Учебная экипировка: как проходит нынешний сезон Back to school
Война наполовину обрушила спрос на школьные товары в целом, но создала запрос на украинскую продукцию и символику. Всплески закупок коррелируются с выплатами военным, а сезон активных продаж сместился к началу сентября. И это лишь некоторые из тенденций.
В преддверии начала нового учебного года – первого в условиях войны — RAU опросила ритейлеров, задействованных в продаже товаров категории BTS, чтобы понять, как изменился спрос на технику, гаджеты, канцтовары, одежду, книги накануне начала очередного учебного года. Выяснилось, что спрос и продажи в целом в 2022 ниже чем в прошлом году, что не удивительно, учитывая большое количество школьников, которые эвакуировались с родными за границу, инфляцию и в целом снижение покупательной способности населения. В то же время родители сами решают отправлять детей в школу (где есть укрытие) или обучать их дистанционно. И это тоже влияет на выбор ученического «снаряжения», в частности, рюкзаков, одежды и гаджетов.
Школьная корзина-2022
Крупнейший украинский онлайн-ритейлер Rozetka подсчитал расходы родителей на школьные принадлежности и назвал наиболее популярные товары. Так, средняя цена школьной корзины в этом сезоне составляет 990 гривен. Меньше всего стоят линейки, альбомы для рисования и пластилин (от 9 грн), школьные пеналы (от 19 грн). Цена наборов ручек, тетрадей, карандашей, фломастеров, а также клея варьируется от 50 до 70 грн. Нынешняя стоимость школьных рюкзаков от 140 грн.
Как сообщили RAU в Rozetka, в августе этого года на сайте онлайн-ритейлера среди школьных товаров больше всего вырос спрос на дневники и тетради, линейки, обложки для тетрадей и учебников, пеналы, ручки и фломастеры, школьные рюкзаки и ранцы, цветные карандаши, пластилин и альбомы для рисования.
«Сейчас в категории школьных товаров наибольшим спросом пользуются дневники. В августе 2022 года их продажи заметно увеличились по сравнению с предыдущими месяцами. При этом рюкзаки и ранцы продаются в большем количестве, но следует понимать, что эти товары популярны не только перед началом учебного сезона и покупают их не только в школу», — рассказывает директор по маркетингу Rozetka Евгений Образок.
Название товара | Цена (грн) / количество | Цена общая (грн) |
Тетради ученические | от 3,5 грн за 20 шт. | 70 |
Ручки | от 49 грн за 8 шт. | 49 |
Фломастеры | от 49 грн за 18 шт. | 49 |
Кисточки | от 45 грн за 5 шт. | 45 |
Линейки | от 9 грн за 1 шт. | 9 |
Маркеры | от 69 грн за 12 шт. | 69 |
Набор клейкой ленты для учебников | от 59 грн за 10 листов | 59 |
Обложки для тетрадей и учебников | от 25 грн за 9 шт. | 25 |
Краски для рисования | от 50 грн за 12 цветов | 50 |
Цветной картон | от 49 грн за 10 листов | 49 |
Цветные карандаши | от 53 грн за 12 шт. | 53 |
Клей | от 49 грн за 1 шт. | 49 |
Резинки | от 30 грн 1 шт. | 30 |
Цветная бумага | от 22 грн за 18 листов | 22 |
Карандаши чернографитовые | от 49 грн за 12 шт. | 49 |
Готовальня | от 58 грн на 5 предметов | 58 |
Точилка | от 49 грн за 1 шт. | 49 |
Пенал | от 22 грн за 1 шт. | 22 |
Школьный рюкзак | от 139 грн 1 шт. | 139 |
Дневник | от 19 грн за 1 шт. | 19 |
Пластилин | от 16 грн за 7 цветов | 16 |
Альбом для рисования | от 10 грн за 12 листов А5 | 10 |
Всего: | 990 грн |
Сезонный всплеск
Все без исключения ритейлеры наблюдают рост спроса перед началом нового учебного года. Но он не так стремителен, как был в прошлые годы и существенно отличается в разных сегментах товаров BTS. К тому же, теперь по срокам он смещается на конец августа и первую половину сентября. «Создается впечатление, что люди выжидают до последнего, больше мониторят, какие товары, где и почем можно купить, а будут покупать в последние дни лета или в начале сентября. Думаю, будет отложенный спрос», – говорит директор по маркетингу Территория min Наталья Хомик.
