Игорь Хижняк, Comfy: Мы ожидаем дефицит товаров практически во всех категориях

Игорь Хижняк, Comfy: Мы ожидаем дефицит товаров практически во всех категориях

15.06.2022 08:45
  862
Дарія Осіїк

Цепи доставки для ритейлеров увеличились от 4 до 20 дней, а на некоторые товары уже ощущается дефицит. Однако в Comfy говорят, что рынок адаптируется и уже начинает подстраиваться под реалии войны. AIN.UA опубликовал беседу з CEO Comfy Игорем Хижняком о работе во время войны, проблемах с бензином, складами и волонтерстве.

О начале войны

21 февраля вечером был звонок с топ-командой. Мы приняли решение о пяти ближайших к линии фронта магазинах: перевести их в формат точки выдачи, попытаться вывезти дорогую технику.

22 февраля утром мы провели прямой эфир с командой корпоративной сети. Мы проговорили эти первые решения и тот факт, что не планируем отказываться от магазинов, не расторгаем договоры аренды. Это сняло первый стресс у команды. Я приехал в Днепр, и нас позвали на встречу бизнеса с Зеленским в Киеве вечером 23 февраля.

После встречи в Офисе президента 24-го утром я должен был лететь на Кипр на наблюдательный совет. Но началось вторжение и я поехал на автомобиле в Днепр. 24 февраля был самый высокий уровень неопределенности. Мы не открылись, выключили доставку, рекламу. Работал сайт и контакт-центр. Сотрудники пришли в офис за ноутбуками и разъехались по домам. Кому-то отправили компьютеры домой на такси.

Еще одно важное решение, которое мы проговорили 24-го с топ-командой – это наша позиция. Думаю, были в бизнесе те, кто выдерживал паузу в 1-2 дня, чтобы понять, как будет развиваться ситуация и как действовать дальше. Учитывая мою историю как волонтера и историю всей компании, мою ленту, у нас нет другого выбора, как стоять до последнего. Мы не будем коллаборантами. Если не будет Украины, нас просто не будет.

Что изменилось

За три месяца войны мы приложили немало усилий для возобновления работы на уровне максимально близком к довоенному. Да, сейчас работает 79 магазинов из 97, которые мы имели до вторжения. Работают магазины, в частности, в Харькове, Николаеве, Запорожье, Охтырке, Чернигове.

В конце мая мы возобновили работу магазина в Буче и адресную доставку уже в более чем 40 городах. Мы возобновили доставки интернет-заказов через почтовых операторов – Новая почта и Укрпочта. В Киеве, Львове, Одессе и Днепре работает доставка товаров через сервис Glovo.

О складах

Проблемы были: во-первых, ограниченное предложение свободных складов большой площади, во-вторых – качество складов. Большинство складов были меньше, чем нам нужно, площади. А это, как правило, непрофильные производственные помещения. А это оказывает существенное влияние на эффективность использования состава и повышает затраты.

Теперь ситуация в Киеве и области условно спокойная, поэтому большинство компаний вернулись в свои склады. Конечно, если они сохранились. Поэтому во Львове уже не такой ажиотажный спрос на помещение. Но из-за того, что война продолжается, Львов стал важным логистическим хабом.

О транспорте

Проблемой тоже был транспорт. Например, в марте сложно было найти транспорт, чтобы вывезти товар из красной зоны. Многие водители пошли в ВСУ и Территориальную оборону, кто-то начал возить гуманитарку.

Это также влияло на скорость восстановления адресной доставки. Но мы доставляем уже в 40 городов. Проблемой номер один остается топливо. Мы также страдаем этой проблемой.

О дефиците товаров

К сожалению, мы ожидаем дефицит товаров практически во всех категориях. И рекомендуем нашим клиентам закрывать реальные потребности в технике сейчас. Высока вероятность, что уже завтра за те же деньги придется закупать менее функциональный товар.

Определенный дефицит уже есть в персональной электронике. С первых дней вторжения есть повышенный спрос со стороны военных и волонтеров на смартфоны, планшеты, павербанки, зарядные устройства, дроны и другую электронику. На рынке в целом есть определенный дефицит ноутбуков в некоторых сегментах. Но у нас, возможно, ситуация лучше, поскольку мы успели заказать и получить хорошую партию ноутбуков.

В сегменте малой бытовой техники мы видим дефицит в базовых приборах – чайники, мультиварки, машинки для стрижки. Эти товары до сих пор востребованы среди людей, вынужденно покинувших свои дома, и волонтеров.

На закупки и поставки техники влияет ряд факторов, среди которых разрушение цепочек поставки и проблемы логистики, мировой дефицит, динамика курса и риски страны. Все они состоят для ритейлеров в своего рода «идеальный шторм». Но все же главным препятствием остается логистика, а основная задача – развитие цепочек поставок.

Раньше все было просто: самолет с электроникой вылетал, например, из Китая, прилетал в Борисполь, и через 4-5 дней товар был уже в магазинах. Сегодня путь более сложный. Самолет летит в одну из соседних стран, там товар перегружается в грузовики и уезжает в Украину. По дороге товар долго стоит на границе, и все это продлевает цепочку поставок до 14-20 дней. На это дополнительно накладываются повышенные риски перевозчиков по транспортировке товара внутри страны.

Но украинский рынок адаптивный, цепочки поставок перестраиваются, и мы перенастраиваем работу в новых условиях. Еще одна хорошая новость – возобновление производства бытовой техники внутри Украины.

Причем такой техники, как водонагреватели, особенно нужные в ряде регионов, где гражданская инфраструктура пострадала от авиаударов рашистов. Объемы производства значительно меньше, чем до вторжения, и спрос с других рынков никуда не делся, но само восстановление местного производства – это уже хорошо.

О поддержке армии и волонтерских инициативах

Уже в первые дни вторжения мы перечислили 60 млн. грн на спецсчет НБУ для поддержки армии. С первых дней мы начали передавать многие техники военным, терробороне и волонтерам, как централизованно, так и по прямым запросам. Волонтерам, которые имели средства и готовы покупать технику, продавали ее с большими скидками.

За годы поддержки военных и волонтеров, в компании развилось сильное внутреннее волонтерское движение. Поэтому с первого дня сотрудники объединялись в команды для поддержки различных внешних инициатив: в офисном кафе работала кухня, где готовили обеды для терробороны, пациентов больниц и переселенцев, контакт-центр присоединиться к проекту для матерей военных россии и белорусии, девушки плели сетки и т.д.

Читайте также —

https://rau.ua/novyni/katerina-bandurovska-comfy/


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка