Алессандро Дзанелли, Nestle в Украине: За время войны мы потеряли 20% продаж в натуральном выражении по сравнению с довоенным периодом
Топ-менеджер Nestle в Украине и других странах Юго-Восточной Европы прогнозирует годовую инфляцию в Украине на уровне 30% и изменение ассортимента продукции, отвечающей покупательским возможностям украинцев.
В интервью НВ генеральный директор Nestle в Украине Алессандро Дзанелли рассказал о том, как работают заводы компании, что происходит с бизнесом компании в Украине и России. RAU выбрала ключевые тезисы этой беседы, непосредственно касающиеся сферы ритейла.
О работе во время войны
Компания Nestle в первые дни войны приостановила работу всех трех своих заводов в Украине. У нас был план на случай непредвиденных обстоятельств, план обеспечения непрерывной работы бизнеса. Но к началу войны 24 февраля готовы не были. В этот день мы запланировали визит высокопоставленных лиц на фабрику в Харьков. После вторжения на первый план вышло обеспечение безопасности сотрудников. В этот момент изменилось будущее для 5 800 работников и членов их семей.
Через четыре дня после начала войны запустили предприятия во Львове и на Волыни, а также перепрофилировали некоторых специалистов на другие виды работ. Наш завод в Харькове, на котором выпускалась вермишель Мивина, временно не работает. Все, что у нас было на складах, передали на благотворительность.
О поддержке поставщиков
Мы компания, производящая продукты питания, и знаем, как много можем сделать для поддержки людей. Еще один приоритет для нас – непрерывность работы бизнеса. Помогаем поставщикам. К примеру, предложили поставщику томатов хранить свою продукцию на наших складах бесплатно в обмен на бесперебойную поставку сырья. Так что мы минимизируем риски.
Просмотрели наш ассортимент и сократили его до 49 наименований продукции, которые пользуются наибольшим спросом. Сейчас расширяем ассортимент, поскольку получаем больше сырья и упаковки.
Также мы приостановили экспорт – продукты питания, произведенные в Украине, должны оставаться внутри страны. Это было сознательное решение. Экспорт компания возобновила только в конце мая.
За время войны мы потеряли 20% продаж в натуральном выражении по сравнению с довоенным периодом.
О росте цен
В январе прошлого года Nestle объявило о старте продаж кофе Starbucks в Украине. Мы импортируем его в Украину и в этом году. Сохраняем весь наш портфель знаковых брендов, включая KitKat и Gourmet. Приблизительно 50% ассортимента импортируется. Мы сделали предоплаты на поставку сырья, что помогает нам компенсировать риски валютных колебаний, которые сейчас происходят в Украине. Девальвация гривны делает весь импорт более дорогим. Инфляция давит не только на продукты Nestle, но и на импортируемое сырье. Производителям приходится пересматривать P&L и повышать цены.
Думаю, что реальная инфляция сейчас колеблется от 15% до 20%. Я полагаю, что год завершится с показателем 30%. Это означает, что цены поднимутся еще на 10%.
Цены на наши продукты выросли в среднем на 10-15%, тогда как себестоимость – на 20%. Некоторые специалисты временно уехали, и мы помогаем с поиском жилья, переездом в другой регион страны или за границу. Все эти расходы не были запланированы и влияют на бизнес. Суммарно наши расходы выросли на 25%.
О платежеспособности украинцев
Уже сейчас, по информации налоговой, 39% украинцев не получают регулярной оплаты. Они либо потеряли работу, либо потеряли регулярные выплаты. Возможно, часть людей работают нелегально и не платят налоги. Эти данные заставляют нас подумать, какой портфель продукции будет предлагаться потребителям. Nestle работает в Украине уже 26 лет и вместе со страной переживала разные времена — и хорошие, и плохие. Потому мы однозначно останемся работать в Украине.
Читайте также —