По ее словам, в начале войны продажи сильно упали, но начиная с апреля начали снова расти и будут расти дальше. Однако вряд ли стоит ожидать выхода на довоенные показатели, даже до конца года.
По словам ритейлеров, самое важное, чтобы наконец было принято решение, как же дети будут учиться: офлайн или онлайн. Когда исчезнет неизвестность, из-за которой клиенты откладывают покупки, люди смогут спланировать, кому чего и сколько нужно в школу купить. А пока решение не принято, большинство клиентов колеблется. Это и есть самый важный фактор.
«Несмотря на драматическое проседание рынка в целом, по крайней мере, оценивая основные BTS-группы товаров, сезонность по ним осталась соответствующей прошлогодней. То есть родители сознательно подходят к формированию списка необходимых вещей», — объяснил руководитель службы управления ассортиментом сети Фокстрот Михаил Айрапетян.
В целом на нынешние продажи школьных товаров повлияло то, что из-за войны многие школьники сейчас находятся с родителями в других странах. «Поскольку некоторые из них пока не планируют возвращаться в украинские школы, то и не готовятся к новому учебному году в Украине, а покупают школьные принадлежности за рубежом», ― рассказывает директор по маркетингу Rozetka Евгений Образок.
Одежда не в приоритете
По данным сети Территория min, сейчас люди в основном покупают те товары, которые точно пригодятся в обучении независимо от формата (онлайн или офлайн) – канцтовары (особенно патриотические тетради), спортивную одежду и обувь, школьную одежду покупают более универсальную, чтобы не только для школы подходила. Поэтому хорошо продается casual одежда, а классика – хуже.
Директор по маркетингу Алло Артур Матковский говорит, что среди товаров маркетплейса наименьшим спросом пользуется детская одежда. Спрос на нее снизился на 90%, если сравнивать с августом прошлого года. «С весны 2020 года дети учатся преимущественно онлайн, поэтому родители меняют традиционные сборы детей в школу», – объясняет Матковский.
Профильные ритейлеры только подтверждают эту тенденцию. Директор по операциям и развитию Антошка Иван Чивкин отмечает некоторый всплеск продаж, но значительно ниже, чем в прошлые годы. На западе и востоке страны он почти не претерпел изменений в августе по сравнению с июлем, а вот на юге и в киевском регионе ситуация получше.
Трафик упал на 40-50% по всей сети. В целом товарооборот компании в августе особо не изменился по сравнению с последними месяцами и остается в среднем на уровне 50% по сети относительно 2021 года: киевский регион -40%, восток и север — 50%, запад -15%.
«Мы надеялись, что к сентябрю ситуация станет немного лучше, но сейчас видим, что она особо не меняется. Я думаю, что осенью будет тоже без особых перемен. Верим и ждем нашей победы и после этого обязательно станет ситуация лучше!»,- говорит Чивкин.
По его словам, среди одежды и обуви пользуются больше спросом casual модели, в которых можно ходить не только в школу, но и в повседневной жизни. Школьную одежду почти не покупают. В компании объясняют это и тем, что сейчас жестких условий по внешнему виду учеников в школе нет: если и покупают форму, то больше для детей первого класса, чтобы на 1 сентября быть самыми красивыми на празднике первого звонка.
«Также в некоторых регионах наблюдаем, что больше покупают одежду для детей младших классов, чем для средних классов. Школьные рюкзаки покупают редко, потому что они не нужны дома во время учебы или остались в хорошем состоянии с прошлых лет. Больше внимания уделяют канцтоварам», — говорят в Антошке.
Техника – хит продаж
С другой стороны, в нынешних условиях электронные гаджеты нужны как при оффлайн, так и при онлайн-обучении. Поэтому задача ритейлеров – обеспечить этот спрос, предоставив покупателям широкий ассортимент и гибкие условия покупки, говорят в Фокстроте.
«Раньше требовалась форма и школьный рюкзак, а сейчас всем необходимы наушники и вебкамеры. Поэтому наушники покупают в любых обстоятельствах, и спрос на них традиционно сохраняется на высоком уровне», — добавляют в Алло.
Артур Матковский говорит, что сезон back to school в Алло также сместился с августа на август-сентябрь: если раньше акция заканчивалась 31 августа, то тенденция последних лет – продлить время до начала сентября. Так, с 12 августа и по 5 сентября Алло предлагает скидки на товары, которые пригодятся украинским школьникам. Изменилась и суть акции: продажи благотворительные и часть денег Алло отдаст фондам «Голоси дітей» и «Мама+Я», которые используют их в своей работе и помогут пострадавшим от войны детям.
