Сергей Кравченко, Нова пошта: Показатели e-commerce достигли 90% от довоенных
Украинский e-commerce возобновляется после сильного падения весной 2022 года. Вопреки войне, украинцы продолжают покупать онлайн. Даже из-за границы.
Вторжение россии в Украину почти полностью остановило интернет-торговлю в Украине после 24 февраля 2022-го. Падение спроса и доходов заставили интернет-магазины искать новые ниши, аудитории и рынки. Однако украинский e-commerce показал свою стойкость и выносливость. Бизнес быстро адаптировался к условиям военного положения и начал восстанавливаться. В колонке для Liga.net руководитель отдела маркетинговых исследований Нова пошта Сергей Кравченко рассказал, что происходит с электронной коммерцией в Украине и что важно учитывать, чтобы и дальше демонстрировать рост. RAU делится данными эксперта.
Полномасштабное вторжение россии обвалило украинский e-commerce в марте 2022-го более чем в три раза. Объемы отправлений e-com ритейлеров в первые две недели после 24 февраля снизились до 5% довоенных. Но почти так же быстро украинский e-commerce начал свое обновление. Уже в мае объемы начали приближаться к 80%, а в июне-июле составили 90% по сравнению с довоенными показателями.
По итогам августа можно осторожно говорить о том, что статистика продаж в онлайне начала приближаться к показателям прошлого года. Вместо ежегодного ожидаемого роста на 15-20% наблюдаем отсутствие проседания и выход на показатели прошлого года.
Что покупают украинцы онлайн
Пока наблюдаем рост онлайн продаж на 1-2% еженедельно: с июля темпы роста постепенно замедлились. Причина – достижение определенного предела обновления e-commerce и потребления населения. Дальнейший же рост осложняется из-за обеднения граждан, инфляции (в августе 2022 года по данным Национального банка Украины ускорившейся до 23,8% с начала года), оккупации россиянами украинских территорий.
Сразу после вторжения заметно вырос спрос на портативные аккумуляторы. Это ожидаемый тренд: многие находились довольно долго в пути, перемещаясь в более безопасные регионы, кто-то имел ограниченный доступ к источникам питания, многие повербанки нуждались в наших воинах.
Пока рейтинг категорий товаров, которые чаще всего покупают украинцы, стабилен. По-прежнему в пятерку самых популярных попадают:
- одежда и обувь,
- товары для дома,
- техника и электроника,
- товары для красоты и здоровья,
- инструменты и автотовары.
Но продажи товаров в этих категориях возобновились лишь до 70-85%, сравнивая с первой половиной 2021 года. Зато украинцы начали чаще, чем раньше покупать онлайн:
- зоотовары,
- товары для дачи и сада,
- товары для туризма,
- спорттовары.
Эти категории превзошли показатели в прошлом году на 10-25%.
Как изменился портрет онлайн-покупателей во время войны
По данным Верховного комиссара по вопросам беженцев ООН, за границу выехало более 9 млн человек, часть осталась на временно оккупированных территориях. Но, по данным Нова пошта, количество украинцев, совершающих покупки в украинских интернет-магазинах, снизилось в среднем всего на 1,5 млн.
Во-первых, значительная часть людей, уехавших за пределы Украины, остаются клиентами украинского e-commerce и продолжают делать покупки в украинских онлайн-магазинах для своих родственников, друзей, оставшихся в Украине. Во-вторых, те, кто раньше не покупал онлайн, начали это делать. А также те, кто изредка покупал что-либо в интернете, начал делать это гораздо чаще.
Также следует учитывать две тенденции в поведении онлайн-покупателей:
1. Возврат высоких требований к сервису во время онлайн-покупки и доставки. В марте-апреле покупатели, понимая, что всем сейчас непросто, значительно снизили свои требования к продавцам. Они прощали отсутствие товара, замену его на аналогичное, опоздание отправления. Пока таких заниженных ожиданий уже нет. Особенно когда речь идет о работе магазинов в Киеве, западных и центральных регионах Украины.
Клиенты готовы простить задержки или отсутствие товара харьковскому или запорожскому магазину, но требуют безупречного сервиса, когда речь идет о столице и относительно «спокойных» городах.
2. Поддержка украинского производителя. Как по внутренним, так и внешним исследованиям мы замечаем рост спроса именно на украинские бренды, особенно те, которые поддерживают украинских защитников или волонтерскую деятельность.
Например, среди тех, кто начал выбирать новые бренда, – 39% сделали это из-за желания поддержать украинского производителя. А если говорить о главных факторах, по которым потребители выбирают бренды в целом, то среди трех основных факторов будут следующие: бренд поддерживает ВСУ (44%), бренд не ведет бизнес в россии (21%), поддерживает волонтерскую деятельность (21%).
Осторожные прогнозы до конца 2022 года
1. Е-commerce и дальше будет постепенно расти, но медленными темпами.
В ближайшие недели продолжится незначительный рост в пределах 1-2% от недели до недели. В первую очередь, благодаря тому, что покупатели в связи с изменением сезонов, будут делать чаще онлайн-заказ. Похолодание, учебный год – эти факторы исторически всегда прибавляют несколько процентов к росту по отношению к летним месяцам.
Возвращение украинцев из-за границы не сильно повлияет на рост онлайн-продаж: примерно 3 млн украинцев уже вернулись на родину.
2. Как и в предыдущие годы, ожидается прирост онлайн-продаж в «высокий сезон» перед новогодними праздниками: с середины ноября до конца года.
В предыдущие годы в этот период объемы отправлений росли примерно на 50-60% по сравнению с летними месяцами. В этом году ситуация более сложная, но по прогнозам рост все-таки будет на уровне 35-40%.
Читайте также
Выжить любой ценой: как Нова пошта изменилась за полгода войны