произошло: Justin не удалось получить все желаемые локации в сети Сільпо. А цены на аренду в существующих местах были высоки, рассказал на условиях анонимности один из топов логистического рынка, которому известно о ситуации вокруг Justin. В конце концов, из примерно 540 отделений только около 220 размещались в торговых точках Fozzy Group. Также не удалось объединить логистику Сільпо и Justin.
Эти факты, высокая конкуренция, нехватка персонала, неудовлетворительные финансовые показатели значительно усложнили положение Justin. Последней каплей стало открытое вторжение россии 24 февраля этого года. Рынок интернет-торговли обвалился, количество заказов и доставок снизилось до нуля. Это стало приговором Justin: компания фактически перестала существовать. Она только выдает посылки, которые клиенты должны были получить до закрытия отделений. Их можно получить в супермаркетах Сільпо или через других почтовых операторов. Также Justin помогает обрабатывать гуманитарные грузы на трех распределительных центрах в Киеве, Днепре и Львове.
Как все начиналось
По данным YouControl, 51% компании принадлежит совладельцу Fozzy Group Владимиру Костельману. Другой совладелец Юрий Авдыш отметил, что он являлся миноритарным владельцем.
В начале своего пути Justin развивался довольно быстро и все выглядело вполне оптимистично. Чтобы найти клиентов, Justin начал активно сотрудничать с интернет-магазинами. Компания начала открывать кобрендинговые отделения с интернет-порталами, например из Rozetka, Lamoda.
Justin пытался привлечь новых клиентов быстрой доставкой. К примеру, из интернет-магазина Parfums заказы в некоторые отделения приезжали четыре раза в день. По стандартам компании они могли это делать на следующий день.
Крупнейший украинский необанк monobank достиг своей популярности, в том числе, благодаря сотрудничеству с сервисом доставки посылок Justin. Чтобы получить карту, украинцам больше не нужно было стоять в очередях в отделениях банков. Передал информацию в приложении monobank – и отправляйся в отделение Justin, где карточку получали за одну-две минуты. Justin выдал 970 000 карт mono, что составляет 21% от всех физически изданных карт.
Компания держала тарифы чуть ниже тарифов Нова пошта. К примеру, зимой 2021/22 годов стоимость отправки посылки 0,5 кг у Justin составляла 33 грн. Дешевле было только у Укрпошта (30 грн). Meest просил за это 35 грн, а Нова пошта – 45 грн.
В конце концов, ежемесячные объемы пересылки отправлений начали достигать 1 млн пакетов, говорит Юрий Авдыш. На пике своего развития Justin выдавал посылки примерно через 500 отделений. В 2020 году выручка компании составила более 133,5 млн грн.
Победа конкурентов
Но оказалось, что украинцам все равно было ближе и удобнее забирать посылки из Нова пошта. Сеть торговых точек Fozzy Group (585) была примерно в 35 раз меньше, чем сеть отделений и почтаматов Нова пошта (на 28 июля 20 361 отделение и почтомат).
Итак, провалилась базовая гипотеза бизнес-модели Justin о том, что потребителям будет удобно забирать посылки после шопинга в супермаркете.
В Fozzy Group еще не решили, что делать с почти закрытым активом. «Чтобы конкурировать с Нова пошта, нужно «заряжаться» на длительную борьбу в течение 10-15 лет и вкладывать в свое промо столько же, сколько и она – по меньшей мере 100 млн грн ежегодно», — считает Олег Каленский из 3e Consultants.
Читайте также –
Не взлетевшая ракета: сервис Rocket закрылся, задолжав ресторанам миллионы