В прошлом году в августе покупали все, но больше покупали смартфоны, наушники, ноутбуки и планшеты. Так и на этот раз. Покупают все, правда, спрос упал почти вдвое по сравнению с прошлыми периодами 2019-21 годов.
«Хотя за неполный август мы видим, что спрос на планшеты и мониторы сохранился на уровне прошлого августа. Уверен, что в сентябре сможем сказать, что спрос на эти категории вырос на 10-20%», – прогнозируют в Алло.
Так же к концу августа сезон подготовки к школе в Фокстроте достиг своего экватора. По словам Михаила Айрапетяна, первую половину BTS можно назвать вполне успешной: спрос на традиционные группы товаров идентичен сезонам 2020-21 годов.
За последние две недели августа наблюдается рост продаж (по отношению к первым двум неделям августа):
- ноутбуки +153%
- сумки для ноутбуков +140%
- планшеты +133%
- роутеры +120%
- мышки +115%
- павербанки +140%
Больше, чем обычно, продаются веб-камеры (+170%). Всплеск продаж камер и ноутбуков связан со значительно лучшей представленностью этой категории на рынке. Поскольку в предыдущие «ковидные» два года переход на дистанционное обучение и работу вызвал дефицит как самих ноутбуков, так и в дальнейшем – комплектующих к ним.
Ставка на украинское
В целом, в этом году подготовка к школе идет сложнее, поскольку из-за военных действий есть проблема с поставками товаров. Но из-за этого значительно выросла доля украинских производителей. По данным Территория min, обычно к школьному сезону в сегменте канцелярии 30% товаров были из Китая, а 70% – из Украины. «В этом году 85% товаров из Украины и 15% – из Турции. Китай вообще был недоступен. В одежде для школьников обычно 20% Китай, 20% Украина и 60% Турция, а в этом году 10% Украина, а остальные – Турция», — рассказывает Наталья Хомик.
Однако и многие украинские поставщики просто исчезли: к ним прилетела ракета, и их больше нет, или люди уехали. Поэтому с украинскими поставщиками пришлось переналаживать работу.
Лучше это удалось сделать с хмельницкими производителями, которые одними из первых стали предлагать товары с украинской символикой – новую очень востребованную категорию товаров.
«К тому же украинцы готовы работать по отсрочке, даже отдавали просто так под честное слово, потому что нужно было освобождать склады. В отличие от наших турецких поставщиков, которые нас поддерживали, но начали работать только за полную предоплату. С ними тоже работаем, но процессы более сложные. Сложнее всего сейчас работать с поставщиками Китая», — объясняют в сети Территория min.
Появление двух новых крупных групп товаров – патриотических и милитари – ключевое отличие в этом сезоне подготовки к школе. Также сильно вырос спрос на вышиванки. Наконец украинцем стало быть модно и престижно. В патриотические продукты входят любые категории продуктов с патриотической символикой. Это одежда, галантерея, канцтовары, игрушки, аксессуары, флаги и т.д.
«Что касается милитари, то продаем по всей сети и онлайн разные категории милитари одежды турецкого бренда Combat. Кстати, наш президент носит этот бренд. Нам даже продвигать это направление почти не пришлось – спрос вырос мгновенно. Пожалуй, еще и благодаря ценам, потому что мы ставим минимальную наценку, чтобы окупить проект и все. Что касается других категорий, то хорошо продаются игрушки», — говорит Наталья Хомик.
Зарождение новых тенденций
Если в целом каналы продаж в товарах разных категорий не претерпели существенных изменений, когда например, сеть Антошка 90% товара продолжает реализовываться через свои магазины, есть некоторые интересные изменения военного времени. Как показала пандемия коронавируса, а затем и война, онлайн-канал продаж стал существенным инструментом бизнеса для получения доходов в сложные времена. Сейчас, по данным маркетплейса Алло, активно продолжают покупать онлайн в Днепре, Запорожье и Харькове, однако увеличивается доля офлайн в Закарпатской и Черновицкой областях. Кроме того, был заметен всплеск спроса и продаж в конце июля из-за роста курса доллара. «В общем, последние месяцы имеем новую тенденцию большого спроса на разные товары в 20-х числах месяца, это происходит вследствие выплаты заработной платы нашим военным», – говорят в Алло.
Читайте также –