Олег Трембицкий, FashionLogictics: Что логисты могут предложить торговым сетям в условиях военного времени
Основатель логистической компании FashionLogictics рассказывает о новых сервисах, внедренных во время войны, какие услуги сейчас наиболее востребованы среди fashion-ритейлеров, и почему в нынешних условиях сетям выгодно партнерство с аутсорсером.
Компания FashionLogistics предоставляет профессиональный аутсорс услуг складской и транспортной логистики для В2В и В2С: фулфилмент, 3PL, кросс-докинг, обработку e-commerce заказов и прочие услуги. В портфель клиентов компании входят представители электронной коммерции, а также сетевые ритейлеры.
Олег Трембицкий, основатель и генеральный директор FashionLogistics, в колонке для RAU рассказал о проблемах и задачах, стоящих перед ритейлерами и логистическими операторами, новых направлениях, которые внедрили во время полномасштабной войны, и открывшихся возможностях для эффективного партнерства.
Полномасштабная война со страной-террористом вынудила все бизнесы искать ответы на вопросы, которые раньше не возникали. Разрабатывать и внедрять новые сервисы. Наша сфера – логистика в fashion-сегменте – не стала исключением. С начала вторжения оккупантов в Украину мы разработали и предложили клиентам несколько новых услуг, наиболее отвечающих требованиям военного времени.
Ежемесячная инвентаризация магазина
К примеру, как раз во время полномасштабной войны запустили уникальный сервис, о котором раньше и не задумывались. Пришел запрос от одного клиента – необходимо провести инвентаризацию в магазинах. До вторжения в магазинах работал стабильный состав персонала, все знали свои обязанности и распределение ролей, и постоянная инвентаризация была не нужна. А когда требовалась – то ее проводили собственными силами.
В нынешней ситуации, помимо постоянных перемещений товара между городами и магазинами, начались и кадровые ротации: кого-то забрали в армию, кто-то переехал в другой город или за границу, кто-то уволился. Соответственно, сети вынуждены были набирать новых сотрудников или ротировать персонал между торговыми точками.
Когда кадровые изменения сопровождаются постоянным и большим движением товара, неизбежно возникает необходимость регулярно проводить инвентаризацию.
В такой момент собственникам и управляющим магазинов крайне необходима актуальная и правдивая информация о товарных остатках, движении партий одежды и обуви между городами и так далее. При этом внутренних ресурсов для проведения полноценной инвентаризации уже не хватает. Поэтому мы внедрили в свой перечень услуг еще и проведение товарного аудита для магазинов и складов по запросу клиента, для чего сформировали специальную команду специалистов. Сейчас процесс уже настолько отладили, что он занимает один, максимум – два дня.
Вывоз товара и оборудования
Следующий пример: с началом активных боевых действий ритейлеры столкнулись с тем, что нужно было в очень сжатые сроки вывести товар из городов, находившихся в зоне риска: то есть из тех, поблизости которых уже шли бои или создавалась реальная угроза их захвата российскими оккупантами. И необходимо было оперативно вывезти товар и оборудование.
Поэтому в первые дни отрытого вторжения россии в Украину одним из самых востребованных наших сервисов был вывоз и доставка товаров и оборудования из «горячих точек». Мы обеспечивали транспортировку материальных ценностей на свой склад или на указанные заказчиком локации.
Конечно, все необходимо было организовать не просто быстро, а чрезвычайно быстро: счет шел даже не на дни, а на часы. Поэтому о каких-то заранее продуманных и обеспеченных ресурсами планах и процессах речи не шло. Все приходилось решать и делать «с колес», зачастую прямо на месте.
Такая спешка приводила, в том числе, к тому, что принятые при релокации протоколы игнорировались. Обычно перед переездом сотрудники имели возможность провести инвентаризацию, все аккуратно упаковать, рассортировать, снять датчики, сформировать накладные и так далее. Понятно, что выполнить эти процедуры, когда в непосредственной близости к городу находятся оккупанты, — нереально. Поэтому часто сотрудники просто сбрасывали весь товар в коробки, не пересчитывая, не снимания сенсоры – чем быстрее, тем лучше.
