Довезти и вернуться: как логистические операторы сотрудничают с ритейлом во время войны
Представители логистических компаний рассказали: как сейчас функционирует сегмент логистики, с какими сложностями они сталкиваются, и что делают, чтобы поставки товаров не прекращались ни на минуту.
До полномасштабного вторжения россии около 75% экспортно-импортных грузов в Украину отправлялось по морю, центральным хабом на суше был столичный регион, но за три с лишним месяца активных боевых действий ритейлерам, производителям и собственно перевозчикам пришлось полностью перестраивать свою работу. Ибо уже с конца февраля морские пути оказались заблокированными, а быстрое продвижение оккупантов, в том числе в столицу, сделало невозможным доступ ко многим местам хранения товаров и потере части складов с товаром. В частности, в Киевской области была потеряна пятая часть всех площадей хранения.
Как работают ритейлеры во время войны, можно прочитать здесь. В то же время, как изменились пути поставки и условия сотрудничества основных игроков логистического рынка страны — в новом материале RAU.
Вызовы военного времени
В первые две недели с начала войны одной из первых задач стал поиск альтернативных путей доставки импортных контейнеров, находившихся на пути в Украину. Большой объем импорта был выгружен в других портах по всему миру. Ведь, во-первых, сначала исполнители не могли понять, что делать с этими грузами. Во-вторых, возникали очень большие расходы по перенаправлению этих грузов в другие страны.
Впоследствии возникло несколько путей доставки грузов из портов Констанцы, Гданьска и Гдыни.
Железнодорожные пути для перевозки грузов открыты. Однако, по словам экспертов, доставку по железной дороге усложняло отсутствие установившихся маршрутов и разная ширина путей в Украине и Европе. Сейчас ситуация улучшилась и в частности УВК получает больше заказов на просчет именно этой цепочки доставки. Особенной популярностью эта услуга пользуется среди отправителей продуктов питания, которым важно быстро и безопасно доставить товар. К тому же отсутствует риск резкого роста цены на горючее. Среди популярных товаров – генеральные грузы и продукты питания.
Из услуг на станциях предлагается координация загрузок. Это и контроль погрузки или отгрузки, есть коммуникация с руководством станций, контроль количества отгруженных вагонов, также вагоны отслеживаются по всему пути доставки. Заметно увеличение импорта продукции. Недавно принятое решение об освобождении от пошлин на экспорт украинской продукции может привести к росту и экспортных перевозок.
Три фактора влияния
На доставку товаров по Украине, во-первых, оказывает существенное влияние нестабильность ситуации в регионах, являющихся линиями фронта. В этой связи и стоимость доставки может значительно изменяться или вообще доставка может оказаться невозможной. Многие из маршрутов стали длиннее из-за объездов. К примеру, основная транспортная артерия направлением Киев-Львов полтора месяца фактически не работала в результате активных боевых действий.
Это заставляет ритейлеров пересматривать свои ассортиментные матрицы, проводить ротацию поставщиков, что уменьшило объемы поставок на время, пока не найдут новых. Так, в магазинах появилось больше продукции длительного хранения. Это приводит к появлению новых маршрутов доставки и условий сотрудничества.
Во-вторых, для перевозок автомобильным транспортом большим вызовом стали удорожание и дефицит горючего и нехватка водителей, часть из которых ушла на фронт, часть оказалась на оккупированных территориях. «Гигантский скачок стоимости топлива и его отсутствие на заправочных станциях существенно ударили по стабильности и себестоимости перевозок», — объясняют в компании Meest.
Стоимость экспортных отправлений из Украины в разы превышает цены на импорт. Это связано с тем, что импорта очень мало и в большинстве случаев это гуманитарные грузы, которые из Европы перевозчик везет почти бесплатно. Так что вся затратная часть приходится именно на экспортный маршрут.
В-третьих, это отказ от скопления и хранения продуктов на складах. Теперь ритейл начал работать «с колес», пытаясь минимизировать остатки, чтобы в случае возможной атаки на склады не было потерь товара. Тем более, что некоторые производители пытаются предлагать самовывоз, чтобы сконцентрироваться только на производстве.
Ритейлеры перестраивают свои цепочки поставок, так как часть перевозчиков также имеют определенные потери по транспорту и персоналу. Поэтому одна из главных задач — поиск новых перевозчиков. Как показал опыт войны наиболее эффективно сочетание услуг как собственного транспорта, так и наемного, как сил собственной логистики, так и использования логистических компаний.
Ключевые отличия
Президент группы компаний Meest Ростислав Кисиль рассказал RAU, что после определенного шока на первых неделях войны логистика начала постепенную акклиматизацию к текущим военным условиям ведения бизнеса. Среди ключевых отличий с логистикой довоенного периода он называет сразу несколько.
Во-первых, никто из клиентов уже не требует доставку сразу и немедленно, как было в стандарте до войны – за 24 часа, потому что это существенно большие затраты на логистику. Новый стандарт – доставить в согласованный срок, который минимум на сутки-двое может быть длиннее в отдельных регионах.
