Елена Вдовиченко, Metro Украина: видим рост цен на 15-20%, есть группы товаров, которые подорожали почти вдвое
Генеральный директор Metro Украина о потерях сети во время войны, взаимодействии с центральным офисом и увеличении цен на продукты.
Война, продолжающаяся уже шестой месяц, продолжает увеличивать риски для бизнеса. За это время руководству Metro Украина пришлось менять логистику, выяснять отношения с центральным офисом и пересматривать ассортимент. Как компания приспосабливается к изменениям, в интервью НВ Бизнес рассказала генеральный директор Metro Украина Елена Вдовиченко. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами материала.
О работе Metro Украина на шестой месяц войны
Мы каждый день выходим на работу там, где есть такая возможность. В начале мая возобновили работу нашего ТЦ в Чернигове. В Харькове, Мариуполе и Николаеве, к сожалению, операционная деятельность не ведется. Часть остатков товаров из этих торговых центров передали на нужды населения и военных. Остальные наши ТЦ в других городах продолжают работать.
Еще одна сложность и каждый раз значительный риск — это постоянные, по несколько раз в день воздушные тревоги, когда необходимо эвакуировать с ТЦ всех клиентов и команду, и закрыть непосредственно сам магазин, переправить всех в бомбоубежища. И не всегда мы сталкиваемся с пониманием людей, часто поступают жалобы от клиентов, но нам необходимо делать это каждый раз при каждой воздушной тревоге.
Об убытках
Нет окончательной оценки потерь в денежном эквиваленте, поскольку из наших 26 торговых центров (23 больших формата, 3 малых формата) четыре ТЦ не работают. Из них три ТЦ частично разрушены и оценки повреждений еще не было. Также частично поврежден склад, где хранилась свежая и замороженная продукция. Потери продаж мы сейчас не считаем. Самое главное – сохранить жизнь наших команд. В городах, где идут бои, мы в тесном сотрудничестве с военно-гражданскими администрациями и даем им доступ к необходимым продуктам.
О взаимодействии с центральным офисом
Metro Украина – это юридическое лицо, где работают исключительно украинские сотрудники. К сожалению, сегодня главный офис решил продолжить свою деятельность на территории россии, однако наша позиция, позиция Metro Украина осталась неизменной — мы выступаем против такого решения. Я не могу влиять на решение группы, но я могу сделать все возможное, чтобы защитить наших сотрудников и помочь нашим соотечественникам преодолеть эти драматические времена, внести свой вклад в приближение нашей победы. Мы обеспечиваем рабочие места, платим заработную плату всем сотрудникам, продолжаем платить налоги в полном объеме.
О продажах для сегмента HoReCa
По состоянию на первый месяц военных действий, продажи по ресторанам упали в среднем на 86%, наибольший спад произошел в продажах европейской, азиатской, украинской кухни, кафе и кейтеринга по сравнению с довоенным периодом. Если учитывать продажи месяц до месяца, то с апреля ситуация улучшается. Если сравнить июль 2022 года с довоенным периодом, восстановление произошло на 68% в целом. Быстрее всего оно наблюдается в ресторанах европейской кухни (81%), пиццериях (97%), медленнее всего восстанавливаются кейтеринги (+42%) по сравнению с февралем 2022 года.
С началом военных действий ассортимент как локального, так и импортного производства претерпел изменения. Из-за разрушенных логистических путей часть производств оказалась в оккупации или была совсем уничтожена.
О среднем чек и ценах
В первые месяцы войны стремительно рос средний чек из-за панических закупок общества. В дальнейшем тренд сократился, как изменилось и поведение покупателей: они перешли от закупки практически всего впрок к более взвешенному подходу покупки только по потребностям и пытаются заплатить за тот же товар как можно меньше. Средний чек увеличился по сравнению с довоенным временем, однако рост обусловлен скорее удорожанием товаров, чем расширением потребительской корзины.
С началом боевых действий видим рост цен на 15-20%. Есть группы товаров, которые подорожали почти вдвое, например гречка. В основном это связано с ростом логистических затрат, стоимости сырья и проблемами с производством. Поставщики заранее информируют нас об изменении цен, насколько это возможно. Следующее изменение цен прогнозируем в ближайшие месяцы.
Ситуация с ростом курса валюты повлияет на себестоимость продукции. Сейчас многие международные компании, в которых производство находится на территории Украины и по разным причинам не смогли возобновиться, пытаются ввозить товар из других стран Европы. Национальные поставщики также испытывают трудности: с одной стороны, есть привязка к импортным составляющим (например, упаковка или ингредиенты), с другой, мы уже сейчас видим, что урожай этого года значительно сократится и могут возникнуть проблемы с сырьем в некоторых группах товаров.
О новом РЦ
Для диверсификации и эффективного распределения импортных товаров мы стали использовать магазин во Львове как распределительный центр для приема, хранения и распределения импорта. И поскольку наш склад свежей продукции также оказался в оккупации — тот же магазин во Львове стал распределительным центром и по приему и распределению свежей рыбы для всей страны. Чуть позже, в апреле, наш логистический оператор нашел новый склад во Львове.
Проблемы из-за оттока населения за границу
Сотрудники офиса работают удаленно, некоторые помогают коллегам в магазинах. Проанализировав опыт дистанционной работы во время COVID-19, мы поняли, что можем добиваться высоких результатов, не терять налаженной коммуникации с коллегами и партнерами, поддерживать бизнес-процессы с помощью диджитал-решений.
Именно поэтому еще с июля 2020 года Metro Украина приняла решение перейти на гибкий режим работы. С этого времени каждый работник офиса имеет возможность работать удаленно, поэтому отток кадров не стал значительной проблемой. Для компании важно, чтобы наши сотрудники были в безопасности, поэтому мы активно поддерживали коллег с переездом и жильем, как внутри страны, так и за ее пределами.
О главных задачах компании в этом году
Как минимум удержать команду и бизнес на текущем уровне и дальше наращивать объемы, когда люди будут возвращаться в страну, развивая экономику Украины. Откройте заново все наши торговые центры. Но стать еще более операционно эффективными, чтобы не перекладывать все бремя инфляционного роста на потребителя и удержать покупательский спрос.
Читайте также —
https://rau.ua/dosvid/olena-vdovichenko-metro-ukraina/