Со своей стороны, мы отправляли машину как только появлялась возможность – некоторые водители, с которыми сотрудничали, сами спешно эвакуировались с семьями, некоторые боялись ехать в «горячие точки», некоторые пошли в армию. Так что не было времени договариваться — в какой день и час приедет машина за товаром. Делали как можно быстрее: освободилась машина, проложили маршрут, заехали за товаром и оборудованием.
Кстати, вывоз не только товара, но и торгового оборудования – хорошая возможность для ритейлера не просто эвакуировать товар, но и оперативно открыться в новой локации, а не отправлять вещи на неопределенный срок на свой или арендованный склад. Так что если была возможность – оборудование мы тоже перевозили.
Итак, если говорить о самой востребованной услуге, которую мы предоставляли ритейлерам в первые дни и недели полномасштабной войны: то это релокация товара и оборудования из городов, оказавшихся под ударом оккупантов.
Проверка по количеству и качеству
Но из-за этой спешки и связанной с ней неразберихи возникала следующая проблема. И, соответственно, услуга, востребованная ритейлерами: проведение инвентаризации после эвакуации. Зачастую товар был перепутан, не упакован, накладные оформлены неправильно или с ошибками, бухгалтерские и фактические остатки не совпадали.
Поэтому мы товар на складе принимали, делали разбраковку (смотрели, что повреждено), все переупаковывали и сводили все данные в отчеты, которые и отправляли клиенту.
Быстрая сортировка и перераспределение
Еще одна сложность: после вторжения российских войск в Украину многие торговые сети стали отказываться от уже оформленных предзаказов на поставки того или иного товара. Сразу возникли и логистические трудности: значительная часть товара доставлялась морем и после блокады черноморских портов флотом страны-агрессора заказы доставить стало физически невозможно.
Вследствие этого, как ни странно бы это не звучало, возник дефицит некоторых категорий одежды и обуви. Даже с учетом колоссального спада продаж в марте, невозможность доставки товара привела к тому, что работающие торговые сети не всегда могли удовлетворить спрос. Чтобы обеспечить клиентов всем необходимым, сети оперативно принялись перераспределять товар, стремясь перекрыть отсутствие новых поставок старыми запасами.
Это подтолкнуло нас к внедрению новой услуги: быстрая сортировка возвратов. То есть, к примеру, из магазина в Харькове забираем товар, оперативно сортируем и отправляем туда, где он востребован: Львов, Одесса, Киев или любой другой город. Здесь очень важна скорость, и благодаря нашим новациям на складе, внедренными за последние пару лет, мы эту скорость можем обеспечить. То есть возвраты не просто остаются на складе на хранение, а могут быть оперативно отправлены в указанные магазины. Что по достоинству оценили наши клиенты.
Усиление логистики на западе Украины
Что еще кардинально поменяло вторжение рф: географию логистики. В западных регионах Украины товаропоток увеличился в разы, и потребовалось перенастраивать множество процессов. Открывались новые магазины, многие торговые сети выходили в города, где раньше не были представлены. Чтобы максимально удовлетворить запросы сетей, мы открыли еще один склад во Львове – в дополнение к тому, что работал под Киевом. Теперь используем его как некий хаб: привозим большую партию товара, а затем доставляем в магазины в разных городах запада Украины.
Во многом настолько эффективно выполнять запросы и клиентов и даже внедрять новые услуги мы смогли благодаря сработавшейся команде, где каждый знает свою роль, и понимает все нюансы по своему направлению. Помогла предусмотрительность: за годы работы мы сформировали очень качественный пул компаний-партнеров. И даже когда часть из них из-за боевых действий не смогла выполнять наши заявки, их смогли «подстраховать» другие: нам всегда есть к кому обратиться даже при срочном заказе.
Более того – если говорить о сроках доставки, то сейчас они не отличаются от довоенных. Нет проблем даже с доставкой за один день. У партнеров есть решения даже в условиях топливного кризиса.
Читайте также –
Довезти и вернуться: как логистические операторы сотрудничают с ритейлом во время войны