«Во-вторых, сейчас практически исчезла система расчетов за товар направления В2С (e-com) «послеплата», а работает исключительно «предоплата», по заказам из интернета», – констатируют в Meest.
Также существенно вырос спрос на отправку из Украины за границу, вызванный переездом туда шести миллионов жителей страны. Растет в расчетах доля использования платежных карт. «Постепенное освобождение территорий страны, прекращение обстрелов, возвращение бизнеса к работе будет способствовать и возвращению стандартов логистики, которые особенно активно строились последние 10 лет в Украине», — отмечают в компании Meest.
Рынок логистических услуг восстанавливается постепенно, от наращивания логистики для производителей и продавцов критически необходимых товаров для населения (продукты питания, бытовая химия, одежда, товары для дома, ремонта), до появления потребности в направлении бытовая техника, спорт и т.д. Для открытия всего диапазона довоенного спроса населения нужно, конечно, окончание войны и стабилизация источников доходов населения.
Условия сотрудничества также изменились:
- Сократились сроки расчетов за предоставленные сервисы;
- Оптимизировались по количеству и подорожали тарифные предложения;
- Учитываются в договорах риски работы в прифронтовых регионах;
- Уменьшился набор и жесткость требований к условиям уровня сервиса.
Как логистические операторы меняют свою работу
Среди текущих проблем в компании Meest отмечают изменение нагрузки на сеть складов в связи с уменьшением на 50-60% от объемов отправлений. Это поставило трудные задачи перед логистами по оптимизации персонала, складских площадей, существенному изменению операционных процессов. Так, подорожание топлива и его дефицит повлияли на себестоимость главных логистических звеньев и необходимость пересмотра тарифов в и так не простое для заказчиков и потребителей время.
Конечно, вопрос безопасности работников, организация бесперебойной работы в прифронтовых регионах с постоянными обстрелами – это тоже большой вызов. Для обеспечения надежного сервиса Meest возобновил работу более 3000 отделений и адресную доставку по всем областям, кроме Донецкой, Луганской и Херсонской.
«Активно предоставляем возможность отправить посылки за границу по доступным тарифам. Если в первые два месяца войны на логистику существенно влияли остатки эвакуированных посылок из охваченных войной регионов, то на сегодняшний день все эти объемы отправлений «на сохранении» обработаны и доставлены адресатам. Логистика Meest готова по конкурентной цене выполнять приемлемый по качеству сервис доставки в отделения, почтоматы и по адресам в Украине», — объясняют в компании.
Здесь рады предоставлять ответственный сервис как крупному бизнесу, так и малым и средним игрокам рынка электронной коммерции. В частности, в специализированных отделениях легкой отправки посылок, которых в ближайшее время будет не менее 1000 во всех регионах Украины, можно без очереди отправить посылки через несколько минут и так же легко получить средства от клиентов.
Секторальные особенности
В отдельных сегментах логистики товаров есть свои особенности. Так, в компании FashionLogistics, предоставляющей логистические услуги преимущественно для fashion-сегмента, отмечают, что в первую очередь изменилось расположение и количество магазинов и распределительных центров. За три месяца войны несколько раз схема транспортной логистики полностью изменялась. Сначала нужно было вывезти товар и торговое оборудование из городов, где начались боевые действия. Во вторых, большинство ритейлеров открыли дополнительный склад на западе Украины. Это полностью изменило схему доставки товара от поставщика, потому что часть товара находится, например, в Киеве, а другая часть во Львове.
«Больше всего нуждаются в наших услугах клиенты, у которых были уничтожены склады и которым необходимо быстро наладить складскую и транспортную логистику на уже существующей инфраструктуре. Также при уменьшении объемов поставок ритейлеры сокращают складские помещения и ищут возможность экономии в сотрудничестве с логистическим оператором», – объясняет CEO FashionLogistics Олег Трембицкий.
Потому стояла задача быстро открыть дополнительный склад на западной Украине. Так начал работать склад во Львове и продолжает работу склад компании в Киеве. Организационная структура была изменена и часть персонала была переведена на новый склад на западе страны.
«Сейчас время больших изменений в логистике вообще. До 24 февраля 2022 года вакантность складов была на уровне 1-2%. После этого примерно 200 000 кв. м складских помещений полностью уничтожено и еще 170 000 кв. м частично разрушено. Поэтому стране нужны новые складские помещения, в первую очередь, на западе Украины и в Киевской области», — отмечает Олег Трембицкий.
С середины апреля наблюдается оживление спроса на услуги логистики, многие интересуются не выросли ли цены, какие маршруты и схемы доставки являются наиболее безопасными и эффективными.
В общем, операторы говорят, что работа с каждым обращением клиента ведется персонально и индивидуально просчитывается каждый доступный вид доставки. Компании стараются как можно больше поддержать каждого из своих клиентов, понимая, что только вместе можно победить в эти трудные для страны времена.
Читайте также —
Складне питання: как украинский ритейл переживает потерю части складов и как это изменяет логистику