Протрезвели: как война изменила вкусы украинцев и рынок спиртных напитков

Протрезвели: как война изменила вкусы украинцев и рынок спиртных напитков

09.09.2022 08:15
  1319
Костянтин Симоненко

Война повлияла на потребительские привычки и характер потребления напитков, а массовая миграция населения и экономический кризис усилили структурные изменения в производстве алкоголя.

Читайте українською

Как сообщает издание Економічна правда, в 2022 году продажи спиртных напитков обвалились как минимум на треть, а в некоторых категориях – на 67%. Летом отрасль начала восстанавливаться, однако на этом пути много преград. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этой публикации.

Сколько пьют

Употребление алкоголя в течение календарного года нелинейное. По словам руководительницы направления по управлению категориями товаров длительного срока хранения Metro Cash&Carry Ukraine Анны Малько, зимой растет доля крепкого алкоголя, летом становятся популярными слабоалкогольные напитки, вино и пиво. По ее данным, в 2021 году доля алкоголя в общих продажах сети составила 15%, сейчас на него приходится 14%. То есть, основное соотношение осталось почти неизменным.

Однако важным трендом в настоящее время является то, что доля продаж напитков украинского производства растет, а импортного падает.

По данным исследовательской компании Pro-Consulting в 2021 году наибольшую долю продаж в денежном выражении составляли ликероводочные изделия – 35% от общих продаж. Второе и третье места с одинаковым результатом по 19% заняли пиво и вино.

Однако война изменила в 2022 году объемы потребления и производства алкогольных напитков, что сразу привело к падению продаж во всех категориях. По данным Pro-Consulting, в январе-июне 2022 года украинцы купили пива на 6,8 млрд. грн., что на 34% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Продажи водки упали на 53%, вина – на 58%, коньяка – на 66%. Больше всего потеряли игристые вина – минус 67%.

Причины падения

Аналитики, производители и ритейлеры объясняют спад продаж несколькими причинами. Прежде всего, нужно помнить, что с конца февраля по начало апреля продажа алкоголя была запрещена. В настоящее время действуют временные ограничения на продажу алкоголя, что тоже приводит к снижению продаж. По словам Анны Малько, большое количество людей может приезжать в магазины только после работы. Клиенты, для которых алкоголь не является основной целью приезда, его не покупают. Из-за этого уменьшилось количество спонтанных приобретений алкоголя.

Во-вторых, из-за боевых действий многие производства остановились. К примеру, компания ABInBev Efes Украина еще не возобновила работу своих пивоварен. Все заводы корпорации расположены в приближенных к линии фронта городах – Чернигове, Харькове и Николаеве. В Pro-Consulting констатируют, что из-за войны работы приостановили преимущественно предприятия, расположенные на востоке и юге Украины, частично – в центральных областях. Большую часть товара продавали из запасов января или 2021 года.

В-третьих, изменилось и экономическое поведение украинцев, теперь пытающихся покупать более дешевый товар. Вдобавок логистические проблемы повлекли за собой сложности с формированием необходимых запасов и ассортимента.

Где наименьшие потери

Все вышеперечисленные факторы повлияли на каждую категорию алкоголя. Однако меньше всего пострадали продажи пива. «Во-первых, на пиво вводились более слабые ограничения. Во-вторых, пиво – сезонный напиток, поэтому в марте-апреле объемы его продаж были небольшими», – рассказывает аналитик исследовательской компании Pro-Consulting Евгений Бондаренко.

Компания Carlsberg Ukraine оценивает проседание рынка в марте-апреле в 50% в потреблении и 68% – в производстве. С мая рынок начал постепенно восстанавливаться. По оценке профильной ассоциации Укрпиво, за семь месяцев 2022 года производство пива в Украине по сравнению с аналогичным периодом 2021 года сократилось на 32%. Причиной падения производства пива стала остановка заводов крупнейших производителей в феврале-марте.

Чего ждать

В Pro-Consulting называют 2021 год высокоприбыльным для алкогольной индустрии. Сейчас на рынке падают и потребление, и производство. Эта тенденция сохранится в 2023 году, говорят производители, и оценивают, в частности, что осенью потребление пива будет на 30% меньше, чем в это же время в 2021 году.

Летом индустрия начала восстанавливаться благодаря локализации боевых действий и упразднению запрета на продажу алкоголя, говорят в Pro-Consulting. Уровень продаж и производства будет зависеть от хода военных действий и экономической ситуации. На возвращение к показателям потребления 2021 года в регионах, где активные боевые действия закончились в конце марта, потребуется около двух лет.

Ритейлеры тоже не ожидают быстрого восстановления рынка, поскольку алкоголь не является товаром первой необходимости, это одна из категорий, от которой люди начинают отказываться ради экономии денег. «При ухудшении экономической ситуации и уменьшении доходов граждан следует ожидать уменьшения продаж и перераспределения продаж внутри категории в сторону более дешевых напитков», — предупреждают в Metro Cash&Carry Ukraine.

Читайте также —

Выручка киевских баров после разрешения на продажу алкоголя к 22:00 выросла на 58%


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка