Основатели Foodz Ukraine: Мы строим модель дистрибуционной системы питания будущего

Основатели Foodz Ukraine: Мы строим модель дистрибуционной системы питания будущего

09.02.2022 08:00
  1145
Володимир Тиравський

Компания Foodz Ukraine предоставляет клиенту возможность реализовать свою потребность в питании, т.е. нажав на кнопку в мобильном приложении, в течение 25 минут получить заказанное.

Читайте українською

Яна и Денис Кривенко одними из первых начали развивать «темную кухню» (это ресторанный формат, где готовят блюда для доставки и самовывоза) в Украине, поскольку уверены, что у такого формата большой потенциал. В интервью изданию Delo.ua основатели компании Foodz Ukraine рассказали, сколько стоит запустить такой бизнес, как искали партнера, а получили инвестора в лице агрохолдинга МХП, в каких регионах планируют запустить свой проект, какие факторы нужно учитывать для открытия кухонь и сколько нужно вложить для этого денег, какие блюда чаще всего заказывают украинцы, почему ресторанам не стоит запускать собственную службу доставку и как будет выглядеть система питания в будущем. RAU предлагает самые интересные фрагменты этого интервью.

Трансформация HoReCa и запрос на эффективность

Мы запустили проект в 2020 году. Но идея появилась раньше, и 2019 год мы посвятили подготовке: искали пути его эффективной реализации согласно нашему видению конечного результата.

На рынке HoReCa появился запрос на эффективность, ведь сегмент общественного питания начал трансформацию, которая в будущем приведет к его разделению на два основных направления: ресторанов À la carte, где гостей встречают владельцы заведения, и высокоэффективного операционного бизнеса.

В итоге «средняя» HoReCa должна трансформироваться в один из этих форматов. Например, в США уже есть ряд ресторанов со средним чеком $100, где вообще нет поваров, а официанты разогревают еду, например, стейки, и собирают салаты.

У украинских рестораторов, которые путешествовали и наблюдали новые тренды, появился запрос на такой формат, и они искали для себя соответствующие решения. Увидев спрос на такой формат, мы взялись за его разработку. Когда решения были созданы и показаны рынку, он оказался к ним не готов.

Модель с полным циклом производства

Понимая, куда движется рынок и какой будет система питания будущего, мы решили создать MVP, но уже по модели dark kitchen. Так и зародился проект Foodz Ukraine. Выбрали для себя модель с полным циклом производства — от работы с поставщиками и производства кулинарных заготовок до проектирования кухонь и создания виртуальных ресторанов. И уже на уровне MVP мы получили ожидаемые результаты. Проект начал развиваться.

Для отработки MVP нам понадобилось около $300 000. Вложения мы не окупили, так как постоянно реинвестируем в развитие. Но на старте, до начала стремительного масштабирования, нам удалось вывести компанию в прибыль. На сегодняшний день мы снова приближаемся к этапу c положительной EBITDA, сохраняя развитие.

Искали партнера, а получили инвестора

Летом 2021 года в Foodz Ukraine инвестировал МХП. Мы пришли к МХП, когда искали партнера по снабжению. Так как наш бизнес транзакционный с высоким оборотом, он не может существовать без качественного снабжения. С этим запросом мы обратились в МХП. Пообщавшись, мы поняли, что смотрим в одном направлении, ведь МХП со своей стороны начал трансформацию в кулинарную компанию. В итоге мы пришли за партнером, а получили и партнера, и инвестора. Сейчас мы вместе занимаемся формированием этого рынка. На данный момент суммарные инвестиции в этот проект составили около $2 млн.

Выход в регионы

Мы покрыли Киев и запустили проект в Днепре. Мы немного откорректировали свои планы и решили сосредоточиться на улучшении работы операционки и отработки новых гипотез в столице. Днепр для нас более понятный рынок и там находятся наши партнеры, поэтому логично было сначала заходить туда. Мы в любом случае будем во всех городах, где есть сервисы доставки. Миллионники, такие как Днепр, Харьков, Одесса, Львов, имеют определенную емкость, поэтому имеет смысл заходить в них после Киева. Сейчас в Киеве у нас 18 точек плюс одна точка в Днепре.

Готовность к открытию в любом регионе зависит от ряда факторов — от наличия качественного снабжения и логистики до зрелости потребителя. Региональный рынок сейчас на той стадии, когда люди заказывают еду чаще всего потому, что хотят попробовать что-то новое. Пока это не массовое потребление, но рынок уже готовится к переходу на новый уровень. Одни города больше к этому готовы, другие меньше. Понимая тенденции, мы будем открывать локации с небольшим опережением рынка, чтобы быть готовыми. Сначала в крупных городах, а затем в меньших.

Факторы для запуска новых кухонь

Локации для запуска новых кухонь мы выбираем в зависимости от нескольких факторов. Во-первых, от количества предложения еды на доставку. Например, центр Киева перегружен контентом, а на Борщаговке такого выбора нет. Во-вторых, существует четкая зависимость от возможности осуществлять логистику, то есть развитие платформ по доставке. В-третьих, необходимо учитывать готовность клиента регулярно совершать операции — генерировать спрос. Одновременно все факторы расти не могут, только плавно и по очереди. И наша функция — обеспечить контент, то есть дать человеку возможность реализовать свою потребность в питании по определенным SLA: нажав на кнопку в мобильном приложении, он должен в течение 25 минут получить в любой географической точке ту еду, которую он любит и которая доступна ему по цене. Будь он вегетарианец, любитель фастфуда, либо у него есть специфические запросы в питании. По сути, мы строим модель дистрибуционной системы питания будущего.

Необходимые инвестиции, количество заказов и ресторанные концепции

Мы научились очень быстро открывать кухни, имея всю необходимую инфраструктуру внутри компании. Поэтому для нас не проблема запустить точку за месяц. Наш рекорд — 14 дней, чтобы запустить кухню с нуля. В среднем нужно от 21 до 30 дней. Относительно инвестиций мы ориентируемся на сумму $50 000-100 000 на одну кухню.

В среднем на одной точке мы обрабатываем около 200 заказов за день. Пиковая нагрузка кухонь, которые мы проектируем на данном этапе, — 1000 заказов. Средний чек заказа колеблется от 250 до 600 гривень в зависимости от ресторанной концепции.

Ресторанные концепции, которые у нас представлены, мы разрабатываем сами. Сейчас у нас 12 виртуальных брендов, еще восемь в разработке. Расширяя портфель, мы ставим перед собой задачу присутствовать в большинстве сегментов матрицы потребления, в том числе и в социально ответственных направлениях, создавая даже нишевые концепции.

Что чаще всего заказывают украинцы

Украинцы в основном потребляют понятную еду. Это традиционные блюда для ежедневного потребления, стритфуд, американская кухня. Но есть еда, которая больше про эмоции, например, суши или китайское направление. На все кухни существует определенный спрос, потому что еда — самый простой и быстрый способ получения счастья.

Почему ресторанам не стоит запускать собственную службу доставку

Работаем круглосуточно там, где есть круглосуточная доставка. Наши партнеры — Glovo и Bolt Food. Мы работаем с сервисами на рыночных условиях. Мы считаем, что лучше работать с сервисами, чем пытаться запустить свой сервис доставки, так как велик шанс не достичь успеха в процессе масштабирования. ​​Будущее за коллаборациями и совместным развитием.

Ресторанный бизнес — бизнес гостеприимства, куда гость приходит не только за едой, но и чтобы почувствовать свою особенность, получить сервис, определенную эмоцию. Рестораны, давая эту эмоцию, не в состоянии обеспечить растущий спрос на доставку еды.

Поэтому доставка еды конкурирует не с рестораном, а скорее с холодильником. Доставка нужна для того, чтобы человек в любой точке города мог заказать себе еду с помощью двух кликов в смартфоне. Классический ресторан, фокусируясь на эмоциях и отдавая предпочтение клиенту в зале, попросту не может качественно удовлетворить запрос гостя с телефоном в руке, ждущего свой заказ. Поэтому рынок питания будущего требует другого подхода.

Как будет выглядеть система питания в будущем

Рынок dark kitchen в Украине будет развиваться, а логистика дешеветь. Люди будут все больше ценить свое время и отдавать предпочтение готовой еде, нежели готовить ее самому. Возрастет социальная ответственность, и еду будут выбрасывать значительно меньше. Питание будет более персонализированным, система будет подбирать блюда согласно предпочтениям, ограничениям и настроению человека. Система питания будущего будет удовлетворять любой запрос потребителя и делать это намного быстрее, чем сейчас, и с большим разнообразием.

Читайте также —

МХП инвестировал в сеть онлайн-ресторанов Foodz Ukraine и получил 20% компании


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка